Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №63 «Журавлик» комбинированного вида

Киселёвского городского округа

Консультация для родителей «Этот упрямый ребенок»

(кризис 3-х лет)

Полготовила





Пермякова Е.П.





педагог-психолог

Киселёвск 2014

Возраст трех лет — переломный момент в жизни ребенка. Первый кризисный симптом – негативизм. Психическая эмансипация, отчетливость и ясность собственных желаний и намерений. Переживания успеха или неуспеха в конкретных делах. Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотрстарой системы социальных отношений, кризис выделения своего «я» по Д.Б.Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить сними новые, более глубокие отношения.

Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда – со сверстниками).

Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнить, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Вообще негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали.

Крупнейший отечественный психолог Л.С. Выготский описал так называемое «семизвездье симптомов».

- семь наиболее ярких особенностей поведения, которые говорят о том, что ребенок достиг этого знаменательного этапа в развитии – кризиса упрямства.

1. Негативизм – стремление постоянно противоречить взрослым. Ребенок говорит «Нет» даже в том случае, если на самом деле предпочел бы сказать «Да», потому что указания исходят от взрослых: ему же крайне важно утвердиться в собственном мнении, доказать другим, что он может иметь самостоятельную позицию, отличную от позиции мамы с папой.

2. упрямство – стремление всегда отстаивать свое требование. Довольно часто ребенок при этом загоняет себя в ловушку: он и рад бы отказаться от первоначальной позиции, но не может – просто потому, что должен настоять на своем любой ценой.

3. Строптивость – бунт против тех норм и правил, которые были установлены прежде и к которым ребенок, вроде бы, уже привык за первые годы своей жизни. Он рушит барьеры – сопротивляется, проверяет на прочность любое из существенных правил. Этим и объясняются такие распространенные проблемы этого возраста, как внезапные нарушения режима – отказ спать в привычное время, отказ от еды, которую прежде ребенок ел с удовольствием и т.д.

4. Своеволие – то самое краеугольное «Я САМ!»

5. Протест – бунт – дитя находится в состоянии непрекращающейся войны с окружающими – прежде всего, конечно, с вами – родители.

6. Симптом обесценивания – ребенок, еще вчера такой ласковый и нежный, вдруг начинает ругаться, обзываться, подвергать сомнению ваши слова и авторитет.

7. Деспотизм – дитя не только все время настаивает на том, что все будет делать сам. Он и вас пытается заставить плясать под свою дудку! Для многих родителей это оказывается настоящим шоком: собственное чадо, от горшка два вершка – командует, требует, настаивает! Впрочем, достается не только маме с папой и бабушке с дедушкой, но и младшим братьям и сестрам, и домашним животным.

Если у трехлетнего ребенка рождаются многочисленные планы и он становится инициативным в своих действиях, если его достижения становятся предметом внимания взрослого и его доброжелательной оценки, его личность своевременно и полноценно развивается — это залог психического здоровья и успешного развития в дальнейшем. В противном случае при ограничении взрослыми самостоятельности в действиях детей или полном устранении от помощи ребенку в его бурно развивающихся, но еще плохо скоординированных и осмысленных действиях, а также при небрежном или безразличном отношении к его пока еще элементарным достижениям в поведении трехлеток возникают негативные симптомы: дети становятся раздражительными, гневливыми, легко впадают в аффект, капризничают, стремятся все сделать наоборот. «Я» ребенка в этом случае находит свое утверждение не в «гордости за достижение», что является продуктивным направлением его развития, а в «жажде победы над взрослым», которая проявляется в поведении ребенка в виде абсурдного противоборства взрослому, в достижении своих целей любой ценой, вплоть до истерик.

Используемая литература:

 

Л. Образцова «Я сам! Упрямый ребенок» маленькие подсказки для родителей. Издательство Сова Москва С.П. 2007г.

Выготский Л.С. Кризис трех лет // собр.соч.: В 6 т. – М., 1984

Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.