Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок»

Система работы
по обогащению словаря
младших дошкольников
(2 младшая и средняя группы)

Выполнила:

Шилова Надежда Ивановна,

воспитатель высшей категории

Велиж

2012

Вторая младшая группа

Задачи

Занятия. Тема.

Методы и приемы

Вне занятий

Сентябрь

Учить детей правильно называть предметы, обогатить словарь новыми словами (ладушки, оладушки), активизировать прилагательные (красные, желтые, зеленые)

Дать понятия об изменениях осенью, овощах. Активизировать в речи детей слова – обобщения: овощи, золотая осень.

Обогатить словарь детей прилагательными

1.Милости просим, гости дорогие – познакомить детей с «Избой», ее хозяйкой, расположением вещей и предметов русского быта. Обогатить словарь детей с помощью потешек.

2. «Во саду ли, в огороде» — познакомить детей с овощами (репа, морковь), учить их различать по цвету, внешнему виду, форме, употреблять слова – определения: красная, желтая, круглая, продолговатая.

3.Чудесная корзиночка – продолжать учить детей различать по внешнему виду и вкусу овощи.

Словарь:

сладкий, горький, сочный, кислый.

1.Знакомство с хозяйкой, чтение потешки «Катя, Катя маленькая».

2.Рассматривание вещей.

3.Игра «Матрешка на окошке» — песня «Мы веселые матрешки».

1.Загадывание загадок про репку и морковь.

2.Обследование овощей, чтение потешек «Матушка репка…», «Ах, морковь сладкая».

3.Игра «Уродилась репка».

1.Рассматривание овощей (помидор, лук, огурец).

2.Детская игра «Узнай по вкусу»

3.Загадки про овощи.

1.Игры «Собери листочки» (красные, желтые, зеленые).

2. «Чудесный сундучок» — загадывание загадок об овощах, ответ – разгадки в сундучке.

3. «Подбери по цвету» — «Белый снег – белый мел»

Режимные моменты:

«Водичка, водичка, умой…№

«Жили – были сто ребят»

«Наша Таня маленька, на ней шубка аленька»

Наблюдение – загадка про ворону, воробья

«Дует ветер нам в лицо»

«Солнышко, ведерышко, выйди поскорей»

Хороводные игры:

«Зайка беленький сидит»

«Утица»

Пчелы и ласточка»

Настольный театр:

«Репка»

Русский народный праздник «Здравствуй, золотая волшебница осень».

Задачи

Занятия. Тема.

Методы и приемы

Вне занятий

Октябрь

Познакомить с трудом взрослых. Сформировать представления о домашних животных

Активизировать в речи детей обобщающие слова: теплая одежда.

Ввести в словарь детей качества и свойства предмета (теплая, мягкая, вязаная).

Разучить пословицы и потешки о труде

1.Как у нашего кота – знакомство детей с обитателем «Избы» котом Васькой, учить описывать игрушку, правильно называть части тела.

Словарь:

шерстка, глазки, усы, зубки.

2.Ладушки в гостях у бабушки – знакомство детей с теплыми вязаными вещами и из назначением. Учить употреблять существительные в родительном падеже с суффиксом –ок, -ек.

Словарь:

варежки, носки, шарф, шапочка.

3. Рассказывать сказки «Снегурочка и лиса» — познакомить детей с новой сказкой, учить подбирать слова – определения, учить узнавать по голосу.

Словарь:

волк – волчище, медведюшка – батюшка, лисичка – сестричка.

1.Рассматривание игрушки – кота

2.Заучивание потешки «Как у нашего кота шубка очень хороша»

3.Игра «Ходит Васька –кот»

1.Д/игра «Десять внучат»

2.Рассматривание теплых вещей.

3.Наблюдение за вязанием с использованием народной песни «Ой, люли – люли, прилетели журавли».

1.Рассказывание сказки (использование игрушки).

2.Игра «Кто позвал?».

«Мы зовем тебя, ау! Ну ка глазки закрывай, не робей…»

1.Игра «Знакомство с куклой Машей»

«Вот она, Машенька наша, девочка – клюбничка, румяное личико…»

2. Новоселье куклы Маши – «ставеньки резные, окна расписные…»

3. Уложили Машу спать «Баю – баю – баюшок, ложись, Маша, на бочок»

Режимные моменты: «Мыли, мыли ушки, мыли, мыли ручки…»

«дубы – дубочки, пеку блиночки…»

«Баю – баю – баиньки, спать ложиться заинька»

Наблюдение: загадки про собачку, кота.

«Ветер тучи разгони, солнце красно прогляни»

Неродные игры:

«Пошел котик во лесок, нашел котик поясок…», «Заинька», «Кот Васька»

Обыгрывание сказки «Курочка Ряба»

Досуг «посиделки в Избе» (разучивание потешек, пословиц, песен о труде).

Задачи

Занятия. Тема.

Методы и приемы

Вне занятий

ноябрь

Продолжать пополнять словарь детей новыми словами.

Активизировать в речи детей обобщающее слово мебель.

Использовать новые слова в играх, на прогулках

Учить разгадывать загадки, находить по разгадкам предметы одежды и обуви

1.Водичка, водичка, умой мое личико – познакомить детей с рукомойником, заучивание потешки, учить употреблять слова в уменьшительном значении.

Словарь:

Рукомойник, личико, роток, зубок.

