Автор статьи старший воспитатель ГБОУ д/с № 696 Свердлова С.А.



СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ В РАБОТЕ

С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИ ИХ КОМПЕТЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИПР



Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем психолого-педагогической компетентности родителей, а также эффективностью взаимодействия детского сада и семьи.

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Одной из важных функций сотрудничества является психолого-педагогическая поддержка родителей и детей, оказание необходимой помощи семье в решении проблем, возникающих в процессе развития ребенка.

Система работы ЦИПР с семьями воспитанников предусматривает повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, трансляцию опыта позитивных психолого-педагогических воздействий на ребенка в семье, выстраивания внутрисемейных отношений.

Взаимодействие с семьями воспитанников строится с учетом родительского стажа, уровня образования родителей, их интересов и потребностей в психолого-педагогической информации.

На схеме ниже представлена вся система работы сотрудников ЦИПР с родителями. Целью, которой является повышение психолого-педагогических знаний и компетенции родителей в воспитании и развитии ребенка.

Родители

Мастер-классы

Тренинги, семинары,

практикумы

Анкетирование

Папки — передвижки

Выставки,

композиции

Игровой абонемент «Игровая академия»

Информационные листы-памятки

Консультации

индивидуальные,

групповые

Родители

Мастер-классы

Тренинги, семинары,

практикумы

Анкетирование

Папки — передвижки



Выставки,

композиции

Игровой абонемент «Игровая академия»

Информационные листы-памятки

Консультации

индивидуальные,

групповые

Рассмотрим систему работы с родителями более подробно.

Консультации (групповые, индивидуальные).

Цель: Оказать посильную помощь родителям в воспитании малышей, повысить их психолого-педагогическую компетентность. Одновременно с этим мы возможность отследить родителей, дети которых впоследствии придут в ваш детский сад. Дальнейшая работа ориентирована уже на них.

В содержание консультационной работы входят те проблем, которые существуют у взрослых в отношении ребенка. Консультирование в ЦИПР позволяет максимально реализовать его предупреждающую функцию. Активное взаимодействие со взрослыми создает здесь возможность своевременно организовать условия, которые предохранят личность ребенка от психологически неблагоприятных факторов.

Направленность и содержание консультаций профилактического характера определяются установленными фактами, отражающими закономерности развития личности.

Консультирование взрослых по проблемам, связанным с развитием ребенка, является обязательной частью работы педагога-психолога в ЦИПР.

Особое значение в практической работе уделяется «переходным периодам» и своеобразным психологическим кризисам, возникающим в это время.

Родители получают рекомендации по воспитанию и развитию ребенка в начале, середине и конце цикла сопровождения ребенка в ЦИПР, по результатам первичной, пролонгированной и заключительной диагностики, в ходе индивидуальных и групповых консультаций и сообщают о достижениях или проблемах ребенка педагогам, работающим с ребенком. Педагоги в свою очередь, обмениваются информацией с родителями об изменениях в развитии детей и согласуют дальнейшую развивающую работу.

Тренинги.

Цель: Социальное обучение родителей в том, чтобы помочь им усвоить как можно больше типов взаимодействия, основанных на принципах социально-психолого-педагогического партнерства и равенства между детьми и взрослыми.

Как показывает опыт работы в центре, эффективным методом, позволяющим родителям приобрести новые знания, социальные установки, умения и навыки самопознания и саморегуляции, общения и межличностного взаимодействия, является тренинг (активное социальное обучение). Он требует от специалистов центра не только профессиональных знаний и коммуникативных умений. Работая с группой, важно соблюдать условия и принципы построения взаимодействия с родителями, помнить, что на эффективность контактов с ними влияют умения и навыки специалиста.

При проведении тренинга применяются следующие приемы, которые содержат:

* процедуру знакомства;

* интерактивные игры;

* ролевую игру;

* групповую дискуссию;

* тренировку поведенческих навыков;

* психогимнастику;

* анализ ситуации и т.п.

Тренинг состоит из относительно самостоятельных занятий. В их структуру включены разного вида невербальные методики: мимические, жестовые, тактильные, ролевые этюды, позволяющие каждому участнику на время стать разным «Я» и другим «Я». [В.Я.Зедгенидзе, Т.П.Камкова. Тренинг как способ активного социального обучения родителей.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. МЦФЭР. М., 2008. Вып.9. С.53]

План тренинга предусматривает три основные части: вводная, рабочее время, обсуждение.

Вводная часть служит для включения участников в работу. Снижается уровень напряжения. Формируется мотивация к совместной деятельности. Появляется возможность взаимодействия участников друг с другом, устанавливается связь между всеми занятиями.

Рабочее время направлено на достижение намеченных целей и зависит от динамики группы.

Обсуждение является важнейшей частью каждого тренинга , и позволяет всем членам группы сконцентрироваться на том, что они узнали и почерпнули нового для себя во время тренинга. Затрагивает внутриличностые процессы, межличностные взаимоотношения, мысли, новые чувства, поведение и возможности применения полученных знаний в жизни. Оно помогает структурировать весь материал тренинга, что дает возможность понять точно и ясно, что произошло, помогает закрепить новый опыт.