Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 г.Североморска Мурманской области.

Консультация по музыкальному воспитанию детей

«Использование игровых приемов в процессе обучения

детей музыкально — ритмическим движениям.»

Подготовила

музыкальный руководитель

Сметанкина Елена Викторовна

Г.Североморск

2012г.

Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально — ритмическим движениям.

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, вызвать интерес и любовь к музыке, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, формировать умения и навыки.

Основной формой организации музыкального воспитания в детском саду являются занятия, на которых ребенок знакомится с музыкальными произведениями, приобретая первоначальные навыки культуры слушания музыки: овладевает умениями и навыками в пении, навыками игры на музыкальных инструментах, а также в музыкально-ритмических движениях. Чтобы занятия детям были понятны и доступны, педагог использует различные методы и приемы, которые зависят от учебных задач, от того, чему учит педагог – пению, слушанию, игре, танцу, и кого учит – детей младшего или старшего возраста. Одним из эффективных приемов является игровой.

Одним из видов музыкальной деятельности является ритмическое движение. На занятиях значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки.

В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей желательно использовать в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку.

Например: перед занятием воспитатель надевает на руку петрушку, зайчика, и т.д. и приглашает с ним подвигаться. Дети весело маршируют, подражают всем движениям петрушки, которые он показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся. С куклой детям интереснее выполнять движения (в упражнении «Гулять-отдыхать» М.Красева), или плясать. Используется появление игрового персонажа, переодетого воспитателя или ребенка старшей группы в костюме персонажа.

С первых занятий необходимо развивать стремление самостоятельно, с творческими элементами выразительно двигаться под музыку. А для этого надо активно развивать и обогащать двигательную реакцию детей. В этом большую помощь могут оказать игровые приемы. Например, в игре «Кто из леса вышел?» дети должны не только определить, кто вышел из леса: медведь, лиса или зайчик, но и передать в движении неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстрого, трусливого зайчишку. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре.

В старшем возрасте задания усложняются, дети сами передают движения игровых персонажей – «Лыжники», «Конькобежцы», «Охотники и зайцы» — две группы персонажей, каждый из которых передают движения своих персонажей.

Для детей старшего возраста используем магнитофон. Красочность звучания оркестрового исполнения знакомых произведений эмоционально воздействует на ребят. Использование компактдисков в свободное от занятий время дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр. А это является содержанием таких музыкальных игр, как «Будем танцевать», «Моя любимая мелодия», «Определи пляску!».

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями. Систематическое применение игровых приемов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом.

Таким образом, игровые приемы на музыкальных занятиях способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства.

При разучивании и закреплении детьми ритмического рисунка (или движения) можно использовать следующие приемы:

Прохлопать ритмический рисунок, пройти его шагами.

Прохлопать выученный ритмический рисунок в кругу по очереди.

Пройти шагами знакомый ритмический рисунок с частичным или полным выключением музыкального сопровождения (пропеть мелодию про себя).

Использовать иллюстрации, карточки для изображения ритмических рисунков.

Применять прием «эхо». Например, педагог прохлопывает ритм, все вместе или по одному его повторяют.

Подобрать музыкальные примеры, где ритм двух фраз все время повторяются. Дети прослушивают первую фразу (она проигрывается громко), а вторую фразу все прохлопывают.

Двигательные упражнения.

«Ноги и ножки» (для детей от 3 лет)

Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ, топ-топ. (ходьба в медленном темпе, четко опуская ногу на всю стопу).

Маленькие ножки бежали по дорожке: топа-топа-топа-топ, топа-топа-топа-топ. (бег на носках с остановкой на последнее слово).

«Часы»

Тик-так, тик-так, все часы идут вот так (наклоны головы то к одному плечу, то к другому).

«Непослушный дождик» (для детей от 3 лет)

Дождик — кап! Дождик — кап!

То сильней, то тише. (ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой).

Не стучи, не стучи,

Не стучи по крыше! (грозить пальцем)

Непослушный какой! (укоризненно покачать головой).

Погоди, не лейся!

Заходи к малышам (поманить руками).

И в тепле погрейся! (положить ладони на плечи, скрестить ладони на груди

«Прогулка»

По узенькой дорожке

Шагают наши ножки (ходить по кругу друг за другом, высоко поднимая ноги),

По камешкам, по камешкам (поскоки с ноги на ногу в медленном темпе),

И в ямку… бух! (сесть на пол на последнем слове).

Меж еловых мягких лап (мелкая пружинка)

Дождик кап-кап-кап (поочерёдно встряхивать всеми пальцами раскрытых кистей)

Где сучок давно засох, (мелкая пружинка)

Серый мох-мох-мох (поднять руки вверх, сжимать-разжимать кулаки).

Где листок к листку прилип, (мелкая пружинка)

Вырос гриб, гриб, гриб. (правой рукой выполнять четкие движения вверх с остановкой «гриб растет»))

Кто нашёл его друзья? (развести руки в стороны)

Это я, я, я! (хлопки на прыжке)

«Горошинки»

Разбежались по дорожке

Разноцветные горошки, (легкий бег врассыпную)

Птички весело клюют, (присели, пальцами ударяем по полу).

Нам горошки не дают. (грозят пальчиком)

Ну дайте мне горошинку –(поочередно выставляют ручки вперед, делают «горстку»)

Я такой хорошенький! (гладят себя по голове).

«Мы топаем ногами»

Мы топаем ногами. (ходьба на месте).

Мы хлопаем руками. (хлопки в ладоши).

Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).

Мы руки поднимаем (руки вверх).

Мы руки опускаем (руки вниз).

Мы руки разведем (руки в стороны).

И побежим кругом (бег).

Литература:

1.Методика музыкального воспитания в детском саду/ Под ред. Ветлугиной Н.А. – М., 1989.

2.Музыка в детском саду / Под общ. ред. Н.А. Ветлугиной. — М., 1972.

3.Музыка и развлечения / Сост. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская. — М., 1967.

Детские потешки: сайт crazymama.ru