Консультация для родителей «Ребенок идет в школу»

Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и педагоги детского сада. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом, проявятся плоды их воспитательных усилий.

Отношение ребенка к школе формируется задолго до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: « Ты у нас отличником будешь», « У тебя новые друзья появятся», « Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную, •увлекательную деятельность, испытав незначительные негативные эмоции( обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: « За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут!», « Ты же двух слов связать не можешь. Как ты на уроках будешь отвечать?».

Такие напутствия вряд ли воодушевят детей. Стараясь быть объективными при оценке их успехов, взрослые не скупятся на критически замечания и в конце концов добиваются того, что ребенок вообще не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности, реагируя слезами на неудачи. Можно понять его боязнь и тревогу, связанные с предстоящим обучением в школе.

Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не принесет пользы.

Важно, чтобы сообщаемая информация была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Для этого используются сюжетно- ролевые игры, экскурсии в школу, беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях, общение с младшими школьниками, чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения, труда и т.

д.

Кроме того воспитателям целесообразно проводить беседы с родителями будущих первоклассников: знакомить со школьными требованиями, а главное- со своим ребенком, его сильными и слабыми сторонами. Такая работа поможет •изменить сложившиеся в некоторых семьях представления о школьной жизни.

Попытаемся проанализировать самые распространенные установки родителей по поводу достижения хорошей успеваемости ребенка и соблюдения дисциплины. Если у ребенка в детском саду на занятиях получалось все хорошо и воспитатель хвалила его, то и в школе также будет все хорошо. Может быть, все так и будет. Однако надо понимать, что с переходом из детского сада в школу меняется коллектив сверстников, на фоне которых ребенок может выглядеть менее способным. Меняется педагог, следовательно, меняются требования к детям и характер отношений между учителем и учеником. Меняется вид деятельности. Как показывает практика, трудности в процессе обучения возникают у всех первоклассников. Несмотря на внешнее сходство, эти затруднения имеют различные причины и зависят от индивидуальных особенностей психофизиологического, интеллектуального, социального и эмоционально — волевого развития детей.