Образовательная область «Физическая культура»

и виды интеграции другими областями

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача для дошкольников. И поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья дошкольников остаётся ценность здоровья как основного показателя благополучия человека, что обуславливает обязательное включение образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» в состав примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Целесообразна интеграция содержания областей «Физическая культура», «Здоровье» с образовательными областями «Безопасность», «Социализация, «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы».

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования.

Педагогу следует организовать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалось оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и хлопок, ответ и передача мяча и т.д.) Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

При этом использование здоровьесберегающих технологий, воздушное закаливание, игровая дыхательная гимнастика, самомассаж предусматривают интеграцию образовательной области «Физическая культура» и «Здоровье». Интеграция с образовательной областью «Безопасность» решается посредством формирования навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем. Активизация мышления детей, усвоение нового материала, закрепление знаний об окружающем мире через подвижные игры и упражнения предусматривает интеграцию с областью «Познание».

С целью развития воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме используются художественные произведения, музыкально-ритмическая деятельность, что предполагает в рамках интеграцию области Физическая культура с образовательными областями «Чтение художественной литературы» и «Музыка». Интеграция с областью «Социализация» происходит через взаимодействие и помощь друг другу во время эстафет, оценивании результатов игр и соревнований, где формируются первичные представления о себе, собственных возможностях. В процессе занимательной двигательной активности происходит развитие свободного общения со взрослыми и детьми через проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности, что свидетельствует об интеграции с образовательной областью «Коммуникация». При овладении детьми навыками по уходу за физкультурным инвентарем решается задача накопления двигательного опыта в рамках области «Труд».

Таким образом, интегрированная организованная образовательная деятельность позволяет расширить познавательный материал, даёт возможность сочетать различные виды деятельности, направленные на обогащение знаний, умений и навыков детей, развитие их творческих способностей.