В психологии понятие деятельности определяют как активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет свои потребности. Для возникновения какого-либо вида деятельности необходимо появление мотивов, наличие или отсутствие которых и положено в основу определения характера деятельности ребенка.

Критериями оценки характера деятельности детей можно считать следующие:

- отсутствие мотивации к деятельности (отказ от выполнения заданий);

- формальность выполнения заданий (незаинтересованность в данном виде деятельности);

- устойчивость деятельности, проявление интереса к заданию (желание действовать самостоятельно, творчески).

Характер деятельности оценивается в процессе наблюдения за ребенком во время выполнения заданий.

Чем же может быть вызвано отсутствие мотивации или формальное отношение к деятельности? В первую очередь, следует обратить внимание на самочувствие ребенка. Нежелательно проводить обследование в те дни, когда ребенок болен, так как это может сказаться на результатах.

Причиной отказа может служить и несоответствие нагрузок, предлагаемого материала возрасту и уровню развития детей. В этом случае разрешите малышу заниматься тем, что он уже может делать. Это поможет ему совершенствовать свое умение. Внимательно наблюдайте за ребенком, чтобы определить, когда он будет готов учиться новому виду деятельности. Тогда вы сможете опять начать обучать ребенка.

Для возникновения мотивации к деятельности, необходимо привлечь внимание ребенка. Ребенок не сможет обратить на вас внимание, если много людей или очень шумно, если он голоден или мокрый.

Всегда помните о том, что, если ребенок занимается одним и тем же делом слишком долго, он может устать от него. Тогда он может не захотеть вообще больше заниматься этим. Поэтому не заставляйте его делать одно и то же слишком долго. Наблюдайте за ребенком, чтобы заметить, когда он начнет уставать. Прекратите заниматься этим видом деятельности до того, как малыш устанет.

Отметим, что для нормально развивающихся детей характерна заинтересованность своей деятельностью и ее конечным результатом. Для ребенка с нарушенным интеллектом характерно безразличное отношение к тому, что он делает, и к полученному результату.

По характеру деятельности детей можно разделить на 4 группы:

Первую группу составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимая цели задания, действуют неадекватно. Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии. Необходимо комплексное обследование.

Во вторую группу входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотические действия, а в дальнейшем — отказ от выполнения заданий.

В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут, что свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности.

Третью группу составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают со взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно, во многих случаях, они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.

Показатели детей этой группы говорят о том, что в этой группе могут оказаться дети с нарушениями слуха, зрения, локальными речевыми нарушениями, с минимальной мозговой дисфункцией и т.п.

Четвертую группу составляют дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практической ориентировки, а в некоторых случаях и на уровне зрительной ориентировки. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Эти дети, как правило, достигают хорошего уровня психического развития.

В заключение дадим несколько рекомендаций по формированию заинтересованности в деятельности:

- Выбирайте те виды деятельности, которые ребёнок может видеть или слышать.

- Объясняйте ребёнку и разговаривайте с ним о том, что вы делаете.

- Выполняйте всё действия вместе ребёнком.

- Разговаривайте с ребенком о тех действиях, которые вы выполняете вместе с ним.

- Поощряйте ребенка всякий раз, когда он делает что-то правильно.