Консультация для родителей.

Тема: «Словесные игры и упражнения»

Старшая группа.

Словесные игры занимают особое место в жизни ребёнка. Такие игры требуют богатого воображения, творчества, мыслительной дерзости. Но ведь не зря К.И.Чуковский называл детей гениальными лингвистами.

Словесное «озорство» известных поэтов: С.Маршака, Я.Козловского, Б.Заходера, Г.Сапгира, М.Ясного, И.Токмаковой, Н.Кончаловской и др., подарят детям ни с чем несравнимую радость интеллектуального торжества. «Я знаю, как правильно!»; «Я знаю, так нельзя, и поэтому смешно!», заразит примером словотворческих шуточных игр.

Польза от чтения смешных стихов со словесной и звуковой путаницей немалая: развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической норме, воспитывается чувство юмора.





Смешные, неправильные слова не запутывают детей, а служат, по выражению К.И.Чуковского, «самоэкзаменом собственных умственных сил».

Дети – великие имитаторы и великие творцы, поэтому начинайте словообразование с подражаний. Расскажите, например, про мальчика, который очень любил придумывать фамилии и имена зверятам, любил «играть словами». Поэт Михаил Яснов написал об этом стихи.

Я придумываю фамилии

Утёнок – Уточкин!

Цыплёнок – Курочкин!

Щенок – Собачкин!

Жеребёнок – Клячкин!

Барашек – Овечкин!

А я – Человечкин!

Я учу котёнка.

Мой котёнок – черноушка.

Назову его – Чернушка.

Мой котёнок – рыжеспинка.

Назову его – Рыжинка.

Белый хвостик как кудряшка.

Назову его – Беляшка.

Мой котёнок отзывается,

Мой котёнок так старается,

Имя учит – и мяучит!

Приглашение детей к сотворчеству:

«Придумайте продолжение этих стихов или сочините свои собственные».

Игра.

Ёрш – ершится,

Петух – петушится,

Лайка – лает,

Змея – змеится…

Что ж получается:





Лягушка – лягается?

Приглашение детей к сотворчеству:

«А что вы лучше всего умеете: петушиться, змеиться или делать что-то другое?»





Про мамонтов.

Стихи о том, как иногда сочиняются стихи.

Мамонт и папонт гуляли вдоль речки.

Бабонт и дедонт лежали на печке.

А внучонт сидел на крылечке

И свёртывал хобот в колечки.

И, взяв на колени тетрадь и пенал,

Пыхтел и стихи сочинял:

«Мамонт и папонт гуляли вдоль речки.

Бабонт и дедонт лежали на печке.

А внучонт сидел на крылечке

И свёртывал хобот в колечки.

И, взяв на колени тетрадь и пенал,

Пыхтел и стихи сочинял!»

Приглашение детей к сотворчеству:

«Кто попробует сочинить похожее стихотворение?»

Мирная считалка.

На дороге, у развилки, повстречались две дразнилки.

Повстречались, подразнились, не сдержались – и сцепились!

Прибежали разнималки – помешали перепалке.

И к развилке на кобылке прискакали две дразнилки.

Прекратилась перепалка, и тогда пришла считалка:

Раз – два – три – четыре — пять – хорошо друзей считать!

Приглашение детей к сотворчеству:

«Расскажите свои считалки. Присочините к ним что-нибудь забавное, смешное».

Однажды поэтесса Ирина Токмакова услышала чужие разговоры и написала стихотворение.

Кто о чём говорит.

Ходит солнышко по кругу, спит в лесу лосиха.

Мы идём с тобой по лугу тихо, тихо, тихо.

Мы походим по опушке, мы найдём тропинку.

Вон сорока на верхушке клювом чистит спинку.

Вон на камне придорожном, словно вросшем в землю,-

Осторожно, осторожно! – Ящерица дремлет.

Слышишь, звякнул колокольчик на лесной лужайке.

Есть у нас магнитофончик, маленький всезнайка.

Он на тоненькую плёнку пишет разговоры:

Что сказал комар зайчонку, лягушачьи споры…

Целый день он с нами ходит, а настанет вечер,

Разговоры переводит в звуки нашей речи.

Тихо, тихо. Ни словечка. Мы нажали кнопку.

Так о чём спросила речка узенькую тропку?

И о чём поведал ветер листьям дикой груши?

Мы узнаем всё на свете. Посиди. Послушай.

Приглашение детей к сотворчеству:

«Сумеете ли вы ответить на эти вопросы? А сами, о чём больше всего говорите?». У поэта С.Погореловского есть стихи:

Воронята — у ворон.

У слонов – слонята.

А у наших макарон есть мароконята.

И по больше, и поменьше,

И по толще, и потоньше,

И мальчишки – макаронцы,

И девчонки – макаронши.

Макаронников папаша

Их в дорогу снаряжает.

Макарониха – мамаша

Их в тревоге провожает:

Вы пройдитесь белым светом

По извилистой дорожке,

Только помните при этом,

Ребятишки – макарошки;

И гориллы, и гагары,

И барбосы, и вороны,

И Марины, и Макары

Обожают макароны!

Приглашение детей к сотворчеству:

«Сочините стихи про свою любимую еду, например про картошку».

Эксперементируйте со своими детьми, развивайте воображение, творчество.

Успехов вам!