Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава I Семья как первый институт социализации…………………………….6

1.1 Особенности семейного воспитания на современном этапе ……………..6

1.2 Учет психологических особенностей мальчиков в процессе социализации……………………………………………………………………………………9

1.3 Условия социализации мальчиков в современной семье…………………..11

1.4 Принцип гендерного подхода в процессе социализации…………………..13

Глава II Приоритет нравственного воспитания мальчиков в условиях семьи

2.1 Механизм нравственного воспитания………………………………………..15

2.2 Психологические особенности мальчиков…………………………………..18

2.3 Воспитание мальчиков в семье……………………………………………….21

Заключение………………………………………………………………………….24

Список использованных информационных источников…………………………27

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Введение

Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные агенты социализации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Ускоренный темп современной жизни, с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми. Одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в семье, и он не способен своевременно разрешать личностные проблемы развития своих детей. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов. Первичная социализация ребенка в семье имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Существует  проблема детско-родительских отношений, нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие. Семья создает личность или разрушает ее, поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.

3

Люди привыкли думать, что ребенка и мир детства изучают только педагоги и психологи. Это не совсем так. Развитие и воспитание ребенка протекают в определенной социальной и культурной среде. В последние годы в различных областях научного знания, в том числе и в педагогике, все активнее заявляет о себе гендерная проблематика. В современной педагогической науке отделилась самостоятельная область научного знания, изучающая особенности развития, воспитания и обучения детей разного пола. Процесс половой социализации, неотъемлемая часть общего процесса социализации, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников. Позиция ребенка как представителя своего пола определяет специфику развития самосознания. Необходимо совершенствовать дифференциальный подход в воспитании девочек и мальчиков с учетом их психофизиологических особенностей. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем. Другая сторона — это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения.

Объект исследования: процесс социализации мальчиков как воспитание будущих мужчин, отцов, продолжателей рода человеческого;

Предмет исследования: семья как первый и наиважнейший институт социализации;

Задачи исследования:

1) научиться пользоваться библиографическими указателями по педагогике, психологии, философии, социологии;

2) изучить минимум литературы по теме и переработать его;

3) проанализировать педагогический опыт работы дошкольного образовательного учреждения с семьей и школой на основе периодических изданий по дошкольному воспитанию;

4

4) выполнить фрагмент опытно экспериментальной работы, проанализировать, систематизировать, обработать полученный эмпирический материал и сделать выводы.

5

Взрослые никогда ничего не понимают сами,

а для детей очень утомительно без конца

им все объяснять и растолковывать.

Антуан де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Маленький принц

Особенности семейного воспитания на современном этапе

Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины, создал прочную семью, мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни, был законопослушным гражданином. Следует иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации.(15)

Вхождение ребенка в социум определяется в педагогике как социализация. Ребенку предстоит познакомиться с нормами, ценностными притязаниями, культурными особенностями общества и принять или отторгнуть их. Социализация как своеобразный механизм, с помощью которого ребенок не только усваивает данное ему обществом, но и имеет возможность вернуть, усвоенное в любом виде человеческой деятельности. (16)

Социализация является непрерывным процессом, потому что человек постоянно взаимодействует с социумом. Это происходит во время общения, работы, игры. Ребенок начинает учиться культуре общения, правилам поведения. Объектом социализации является человек. В нашем случае – ребенок. Семья – это первичный институт социализации и одновременно является субъектом воспитания в обществе. Данной теме следует уделять много внимания, потому что именно в семье начинается развитие ребенка, его воспитание.(23)

6

В семье даются первые навыки общения, культуры, работы. Без этих первичных умений ребенок не сможет стать полноценным членом общества. Социализация ребенка неотделима от воспитания. Ведь дети учатся не только на примерах взрослых, подражая им. Любая семья имеет особые возможности задать детям ориентиры их социального поведения на всю последующую жизнь. В конфликтной семье дети низкоорганизованные и не имеют собственного потенциала разрешения кризисных ситуаций. А в криминальных семьях дети не имеют элементарных условий для воспитания, по отношению к ним допускаются насилие, жестокое обращение. Часто вовлекаются в преступную деятельность родителей. (7)

