«Рассмотрено»

Руководитель кафедры учителей начальных классов

Тюрина Л.С._____

Протокол № ___ от «__»

____________2010 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «Гимназия №23»

Шабанова Ж.В. ______

«__»____________2010 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ«Гимназия № 23»

Горлышкин М.С._____________

Приказ № ___ от «__»____ 2010 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

4 В класс

Литературное чтение (Программа «Школа России»)

Программа составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования (М., 2004) и на основе «Примерной программы по литературному чтению для начальных классов», соответствует учебнику «Литературное чтение. 4 класс» (автор Л.Ф.Климанова в 2 ч.- М.: «Просвещение», 2009г.)

Составитель: учитель начальных классов Юматова Марина Ивановна

2010 — 2011 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению базового уровня для 4 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования (М., 2004) и на основе «Примерной программы по литературному чтению для начальных классов»

На изучение отводится 3 часа в неделю (из них 1 час в 2 недели внеклассное чтение).

Таким образом, всего 102 часов, из них:

литературное чтение – 85 часов;

внеклассное чтение – 17 часов.

Курс обеспечен:

учебником Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Родная речь» в двух частях. 4 класс, 1 – 4, Просвещение, 2009.

программа и методические рекомендации С.В.Кутявиной «Поурочные разработки по литературному чтению»4 класс, М.: Вако,2008г.

Общая характеристика предмета.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

      Курс литературного чтения  призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.      Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.      Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.      Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.              Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.      Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.      Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.       Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.               Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:      — развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;      — учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;      — формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;      — развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;      — формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;      — обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;      — формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;      — обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;      — расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;      — обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;      — работать с различными типами текстов;      — создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».      Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ В 4 КЛАССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Обучающиеся должны:

владеть навыком сознательного; беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;

знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы

знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;

знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

1 четверть-3ч.×9нед.=27ч.

Летописи, былины, жития

8 ч

Ознакомление с учебником. Летописи

«И вспомнил Олег коня своего…» (из летописи)

1 ч

Былины. «Ильины три поездочки»

Внеклассное чтение.

1 ч

«Житие Сергия Радонежского»

Чудесный мир классики

16ч

П.П.Ершов «Конек – Горбунок»

3 ч

А.А.Пушкин «Няне»

1 ч

А.С.Пушкин «Туча», «Унылая пора…»

1 ч

Внеклассное чтение. Стихи А.С.Пушкина

1 ч

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

3 ч

М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»

1 ч

М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб»

2 ч

Внеклассное чтение. Произведения М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого

1 ч

Л.Н.Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень» (басня)

1 ч

А.П.Чехов «Мальчики»

2 ч

Поэтическая тетрадь

Ф.И.Тютчев. Стихи. А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

1 ч

Е.А.Баратынский. Стихи. А.Н.Плещеев «Дети и птичка»

1 ч

И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…» Н.А.Некрасов. Стихи.

1 ч

2 четверть - 3 ч × 7 нед = 21 ч

И.А.Бунин «Листопад»

1 ч

Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов

1 ч

Литературные сказки

13ч

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»

3 ч

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

3 ч

Внеклассное чтение. Литературные сказки.

1 ч

П.П.Бажов «Серебряное копытце»

3 ч

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

4 ч

Внеклассное чтение. Рассказы Драгунского.

1 ч

Делу время – потехе час

6ч

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

В.Ю.Драгунский «Главные реки»

3 четверть – 3 ч × 10 нед = 30 ч

В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка»

В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Страна детства

7 ч

Б.С.Житков «Как я ловил человечков»

2 ч

Внеклассное чтение.

1 ч

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

2 ч

М.М.Зощенко «Елка»

2 ч

Поэтическая тетрадь

4 ч

В.Я.Брюсов «Опять сон» ,«Детская»

1 ч

Внеклассное чтение.

1 ч

С.А.Есенин «Бабушкины сказки»

1 ч

М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства»

1 ч

Природа и мы

13ч

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш»

3 ч

Внеклассное чтение. Рассказы о животных.

1 ч

А.И.Куприн «Барбос и Жулька»

2 ч

М.М.Пришвин «Выскочка»

2 ч

Е.И.Чарушин «Кабан»

1 ч

Внекласное чтение.

1 ч

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»

3 ч

Поэтическая тетрадь

5 ч

Б.Л.Пастернак «Золотая осень», С.А.Клычков «Весна в лесу»

1 ч

Д.Б.Кедрин «Бабье лето», Н.М.Рубцов «Сентябрь»

1 ч

С.А.Есенин «Лебедушка»

2 ч

Внеклассное чтение. Стихи о природе

1 ч

4 четверть – 3 ч × 8 нед = 24ч

Родина

2ч

И.С.Никитин «Русь», И.С.Дрожжин «Родине»

1 ч

А.В.Жигулин «О, Родина!», Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»

1 ч

Страна Фантазия

6 ч

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»

3 ч

Внеклассное чтение. Стихи о Родине.

1 ч

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

3 ч

Зарубежная литература

18ч

Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»

2 ч

Внеклассное чтение. Зарубежная литература

1 ч

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

5 ч

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

3 ч

Сельма Лагерлеф «Святая ночь»

1 ч



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




© , 2018