Семинар – практикум:

Методика изодеятельности.

«Основные приемы лепки».

Воспитатель МДОУ №24

Хусаинова Г.М.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувства прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. В рисовании предмет изображается относительно. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки.

По содержанию и тематике различают сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку.

В сюжетной – дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так ли иначе связаны между собой: по смыслу (Серый волк и Красная Шапочка, Лиса и колобок), по размещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей основе), по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом), по динамике(герои держатся за руки, бегут и т д).

В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения – всевозможные фрукты, овощи, игрушки, бытовые предметы и т д.

В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия – вазы, кашпо, панно, тарелки, лепные орнаменты. Многими из этих поделок можно красить помещение.

В комплексной лепке дети произвольно или для решения поставленной художественной задачи комбинируют разные способы лепки. Например, вылепив рыбку, украшают ее лепным узором; создав персонажей к сказке, украшают одежду прорезным орнаментом и налепами.

По способу создания образа выделяют следующие виды лепки: по памяти, по представлению, по замыслу, с натуры, по схеме, по рисунку, по словесному описанию и пр.

По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть: индивидуальной, коллективной – в сотворчестве со взрослыми или сверстниками, комплексной (интегрированной), когда лепка сочетается с другими видами художеств и познавательной деятельности, а также с разными играми.

Занятие лепкой комплексно воздействует на развитие ребенка:

Повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

Синхронизирует работу обеих рук;

Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Лепить можно из любой глины(голубой, красной, желтой), пластилина, теста.

Соленое тесто:

Мука 150 гр.

Соль 300 гр.

3 ложки любого обойного клея (сухого +100 мл. воды). Вымешать до получения крутого теста. Можно в часть теста добавить цветной краски. Хорошо сделать сразу несколько нужных цветов. Хранить тесто в полиэтиленовых пакетах или пластиковых коробках с плотно закрывающимися крышками (кусок теста каждого цвета в отдельном пакете) в холодильнике.

ТЕХНИКА ЛЕПКИ

1.Конструктивный способ. При этом способе образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребенок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Например, самолет: сначала корпус, потом крылья и хвост, хвост можно не лепить отдельно, а просто загнуть корпус с одной стороны (средняя группа), окна можно на корпусе нарисовать отеками.

Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:

Объединение одинаковых форм (бусы, колодец);

Объединение похожих форм, отличающихся по величине ( пирамидка, башенка);

Объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка).

В дальнейшем конструированный способ лепки совершенствуется:

Увеличивается количество деталей, усложняется их взаимное расположение, более тщательной и выразительной становится доработка.

2. скульптурный способ – этот способ называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребенок представляет заинтересовавший его образ, берет подходящий по цвету и размеру кусок пластилина, разминает. Ребенок создает образ, вытягивая отдельные, более мелкие части(но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающиеся щупальца,) он моделирует форму – основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д., где нужно – сверху, по бокам, снизу. скульптурный – более сложный способ лепки по сравнению с конструктивным.

Обычно детям необходимы некоторые пояснения и показ техники. Для этого нужно сравнить 2 образа на одну тему, вылепленными разными способами.

3. комбинированный – этот способ объединяет 2 способа, конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать лепку из целого куска и из отдельных частей. Самые крупные детали выполняются сочетать лепку из целого куска и из отдельных частей. Самые крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5 – 8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный по своим возможностям.