В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, производственные коллективы и т.п. Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека. (18) Л.С. Выготский обращал внимание на то, что «Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным». Роль семьи как института социализации, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Чтобы стать для своих же детей своим человеком, недостаточно быть для них родным отцом. Нужно, чтобы они – папа, мама с детьми – жили вместе как друзья. Ребенок растет, он становится подростком, и ему нужен папа, отец – общественная личность, мастер труда, вдохновенный творчеством созидания. Ему нужно, чтобы

7

слово отца не расходилось с делом, чтобы он был сильным своей целеустремленностью и преданностью. Чрезмерная заботливость перерастает в ребенке не во взаимную чуткость, а в беззаботность и грубость; чрезмерное обилие материальных благ вырабатывает в нем — потребительство, вымогательство; чрезмерная уступчивость развивает в нем — слабохарактерность; постоянное внушение ребенку, что только он и есть радость и гордость семьи, воспитывает зазнайство и самодовольство. Как только в семье родится ребенок, родители должны с того же самого времени возложить на него самые лучшие надежды. Это сделает их более заботливыми с самого начала. (20)

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей. Работа с родителями имеет конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей.

8

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада. Цель этой работы – решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ. Если будет

лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, то большую поддержку получит ребенок и вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.

В ходе проведенной работы получены результаты:

повысился уровень родительской компетентности;

гармонизировались родительско — детские отношения;

повысилась ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ.

1.2 Учет психологических особенностей мальчиков в процессе социализации

В дошкольном возрасте игра — основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. (9)

В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда. При этом очень важным

9

условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти»

материал на машинах, установить основные крупные детали. В результате наблюдений за игрой детей установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии».(24)

Важно сформировывать у детей определенные трудовые навыки и умения. При участии и под контролем взрослого мальчиков можно научить: разрезать плотный картон; пользоваться лобзиком при работе с фанерой; использовать молоток и гвозди, сколачивая ящик для рассады; скреплять детали кукольной мебели с помощью специального клея или шурупов; чинить игрушки; выполнять посильную им физическую работу. Для мальчиков старшего дошкольного возраста должно стать привычным уступить место матери в транспорте, помочь

10

нести сумку с продуктами. И пусть это будет не столь тяжелая ноша, но ребенок должен почувствовать нагрузку. Тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной. А слова матери: «Как я рада, что в семье растет настоящий мужчина!» — воспримутся сыном как настоящая награда.(20)

Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше

пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Просто надо предоставить им пространство и следить, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. (4)

1.3 Условия социализации мальчиков в современной семье

Пожалуй, трудно найти родителей, которые считали бы возможным воспитывать мальчика и девочку одинаково. Какие же особенности воспитания напрямую связаны с полом ребенка, и что нужно делать сегодня, чтобы завтра ваш сын превратился настоящего мужчину? Воспитание мальчиков имеет свои характерные особенности в разном возрасте, однако существуют ключевые моменты, значимые на протяжении всех этапов взросления ребенка. Перед глазами мальчика всегда должен быть мужской образец для копирования поведения, тот, на кого мальчик будет ровняться, и с чьим поведением он будет сравнивать свое собственное. Необходимо развивать в мальчике качества будущего главы семьи – целеустремленность, настойчивость, уверенность в себе, умение принимать решения и нести за них ответственность. Для воспитания всех этих качеств очень важно демонстрировать ребенку доверие, ведь если мы постоянно вмешиваемся и все перепроверяем за мальчиком, у него просто не остается пространства для самостоятельности. Чтобы в будущем мальчик стал хорошим отцом, следует с раннего детства учить его выражать свои чувства и эмоции, проявлять чуткость и внимание к окружающим, заботиться о

11

близких. Не следует думать, что к мальчику можно применять более суровые

методы воздействия и строгие наказания, чем к девочке. Ведь именно мальчики, согласно многочисленным психологическим исследованиям, более уязвимы и чувствительны к наказаниям, крикам и обидам. Воспитывая сына, старайтесь меньше одергивать его, не вводите излишних запретов и ограничений, и, конечно, приложите все усилия, чтобы избежать физических наказаний и морального давления на ребенка. Образ матери является идеалом для формирования представления о женщине вообще. Позволяйте себе быть слабой, принимайте заботу и помощь от своего маленького рыцаря и, конечно, от его папы. Только так вы сможете сформировать у мальчика правильное понимание мужской и женской ролей в семье и в обществе. Для малышей раннего возраста очень важен подбор игрушек и игр. К сожалению, считается, что мальчики должны играть в машинки или конструктор, и редкая мама купит своему малышу куклу, набор посуды или игрушечную коляску. И совершенно напрасно! Кроме того, что игры с этими игрушками доставят массу удовольствия и ребенку, и его маме, они еще и способствуют формированию у ребенка будущей ролевой модели отца. В возрасте 3-х лет малыш начинает постепенно осознавать, что он мальчик. Для того чтобы половая идентификация прошла успешно, важно постоянно подчеркивать наличие у ребенка таких «мужских» качеств, как смелость, ловкость, сила. Это способствует формированию у мальчика позитивного представления о себе как о будущем мужчине.(8)

Семья оказывает огромное влияние на эмоциональное, духовное, физическое развитие ребенка, в том числе на развитие его личности. Ребенок, воспитывающийся вне семьи, если даже ничего не теряет в интеллектуальном плане, то он теряет что-то в личностном плане, в плане роста и становления своей личности. Именно семья помогает превратиться в зрелую личность, которая станет полноценным гражданином и достойным членом общества. Семья — это тот фактор, тот социальный институт, который оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. (6)

12

1.4 Принцип гендерного подхода в процессе социализации

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными. Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли. (1)

Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что – женщины. В период раннего и дошкольного детства у всех малышей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С четырех до семи лет формируется гендерная устойчивость: дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. В результате образ отца иногда является менее привлекательным, а ребенок лишен возможности подражать папе. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском

13

саду их тоже окружают женщины. Не способствует формированию гендерной

идентичности и положение ребенка в семье, детском саду. Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Они постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин. (3)

Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. По мнению ученых, женщины не могут правильно воспитывать мальчиков, так как у них другой тип мышления. Педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми. Когда на занятии воспитатель обращается к детям с вопросом, то первыми всегда поднимают руку девочки. Мальчики не торопятся с ответом, речь у них развита хуже, они вынуждены тратить больше времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. У мальчиков формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. (13)

14

2.1 Механизм нравственного воспитания

Прочность, устойчивость нравственных качеств зависят от того, как они сформировались, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Нравственное качество

Нравственное качество

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка

будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества и от возраста объекта воспитания. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне. (17)

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как

15

именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. В младшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче. (12) Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе. Нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые

моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. (2)

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений,

16

выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом. Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства. (12)

Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. В игре малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.(14)

Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития. Среди воспитательно-образовательных задач, вопросы нравственно-трудового воспитания детей стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребёнку предстоит жить. Решение этих вопросов – единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости. Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен радостно войти в жизнь ребёнка и помочь ему в

17

успешном всестороннем развитии. Трудовая деятельность дошкольников имеет несколько иное значение. Его особенность – это связь детского труда с игрой, его ценность в формировании нравственных качеств детей. (17)

2.2 Психологические особенности мальчиков

Психологический портрет мальчиков вербального (левополушарного) типа:

Психологический портрет мальчиков вербального (левополушарного) типа:

Молчаливый

Молчаливый

Развитие личности начинается еще до рождения. Уже с момента зачатия психологическое развитие девочек и мальчиков отличается и чтобы этот период был правильно сформирован, благополучно прожит, важно, чтобы будущего ребенка мама ожидала с радостью, надеждами и без настроя на определенный пол.

