Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности

детей средней группы

Тема

Программное содержание

Методы и приемы

Наглядно – дидактический материал

Словарь

1

2

3

4

5

6

Занятие № 1

Сбор семян на огороде (семена укропа)

Учить детей правильно работать на огороде при сборе семян

Повторение правил работы на огороде.

Игра «Найди овощи»

Показ правильного сбора семян укропа.

Пакеты для семян

Семена, урожай, осень.

Занятие № 2

Волшебница вода

Уточнить представления о различных свойствах природных явлениях (снег, лед, сосулька, облака)

Развивать наблюдательность, умение сравнивать.

Беседа о волшебнице воде.

Опыты

Снег – это тоже вода.

Сосулька-лед

Игра «Зима, холод, снег»

Емкости со льдом, со снегом, стаканчики с водой, клеенка на столы, лупы, ложечки, карандаши, чистые листы бумаги.

Твердая вода.

1

2

3

4

5

6

Занятие № 3

Вода

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Опыты:

вода прозрачная

у воды нет запаха.

у воды нет вкуса.

пар тоже вода.

вода жидкая может течь.

лед легче воды

вода бывает холодной, теплой, горячей.

вода не имеет формы.

Стаканчики с водой, с молоком, ложки, термос с горячей водой, стекло, соломинки, термометр для воды, клеенка на столы.

Прозрачная, непрозрачная, термометр.

Занятие № 4

Вода в твоем доме

Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту; учить понимать необходимость бережного отношения к воде как природному ресурсу.

Беседа о воде.

Рассматривание воды на глобусе.

Как вода пришла к нам в дом.

Опыты

Фонтан

Соединяющиеся сосуды

Очищение воды

Правила пользования водой.

Игра «Кто больше назовет съедобной жидкости»

Глобус, бутылка, трубочка, воронка, вата, клеенка для стола.

Водопровод, фонтан, фильтр.

1

2

3

4

5

6

Занятие № 5

Воздух

Познакомить со свойствами воздуха и способы его обнаружения.

Помочь детям понять, что загрязнения воздуха влияет на здоровье человека.

Загадки.

Беседа о воздухе.

Опыты:

Есть ли воздух в воде

Как дышат рыбы

Чем дышат люди

Определение свойств воздуха.

Можно ли увидеть воздух

Как услышать воздух

Стаканчики с водой, трубочки,

баночки пустые, резиновая груша, воронка,

Аквариум с рыбками.

Невидимый, загрязнение воздуха.

Занятие №6

Ветер – невидимка

Закрепить знания детей о природном явлении – ветер, о его особенностях и значении для человека, и окружающего мира.

Учить детей устанавливать связь между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы.

Загадки.

Беседа о воздухе.

Наблюдения за ветром на прогулке и в окно.

Игра – имитация «Дерево»

Опыты

Можно ли увидеть воздух.

Как люди используют силу ветра.

Как передвигаются по воде парусники

«Хитрая змея»воздушный змей.

Мисочки с водой, кораблики с парусом, веера, вертушка – змей, мельница, лист бумаги.

Невидимка, мельница, парусник, воздушный змей, поток воздуха.

1

2

3

4

5

6

Занятие № 7

Раздувайся, пузырь.

Познакомить детей с ролью воздуха в жизни человека.

Игра «Раздувайся пузырь»

Беседа о воздухе

Воздух помогает в жизни человека (мельница, вентилятор, автомобильная шина, надувная лодка, пылесос, свисток, музыкальные инструменты).

Опыты: Чем пахнет воздух (присваивает запахи разных веществ)

Иллюстрации,

Лимон, апельсин, духи.

мельница, вентилятор, автомобильная шина, надувная лодка, пылесос, свисток, музыкальные инструменты

Занятие № 8

Почва

Показать, что в почве есть воздух, а при сжимании воздух «уходит», что в результате вытаптывания почвы ухудшаются условия жизни подземных обитателей, необходимость соблюдения правил поведения на отдыхе.

Беседа о почве.

Изготовление макета почвы.

Рассматривание образцов почвы взятых из разных мест.

Опыты:

Есть ли воздух в почве.

Как разные почвы удерживают воду.

Камушки, песок, глина, земля, баночки с водой, воронки,

Песок, глина, почва,

1

2

3

4

5

6

Занятие № 9

Камни

Показать разнообразие камней в природе, отличительные признаки, их свойства.

Формировать навыки наблюдательности.

Работа с «Ящиком ощущений» определение и сравнение камней.

Рассматривание камней через лупу.

Опыты:

Просевать песок, выталкивать камешки и мелкие предметы из песка, путем встряхивания.

«Ящик ощущений»,

емкости с водой, лупы, коллекция камней.

Занятие № 10

Песок

Познакомить с особенностями песка. Определить, как свойства песка проявляются в повседневной жизни.

Беседа о песке.

Работа с весами.

Опыт:

Просевать песок, выталкивать камешки и мелкие предметы из песка, путем встряхивания.

Окрашивать песок (перетирая его с цветным мелом).

Заполнять слоями окрашенного песка прозрачные емкости.

Составлять коллекции окрашенного песка, закрепляя его скотчем.

Стаканчики с песком, ложечки, палочки, мелки, баночки.

Кристаллики, «сыпучий», песчинка, частички.

1

2

3

4

5

6

Занятие № 11

Живое или неживое

Доказать детям, что растения – тоже живая природа.

Рассматривания и сравнивание комнатных растений.

Игра «Живое и неживое»

Опыты:

Могут ли растения двигаться

Как растут растения (проращивание картофеля, лука)

Комнатное растение, лук, картофель.

Росток, стебель, корни.

Занятие № 12

Продлить жизнь растению цветника.

Пронаблюдать влияние факторов среды на жизнедеятельность растения. Увидеть, что человек может реально помочь растению.

Рассматривание цветов на клумбе.

Беседа об условиях, необходимых цветам.

Демонстрация способа пересадки герани (метод черенкования)

Цветочные горшки, дренаж, земля, ножницы, вода.

Клумба, цветет.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




© , 2017