Оценка развития познания.

- Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой — малый, и т.п.?

- Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?

- Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?

- Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?

Оценка базового опыта ребенка.

- Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?

- Был ли он в библиотеке?

- Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?

- Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития.

- Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

- Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?

- Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?

- Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?

- Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?

- Четко ли ребенок выговаривает слова?

- Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

- Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?

Оценка уровня эмоционального развития.

- Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?

- Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

- Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?

- Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?

Оценка умения общаться.

- Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?

- Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

- Способен ли ребенок слушать других не перебивая?

Оценка физического развития.

- Хорошо ли ребенок слышит?

- Хорошо ли он видит?

- Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?

- Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?

- Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

- Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительное различение.

- Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?

- Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?

Зрительная память.

- Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать?

- Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?

Зрительное восприятие.

- Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?

- Понимает ли ребенок, что читают слева направо?

Уровень слуховых способностей.

- В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?

- Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?

- Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам.

- Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

- Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?

- Задает ли ребенок вопросы о словах — что они значат и т.п.?

Общая и психологическая готовность.

Может ли ваш ребенок:

- Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?

- Изъясняться связно, например, «покажи мне…»

- Понимать смысл того, о чем ему читают?

- Четко выговорить свое имя?

- Запомнить свой адрес и номер телефона?

- Писать карандашом или мелками на бумаге?

- Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами?

- Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?

- Слушать и следовать полученным указаниям?

- Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?

- Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?

- Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?

- Положительно оценивать: я — человек, который многое может?

- «Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора?

- Проявлять интерес к окружающим его предметам?

- Ладить с другими детьми?

Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе.

(тут важно отвечать честно хотя бы перед собой)

- Нравится ли вам ваш малыш?

- Слушаете ли вы то, что ребенок говорит?

- Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?

- Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?

- Поправляете ли вы речь малыша?

- Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?

- Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?

- Смеетесь ли вы вместе с ним?

- Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?

- Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?

- Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?

- Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?

- Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему?

- Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?

- Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?

- Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?

- Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?

- Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?

- Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?

- Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки?

- Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?

Приложение 2.

Тест «Кругозор».

Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.

1. Назови свое имя, фамилию, отчество.

2. Назови фамилию, отчество родителей.

3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?

4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?

5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?

6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)

7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?

8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?

9. Кем работают твои родители?

10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)

11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?

12. Когда можно кататься на санках — зимой или летом?

13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон (врач, учитель?)

15. Зачем в школе нужен звонок, парта?

16. Ты сам хочешь пойти в школу?

17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?

18. Каких животных ты знаешь?

19. Каких птиц ты знаешь?

20. Кто больше, корова или коза?

21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?

Тест «Нарисуй человека».

Попросите ребёнка нарисовать человека: «Возьми лист бумаги и нарисуй человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя».

В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней.

Наблюдайте, не подсказывайте. Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.

Тест «Повтори».

Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: «Ей дан чай».

Инструкция может быть следующая: «Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же».

Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза.

А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.

Тест «Круг».

Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.

Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки.

Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца.

Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.

Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет желания — не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.

Приложение 3.

Если вам очень хочется заниматься с ребенком дома, то вам пригодятся наши рекомендации:

- для того, чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими фишечками;

- рисуйте “кривулечки”, дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного. Малыш научиться видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет и его воображение;

- раскрашивайте рисунок карандашам то густо, то бледно. Карандаши хорошо менять то толстый, то тонкий;

- возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребенка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы), затем поменьше (ягодки, кружочки);

- затем закрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе;

- научите ребенка набирать петли на толстых спицах и толстыми спицами. Это тренирует локоток и терпение, поможет малышу ровно держать спину во время письма за партой;

- лепите из пластилина, вяжите — это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные;

- покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление;

- не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машины. Играя, они освоят счет и задачи.

Приложение 4.

МУДРЫЕ СОВЕТЫ Симона Соловейчика из книги “Педагогика для всех».

Подготовим маленького к самостоятельной жизни среди сверстников, попытаемся научить его простым правилам детского общежития.

- Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.

- Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защититься.

- Не дерись без обиды.

- Не обижайся без дела.

- Сам ни к кому не приставай.

- Зовут играть — иди, не зовут — попросись, это не стыдно.

- Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.

- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.

- Не ябедничай за спиной у товарищей.

- Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.

- Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.

- И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись.