Школьник – новый статус ребенка.

Вот и пришла пора собирать ребенка в школу. Школьник – это слово означает многое. Это уже почти взрослый, это иной социальный статус. Пребывание в школе ставит перед ребенком новые задачи, предъявляет новые требования. Результаты его труда, физического и эмоционального будут постоянно оцениваться и учитываться. От первых шагов вхождения в сложный школьный мир очень часто зависит успешность обучения, а от результатов обучения во многом зависит и вся последующая жизнь ребенка.

В психологической и педагогической литературе школьная зрелость определяется как уровень функциональной готовности к обучению в школе, а именно соответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических и психо -эмоциональных функций условиям обучения и его задачам.

В повседневной жизни готовность к школе часто трактуется иначе. Многие родители под этим понимают как минимум – достижение определенного, чаще всего семилетнего возраста, и максимум – умение читать, считать и писать, что в корне не верно. Так навык чтения и письма не определяет готовность к школьному обучению. Гораздо важнее личностная позиция ребенка, его психологическая готовность принять новую для себя роль, соподчинение учебных и общежитейских мотивов своей деятельности.

Если к семилетнему возрасту познавательное развитие формируется почти автономно, вне зависимости от родительского участия в их развитии, то личностная и мотивационная готовность целиком зависит от той роли, которую играют родители в жизни ребенка, от стиля сложившихся в семье взаимоотношений, от их воспитательных целей.

Важно не только то, чему учить, но и как это делать. Нередко родители стремятся включить детей в свой ритм и темп жизни. В этом случае они подгоняют малыша, торопят, стремятся стимулировать его деятельность. Родительское воздействие приобретает характер принуждения, которое порождает устойчивые отрицательные эмоции ребенка. Взрослые нервничают, сердятся, требуют, угрожают, а ребенок приобретает опыт противодействия, неподчинения, игнорирования распоряжений взрослых.

Бывает и наоборот. Родители стараются «притормозить» не в меру активного и шумного ребенка, придержать его познавательную активность, а значит замедлить его развитие.

В школьном возрасте наиболее существенное значение имеет способность ребенка не только понимать, запоминать, воспроизводить ту или иную информацию, но и распознавать свои и чужие чувства, справляться с эмоциями, сохранять спокойствие, оптимизм и уверенность в трудных ситуациях.

Учеба в школе требует внимания, терпения, настойчивости, но еще больше умения сотрудничать с другими людьми – одноклассниками и учителями, умения выполнять предъявляемые требования и правила, поддерживать в себе мотивацию к учебной деятельности, а также уверенности в своих силах.

Таким образом, если ваш ребенок начинает учиться в школе, не умея читать, писать и считать, это не самая большая беда. Гораздо серьезнее, когда первоклассник не умеет выполнять указания взрослого, когда он не умеет устанавливать и поддерживать взаимоотношения с другими людьми, а общее отношение к обучению в школе у него негативное. В этом случае требуется серьезная, вдумчивая работа родителей и специалистов.

Внимательное отношение к выбору образовательного учреждения и образовательных программ поможет первокласснику начать увлекательное путешествие в мир знаний.

Тест для родителей:

«Готовы ли вы быть родителем школьника?»

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок будет часто обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока – непосильная нагрузка для маленького ребенка.

4.Трудно быть уверенным в том, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5.Ребенок может хорошо учиться только в том случае, если учительница – его собственная мать.

6.Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, считать и читать.

7.Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8.Боюсь даже думать о том, что мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9.Мой ребенок пугается, когда к нему обращается незнакомый человек.

10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью

11. Начальная школа, по-моему, мало способна чему-либо научить ребенка.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.

15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе?»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Всего:

Что обозначают цифры? Если сумма положительных ответов 4 или менее баллов: у вас есть основания с оптимизмом ждать первого сентября — вы сами вполне готовы принять новую социальную роль вашего ребенка.

5-10 баллов: вам желательно лучше подготовиться к возможным трудностям.

10 и более баллов: подумайте над своими ответами еще раз, возможно, вам следует посоветоваться с психологом.

Что же означают суммы в столбиках таблицы? В первую очередь обратите внимание на те, где сумма 2-3 балла.

1-й столбик – по-видимому, необходимо заняться играми и заданиями, развивающими внимание, память, мышление, тонкую моторику рук.

2-й столбик – обратить внимание на то, умеет ли ваш ребенок взаимодействовать с другими детьми.

3-й столбик – можно предположить некоторые сложности связанные со здоровьем ребенка, но есть еще время заняться закаливающими и общеукрепляющими упражнениями.

4-й столбик – возможны трудности во взаимопонимании с учителем.

5-й столбик – ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно излишне привязан к матери.