2. Катино новоселье – учить знакомить с предметами окружения и их назначением, находить сходство и различие:

Стул – табурет

Кресло – кровать,

Стол — шкаф

3.Чтение сказки «Волк и семеро козлят». Познакомить детей с новой сказкой, учить употреблять существительные, обозначающие животных.

Словарь:

Козлята, котята, щенята, поросята

1.Рассматривание рукомойника.

2.Д/игра «Умоем куклу Машу»

3.Заучивание потешки «Водичка, водичка»

1.Рассматривание мебели, что есть у мебели и для чего предназначено.

2.Обставление комнаты Кати.

«Вот такая комната красивая, наша Катенька счастливая».

3.Игра «Где Катя?»

1.Чтение сказки

2.Заучивание песни Козы.

3.Д/игра «Здравствуйте, гости дорогие»

1.Игра «Ай да матрешка, матрешка на окошке. Под ярким сарафаном»

2. День рождения Кти «Раз, два, три, четыре, пять – собираемся играть»

3. Коза рогатая «Идет коза рогатая, идет коза бодатая»

Режимные моменты:

«Хлоп, хлоп ручками, Маша мыла таз…»

Травка – муравка со сна поднялась…»

«Это Оленьки известно, что взяла – клади на место»

Просмотр сказки: Колобок»

Прогулка «Пять мальчиков – пять чуланчиков»

«Если дождик, мы не тужим, звонко шлепаем по лужам»

«Синичка, синичка, воробью сестричка»

«Солнышко, солнышко, красное ведерышко»

Народная игра «Мыши водят хоровод», «Огуречик»

Театрализованное представление «Теремок»

Задачи

Занятия. Тема.

Методы и приемы

Вне занятий

Декабрь

Обогатить речь детей словами, характеризующими зиму:

-холодает

-снег, лед

-сильный ветер

При рассматривании картинок, игрушек, предметов домашнего обихода, учить правильно называть все действия, предметы и явление, их признаки и качества

1.стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча – познакомить детей с песью, старинной кухонной утварью.

Словарь:

Печь, чугунок, ухват, кочерга.

2. Оденем куклу Катю на прогулку – учить детей рассматривать предметы, выделяя детали, цвет, материал, назначение.

Словарь:

Шубка, валенки, мягкая, пушистая

3.Сундучок Деда Мороза – загадывание загадок о зиме, предметах, характеристики для зимы, зимней одежды, учить понимать смешливое значение слова.

Словарь: снеговик, лыжи, санки, коньки

1.Рассматривание печи, утвари.

2.Загадывание загадок.

3.Д/игра «Что есть в печи, на стол мечи»

1.Загадывание загадок о зиме.

2.Одевание куклы с рассматриванием одежды.

3.Игра «На полянку, на лужок тихо падает снежок»

1.Рассматривание сундучка, его украшений «Что за странный сундучок и закрыт он на замок».

2.Загадывание загадок, отгадки в сундучке.

3.Игра 2Покатаем Ваню»

«Чики, чики, чикалочки, едет Ваня на саночках…»

1.Игра «Когда это бывает?» — загадки о временах года, подбор картинок о времени года.

«Бывает, не бывает» чтение нескладушек, дети замечают, что неправильно.

Куклы гуляют – «Вот они, сапожки, этот с правой ножки, этот с левой ножки».

«Нюшка – копуша, час жевала грушую…»

Прогулка» Загадки про зиму (снег, сосулька, мороз).

«Валенки, валенки, невелички маленьки…»

«Наметет пурга большие снега»

Народная игра «Едет дедушка Егор», «Ходит Васька серенький»

Чтение сказки «Жихорка».

Народный праздник «Здравствуй, зимушка – зима»

Задачи

Занятия. Тема.

Методы и приемы

Вне занятий

Январь

Продолжать знакомить с русским фольклором, через него обогащать словарь

Учить детей согласовать существительные с прилагательными и глаголами (горница чистая, подавай пироги)

Учить классифицировать посуду по размеру и принадлежности

1.пришла Коляда – отворяй ворота – познакомить с народным праздником «Рождеством», обогатить словарь новыми словами:

Коляда, «ряженые», горница

2Фока воду кипятит и как зеркало блестит – познакомить с самоваром, учить сравнивать с чайником (находить сходство и различие).

Словарь:

Самовар, блестит, кипятит

3.Как по снегу, по метели – заучивание потешки, учить понимать содержание, воспитывать интерес к русскому народному творчеству, согласовывать существительные с глаголами.

Словарь:

Саночки летели.

Колокольчики летят, шумят, гремят.

1.Рассказ воспитателя о Рождестве, уборке «Избы» к празднику «Горница чистая, стол дубовый, занавески бранные…»

2.Чтение колядок.

3.Заучивание «Коляда, коляда, подавай пирога».

1.Рассматривание самовара «У носатого Фоки постоянно руки в боки»

2.Чтение потешки «Хлебом солью привечаем, самовар на стол несем…»

3.Д/Игра «Напоим куклу чаем»

1.Беседа о зиме «Уж ты, зимушка, зима, ты с морозами пришла…»

2.В гостях у куклы Кати

3.Заучивание потешки «Белым снегом замело все дороги на село».

1.Игра «В гостях у Даши»

Вот и праздник подошел, сели деточки за стол»

А у нас есть ложки, волшебные немножко…

2. подбери посуду для кукол. «Час обеда подошел, сели девочки за стол»



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




© , 2018