Храбрый

Храбрый

Спокойный

Спокойный

Чувствительный

Чувствительный

Старательный

Старательный

Настойчивый лидер.

Настойчивый лидер.

С рождением мальчика маме важно понимать, что она должна формировать у мальчика черты личности, которые позволят быть ему счастливым мужчиной и счастливым отцом. Для мальчика важно движение, действие. Движение формирует настойчивость, активность, а значит и получение результатов. Мальчики имеют определенные качества и черты, к 7 годам независимые, спокойные, могут преодолевать трудности, для них формируется понятие «хорошо-плохо», исходя из общечеловеческих критериев на всю жизнь; мальчики имеют свою точку зрения, складывают целое из отдельных деталей.(5)

Обучение мальчиков должно учитывать высокий темп работы, информационную насыщенность задания, смену видов деятельности в течение урока,

18

давать задания на поиск, на сообразительность, на понимание принципов и на

собственное их открытие. Мальчиков надо чаще хвалить подчеркивая, за что хвалите, дозировать отрицательную оценку: давать ее кратко, выразительно, четко. Дифференцированный подход в образовании и воспитании ребенка с учетом пола – это важное условие для формирования гармоничной и успешной личности, будущего мужчины-отца. (21)

Психологический портрет мальчиков невербального (правополушарного) типа

Психологический портрет мальчиков невербального (правополушарного) типа

Разговорчивый

Разговорчивый

Боязливый

Боязливый

Неспокойный

Неспокойный

Равнодушный

Равнодушный

Неряшливый

Неряшливый

Переменчивый

Переменчивый

Ведомый

Ведомый

Беспроигрышный способ доказать, что вы счастливы быть родителями настоящего мужчины, — дать ребенку настоящее мужское имя. Голубые костюмчики и синяя коляска не столь важны для формирования мужественности.

Скорее это родительский адаптер: «Привыкайте, в семье растет мужчина!». Годовалый мальчуган – любитель поскандалить. Он всегда найдет повод, чтобы проявить свое «я», настоять на своем и заставить всех себя слушаться. Спокойно относитесь к этим проявлением, не пытайтесь «переломить» характер, будьте терпеливы и ласковы. Не упускайте возможность показать ему свою любовь и заботу. В этом возрасте мальчики нуждаются в ней не меньше, чем девочки, и родительская теплота, объятия и поцелуи нисколько ему не повредят. Обращаться к мальчику надо только согласно его полу – этого стоит требовать и от окружающих. Забудьте бесполое «малыш» или ласкательные «котик» или «лапуля» — к сыну лучше обращаться, подчеркивая не только его

19

пол, но еще и мужские достоинства: «сынок», «мальчик», «богатырь», «герой»,

«мой сильный и отважный защитник». После 3 лет ребенок отделяет себя от родителей, теперь он психологически самостоятелен и ищет, какую модель поведения избрать. Он изучает отношения между людьми и учится понимать, что хорошо, а что плохо, как он может поступать, а как – нет. Ребенок находит себя и определяет свое место в обществе, даже если оно ограничивается семьей и группой сверстников. Сейчас самое время дать ребенку правильные жизненные ориентиры, показать характерные для мужчины модели поведения. Первым примером должен стать, конечно же, его собственный отец. Для самооценки маленького мужчины полезно советоваться с ним по разнообразным бытовым вопросам. Что приготовить на обед? Куда пойти в выходной день? Ведь ваш сын – это полноправный член семьи, и притом сильной ее половины!(22)

