Тема: «Система работы логопеда по развитию

фонематических процессов у дошкольников с ОНР».

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

В ходе преодоления ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ можно выделить следующие направления в моей работе: во-первых, коррекция произношения, т.е. постановка и уточнение артикуляции звуков; во-вторых, развитие фонематического восприятия, т.е. способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы); в-третьих, последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза (сначала сочетаний звуков, потом слогов и слов) на основе развития фонематических процессов.

Всем известно, что работа с дошкольниками должна осуществляться в игровой форме. Играя – познавать мир звуков легче и интереснее. Поэтому я в коррекционной работе широко использую игровые технологии.

Фронтальные занятия построены либо в виде путешествия, либо в виде соревнования 2-х команд, либо мы отправляемся в сказку и путешествуем по ней вместе со сказочными героями.

А для закрепления материала на подгрупповом и индивидуальных занятиях я использую фонетические сказки, и разнообразные игры (с их помощью дошкольнику легче научиться слушать и слышать звуки родной речи).

Начинаю работу со знакомства с гласными звуками и буквами.

Материал фонетических сказок (игры и задания с демонстрационным и раздаточным материалом) направлен на закрепление знаний артикуляции гласных звуков, развитие фонематического слуха и общих речевых навыков.

Сначала ребенку предлагаю послушать сказку:

«Сказка первая – о звуке А» /и демонстрирую красный кружок, который

обозначает звук «А»/

Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А_».

Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда — очень громко: «А, А, А».

Когда звуку А было грустно, то пел он тихую – тихую, протяжную – протяжную песню: — А_А_ А_А_А_А_А_.

Бывали времена, когда звук А играл на барабане:

- ААааа, ААааа.

А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:

- А А А А А А

А А А_А_, А А А_А_.

Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

После чтения сказки нужно ответить на вопросы по тексту и выполнить задания, направленные на закрепление и осмысление её содержания.

Вопросы и задания

О каком звуке эта сказка?

Что любил делать звук А? (ПЕТЬ.)

Когда звук А пел, как он открывал рот? (ШИРОКО.) Покажи как?

Как умел петь звук А? (ТИХО, ГРОМКО.) Спой тихо, спой громко.

Какую песню пел звук А, когда ему было грустно? (ТИХУЮ-ТИХУЮ, ПРОТЯЖНУЮ-ПРОТЯЖНУЮ.) Спой тихую, протяжную песню звука А.

На каком инструменте играл звук А? (НА БАРАБАНЕ.) Прохлопай и спой мелодию, которую звук А играл на барабане.

Какие песни звук А пел детям? (КОЛЫБЕЛЬНЫЕ.) Спой колыбельную звука А.

За что всем нравился звук А? (ШИРОКО ОТКРЫВАЛ РОТ И ПЕЛ НА РАЗНЫЕ ГОЛОСА.)

Знакомство с буквой А.

Ходил звук по свету, голосисто пел и однажды задумался звук, что у всех есть свой дом, у зверей и птиц, и у людей, а у него дома нет. И решил себе звук А домик смастерить. А нашел три палочки и сделал шалаш с перекладиной. И стал звук А свой дом буквой называть. С тех пор глядя на домик-букву, все узнают, что здесь звук А живет.

/ и демонстрирую букву А/

И так дальше на каждый гласный звук

/демонстрирую другие гласные звуки и буквы/

После знакомства со всеми гласными звуками, можно дать задание на фронтальном занятии или индивидуально:

Загадки «поющих» звуков, или Подскажи словечко:

Цель: закрепление знания артикуляции гласных звуков.

Угадав загадку, дорисуй отгадку.

Шире всех открывает рот звук … .

Губы трубочкой вытягивает звук … .

На вытянутый кружок (овал) губы похожи у звука … .

Самая широкая улыбка у звука … .

Приоткрывает рот и приподнимает язык звук … .

Приоткрывает рот и оттягивает язык назад звук … .

После знакомства с гласными звуками демонстрационный материал «живые звуки» можно использовать в следующих играх:

«Пропой песню гласных звуков»

(ребенку предлагается уже готовая дорожка из звуков) /демонстрирую фото №1/

«Послушай и запиши» (логопед пропевает «песню» гласных звуков, а ребенок используя символы, самостоятельно «записывает» ритмический рисунок песни) /демонстрирую фото №2/ Дорожка может быть из 2-х, 3-х, 4-х звуков, в зависимости от возможностей ребенка и от занятия к занятию она может удлиняться.

Используя наглядный материал «Живые звуки» можно работать над ритмом :

/демонстрирую наглядный материал №3/ *пропевать по схеме *пропевать по схеме, отхлопывая ритм *пропевать по памяти, отхлопывая ритм (предварительно объяснить ребенку, что большой кружок – это длинная песня, а маленький кружок короткая песня = краткий (отрывистый) звук) /демонстрирую наглядный материал №3/

«Угадай мелодию» («песню») На столе «записи» 2-х ритмических рисунков – логопед пропевает мелодию, а дети (или если это на индивидуальном занятии, то ребенок) должны выбрать «запись» ритма, услышанной «песни».

/демонстрирую наглядный материал №4/

В теме согласные звуки добавляются кружки синего и зеленого цвета

/демонстрирую наглядный материал № 5/

А также я использую «живые звуки» для звукового анализа и синтеза слогов

/ фото №6 /

Для звукового анализа и синтеза слов

/ фото № 7 /

Или, например, выставляются две картинки и две звуковые схемы слов, отличающиеся только гласными звуками

/ фото № 8 /

Детям предлагается подобрать картинки к «зашифрованным» словам, объяснить, чем похожи и чем отличаются эти слова

(стол – стул); (кот – кит ); (дом – дым ).

/ фото № 9 /

Наглядный материал «Живые звуки» прост и универсален, так как может быть использован на всех этапах работы по изучению звуков с детьми. Он дает возможность многовариативного проведения дидактических игр, позволяет в полном объеме решать задачи коррекционно-развивающего обучения.

Используемая литература.

Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

Новиковская О.А. 100 упражнений для развития речи. – М.: АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2009.

Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта работы) / Под ред. В.В.Гербовой. – М.: Просвещение, 1983.

Здравствуйте!

Меня зовут Филиппова Лариса Валерьевна, работаю я учителем-логопедом в МДОУ ДСКВ № 15 «Солнышко» , Талдомского района.

В нашем Учреждении функционируют группы общеразвивающей и компенсирующей направленности.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой Учреждения.

В группах компенсирующей направленности осуществляется квалифицированная коррекция недостатков речевого развития и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

ДОКЛАД

Система работы логопеда по развитию

фонематических процессов у дошкольников с ОНР.

Филипповой Ларисы Валерьевны

учителя-логопеда МДОУ ДСКВ

№ 15 «Солнышко» Талдомского р-на

Дмитров 2012