Увидев на шестилетнем сыне собственное платье и блеск любимой помады на его губах, вы наверняка ужаснетесь: «Неужели мой сын будет «таким»?! Не стоит поддаваться панике. Это может быть всего лишь игра, познание окружающего мира. Но если вы заметили, что сын регулярно проявляет интерес к женским предметам или в его поведении вас что-то настораживает, не поленитесь сходить с ним к психологу. Чаще всего за таким нетипичным поведением

стоят банальные внутрисемейные проблемы и некорректное воспитание. Подобные нарушения встречаются у мальчиков, в семье которых смешаны роли – мама сильная, доминирующая или гиперопекающая, а отец редко принимает решения либо с его мнением не считаются. Если ваш сын избегает общества других мальчиков или предпочитает женские роли при игре в «дочки-матери». Это означает, что он боится быть мальчиком. Мальчики более чувствительны, чем девочки. Они боятся темноты, ссор, громкого голоса, скандалов и маминых слез. У них чаще появляются заикание, ночное мочеиспускание и страх одиночества. Они более скрытны, сдержанны и молчаливы. Защитите ребенка от лишних комплексов. Спокойнее станет и ваша жизнь.(23)

20

Всегда полезно:

- читать мальчику сказки, где главные герои – сильные и отважные рыцари, спасители и защитники;

- играть с сыном в «мальчиковые» спортивные игры: футбол, хоккей, бокс, сражаться на пластиковых мечах;

- покупать не только чисто мальчишеские игрушки, но и «девчоночьи»: пусть сын поиграет в повара, садовника, наконец, в няню – это не испортит его мужского самосознания, но научит заботиться о ближних;

- папе приглашать в дом своих лучших друзей, чтобы ребенок мог видеть поведение взрослых мужчин в неформальной дружеской обстановке;

- чаще бывать в гостях у дедушек и рассказывать о своих предках позитивно; — маме говорить об отце (даже если он живет не с вами) только хорошее (в каждом человеке есть черты характера, которые можно отметить и одобрить); — подчеркнуть мужественные поступки сына и умолчать о проявлениях его слабости с кем не бывает?  (11)

2.3 Воспитание мальчиков в семье

Семейное воспитание мальчиков обладает своими специфическими чертами, которые непосредственно обусловлены физическими и психологическими особенностями представителей мужского пола. Представители мужского пола

обладают большей физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованы, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие.(1)

В современных квартирах основным занятием для мальчиков часто становятся только компьютерные игры. Мужской работы нет даже для отцов семейств (воду не носить, дрова не рубить и т.п.). Где же выход? Значит, нужно бытовую работу не делить на мужскую и женскую, а каждому делать то, что лучше получается, или любую домашнюю работу делать тому, кто в данный

21

момент свободен. И мальчики должны быть в этом процессе полноправными участниками. Лучший пример для воспитания — это справедливое разделение труда между матерью и отцом, и в современной квартире это отнюдь не механическое разделение на мужской и женский труд. Если отец семейства своей единственной обязанностью дома считает отдых на диване перед телевизором, то на такую же роль он программирует и своего сына. А значит, вырастет инфантил, не способный, ни к систематическому труду, ни к ответственности, ни к созданию прочной семьи. Главой семьи традиционно был мужчина. Глава — это тот, кто берёт на себя ответственность принимать решения, но и, с другой стороны, отвечать за них. Поэтому воспитание будущего главы семьи — это воспитание в нём ответственности! И мальчики, и девочки нуждаются в обществе отца, в его любви. Хорошо, если дети имеют возможность проводить много времени с отцом, ощущать его ласку и по возможности помогать ему. К несчастью, отец, придя домой с работы, больше всего на свете хочет лечь и читать газету. Но, если бы он понимал, как ценно его общество для ребенка, то почувствовал бы большее желание преодолеть свою усталость. Однако, ни отец, ни мать не должны заставлять себя сверх всякой меры. Лучше поиграть с ребенком минут 15, а потом сказать: «А теперь я почитаю газету», чем провести в зоопарке целый день, проклиная все на свете. Иногда отец стремится, во что бы то ни стало сделать своего сына идеальным во всех отношениях, и это мешает отцу и сыну просто приятно проводить время вместе. Например, отец хочет воспитать из сына спортсмена. Он может еще в раннем возрасте начать учить его играть в футбол. Но у ребенка не получается. (10)

Если отец все время критикует его, даже по-дружески, ребенку становится не по себе, и он перестает получать удовольствие от игры. Кроме того, ему начинает казаться, что он ни на что не годен и что отец его тоже так думает. В свое время мальчик полюбит занятия спортом, если он вообще уверен в своих силах и жизнерадостен. Одобрение отца важнее для него, чем его

22

указания и поправки. Игра в футбол — прекрасное занятие, если она была предложена сыном и если они с отцом играют для развлечения. Отец должен с удовольствием проводить время со своим сыном, давая ему почувствовать, что он «свой парень». Отец с сыном должны иногда отправляться вдвоем на прогулки или экскурсии. У них должны быть свои, общие секреты. Мама в жизни ребенка — это сама природа, то, что питает, защищает, учит сосуществовать со всем вокруг в гармонии, ненасилии. Учит терпению, своевременности, приятию изменений и стимулирует гармоничные изменения в характере и организме малыша. Если необходима в чем-либо регулярность, то лучше мамы следить за этим и обучать ребенка никто не сможет. Это касается навыков гигиены, самообслуживания, самостоятельности всего того, что позволяет адаптироваться в мире. Функция адаптации — это женская энергия! И по большому счету именно это и есть суть материнства. Мальчиков обычно интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности. Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности.(19)

Анализируя все выше изложенные наблюдения по поводу влияния родителей на формирование личности ребенка, следует вспомнить и о работах Э. Берна, в которых он утверждает о наличии жесткого родительского программирования в жизни ребенка. По мнению Э. Берна, родительское программи- рование это своего рода перфокарты, заложенные в мозг ребенка еще в детстве, которые он перебирает на протяжении всей своей жизни. Однако следует отказать родительскому программированию в столь универсальном и неминуемом праве на жизнь ребенка. Как показывают современные исследования, родительское программирование — всего лишь закономерность, а не закон, обязательный для всех. (1)

23

Родители должны приложить все усилия, чтобы воспитывать в мальчике – мужские качества личности:

Мужчина – не имеет права и не может быть — слабой, трусливой, безвольной, несамостоятельной, безответственной и ленивой личностью, низкого уровня развития!

Заключение

Семья – это неотъемлемая ячейка общества. Ни одна нация, ни одно общество не обходилось без семьи. Поэтому развитие ее, укрепление, стабилизация – дело не только государства и общества, но и, прежде всего самих супругов. Это важно. Ведь именно в семье начинается формироваться личность

24

будущего члена общества. Перенимание традиций делает семью более сплоченной. Живой пример родителей очень важен в развитии ребенка.

Главной ценностью педагогической культуры является ребенок — его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания. Каждая форма общения педагога с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний. Развитие человека во взаимоотношениях и под влиянием окружающей среды можно определить как результат его социализации, т.е. усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвитии и самореализации том обществе, в котором он живет.

Социализация – развитие, обусловленное конкретными социальными условиями, т.е. в процессе воспитания. Она начинается с семьи. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы и СМИ.

Таким образом, от социального климата в семье, духовного развития и физического становления в ней детей зависит успешность процессов развития и социализации ребенка. В семье закладываются взаимоотношения с окружающими. Семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые

25

являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество.

Таким образом, проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных направлений воспитательно-образовательной работы. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка. Мальчики и девочки ведут себя абсолютно по-разному в обществе, что социализация мальчиков проходит более сложно, чем у девочек. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить. В играх реализуются желания детей. В игре он освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст