Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по познавательно-

речевому направлению развития детей

№ 40 «Одуванчик»

«Системный подход
к экологическому
образованию
дошкольников»

Авторы составители:

Кондрашова Елена Викторовна, заведующая МДОУ «Детский сад№40»,

Фадеева Ольга Анатольевна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад№40»

г. Прокопьевск, 2010год





ВВЕДЕНИЕ

В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно   актуальна  и привлекает к себе все больше внимания. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход ее естественной эволюции. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда». Экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем.

Экологическое образование как комплексная проблема современности стала объектом внимания философско-социологических исследований, рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие (Э.В. Гирусов, Ю.Г. Марков, Д.Ж. Маркович, Н.И. Моисеев). К началу 90-х гг. XX в. в отечественной педагогике широко распространяется ориентация на идеалы гуманизма и общечеловеческие ценности, задачи гуманизации и экологизации образования становятся проблемами государственной политики. Закон РФ «Об образовании» (1992), Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1994), Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения» (1994) — определили экологическое образование и воспитание в качестве приоритетного направления совершенствования всей системы образования в Российской Федерации. «Национальная стратегия экологического образования Российской Федерации» (2000) определила цели, задачи, принципы и основные направления экологического образования, призванного формировать у гражданина не только представление о физических и биологических компонентах окружающей среды, но и способствовать пониманию социально-экономической обстановки, проблем развития общества, усвоению экологических и этических норм, образа жизни, отвечающего принципам устойчивого развития. В документе предусматривается создание единой системы непрерывного экологического образования каждого гражданина России. Ступени (уровни) системы непрерывного экологического образования нашли отражение в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» (2002): «В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов в стране устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации» (раздел IX, ст. 73).

В таких условиях особую важность приобретает экологическое образование, которое рассматривается рядом ученых как важнейший фактор нравственного формирования личности. По мнению И.А. Бондаренко, Н.Н. Достовалова, М.С. Каган, Н.В. Картомышева воспитание подрастающего поколения с высокой экологической культурой позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы.

Экологическое образование представляет целостную систему, охватывающую всю жизнь человека, и должно начинаться с раннего детства, когда закладываются первые основы миропонимания и нравственно ценностного опыта  взаимодействия с предметно — природной средой. Недостаточная устойчивость положительного и бережного отношения детей  к природе связана с небольшим опытом общения их с природой. Это должно стать потребностью детей, источником радости, непрерывного обогащения их новыми впечатлениями.

Специфической чертой  экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.

Научно доказано, что экологическое образование человека следует начинать не в школе, а как можно раньше, еще в дошкольный период. Дошкольное детство — самое благодатное время для формирования экологического сознания, понимания ребенком того, что Земля — наш общий дом, а человек в нем — часть природы.

Авторский коллектив считает, что именно раннее формирование основ экологического образования будет способствовать в дальнейшем решению экологических проблем. Это убеждение и побудило нас заняться разработкой системы экологического образования, начиная с младшего дошкольного возраста.

Большинство авторов концентрируют внимание на содержании экологического образования детей, разнообразии методов, форм и приемов работы. Предлагаемый методический материал по экологическому образованию детей от 3 до 7 лет представлен интегрированной системой, в которой обобщен многолетний опыт работы коллектива Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 40 «Одуванчик» г. Прокопьевска Кемеровской области

Большинство авторов концентрируют внимание на содержании экологического образования детей, разнообразии методов, форм и приемов работы. Предлагаемый подход к экологическому образованию является системным. Он предусматривает экологизацию развивающей среды — в этом первая отличительная особенность нашей системы. Второй отличительной особенностью предлагаемой системы экологического образования дошкольников является взаимосвязь всех субъектов воспитательно-образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Третья особенность — экологизация всех видов деятельности дошкольников.

Материал построен по концентрическому принципу, с учетом возрастных особенностей и сенситивных периодов развития дошкольников, к нему прилагаются: план работы с родителями по проблемам экологического образования; перспективные планы работы по экологическому образованию во всех возрастных группах, тематика которых отвечает требованиям государственного стандарта для дошкольных учреждений и закладывает фундамент для продолжения экологического образования в школе, устанавливая тесную связь и преемственность в целях обучения, задачах, методах и приемах работы с детьми; фотографии, отражающие наиболее интересные формы работы с дошкольниками (проведение экологических акций, участие в Днях защиты от экологической опасности); план работы городского методического объединения по экологии, которое проводилось на базе МДОУ «Детский сад № 40» в течение трех лет- с 2006 по 2009 г.г.

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Предлагаемая система имеет концентрическую структуру. В каждой возрастной группе содержание расширяется, углубляется, опираясь на предыдущие знания.

Содержание строится по пяти блокам, разделенных по видам деятельности:





1 блок – «Природа вокруг нас» — познавательная деятельность;

2 блок – «Сохраним удивительный мир» — просветительские мероприятия;

3 блок – «Живительная сила воды» — исследовательская деятельность;

4 блок – «Человек и природа» — практическая деятельность;

5 блок – «Расти воспитанным» — воспитательная работа (для всех возрастных групп).

Прохождение блоков программы не привязано к определенным месяцам. Тем не менее, в реализации содержания мы придерживаемся принципа сезонности. Все пять блоков раскрываются в каждой возрастной группе, начиная с младшего дошкольного возраста.

МЛАДШАЯ ГРУППА

1 блок «Природа вокруг нас» – познавательная деятельность

Воспитатель должен:

• сформировать представления о живой и неживой природе, о разнообразии

живых организмов, о сезонных (осенних, зимних, весенних, летних)

изменениях в климате родного края, в растительном и животном мире;

• учить различать признаки растения (листья, корень, стебель), животного

(тело, лапы, голова);

• познакомить детей с комнатными растениями в уголке живой природы, с

отличительными признаками для дальнейшей практической работы по распознаванию, обучить простейшим приемам по уходу за ними;

• расширить представления о домашних животных и их поведении;

• учить идентифицировать человека и животного, находя сходства и различия

в их потребностях;

2 блок «Сохраним удивительный мир» – просветительские мероприятия

Ребенок учится:

- принимать участие в акциях;

- играть в подвижные экологические игры (перечень игр см. в приложении № 1)

3 блок «Живительная сила воды» – исследовательская деятельность

Воспитатель должен:

• развивать умения проводить наблюдения за явлениями неживой и живой

природы (за солнцем, дождем, листопадом, цветами, за рыбками в аквариуме, птицами, домашними животными);

• проводить с детьми элементарные опыты;

• развивать речь: составлять и пересказывать рассказы и сказки о природных

объектах и явлениях;

• рассматривать с детьми дидактические картинки и иллюстрации о природе

родного края;

• просматривать видеофильмы;

• вести календарь природы;

• учить рисовать сезонные изменения в природе на занятиях в группе

карандашами, мелками — во время прогулок;

• рассказывать и читать детскую художественную литературу

4 блок «Человек и природа» – практическая деятельность

Ребенок учится (ожидаемый результат):

• собирать коллекции семян, камней, осенних листьев;

• оказывать помощь по уходу за аквариумными рыбками, (другими

животными) кормить их, мыть кормушки;

• помогать воспитателю в уборке сухих листьев на участке;

• поливать растения под руководством взрослого;

• расчищать дорожки от снега;

• кормить птиц во время прогулок;

• участвовать в экскурсиях в парк, зоопарк, природу.

5 блок «Расти воспитанным» — воспитательная работа (для всех возрастных групп)

Воспитатель должен:

• проводить беседы о бережном отношении ко всему живому: растениям,

животным, человеку;

• учить детей общепринятым правилам поведения, отрабатывая их в

модельных ситуациях (в природе, со взрослыми, сверстниками, за столом,

на улице) с учетом традиций, обычаев, обрядов;

• вырабатывать навыки этического общения с людьми при встрече,

расставании (благодарить за оказанные услуги, приветливо здороваться,

прощаться, уступать место, оказывать помощь, проявлять внимание);

• учить детей выслушивать ответы сверстников, не перебивая и не выкрикивая;

• совершенствовать эмоциональную сферу личности ребенка: формировать

элементарные представления о добре и зле, скупости и щедрости; поощрять

проявление положительного эмоционального состояния и чувств к окружающим людям;

• на основе содержания народных сказок знакомить детей с такими качествами сказочных персонажей как хитрость и простодушие, лень и трудолюбие, проявлением этих качеств у людей;

• развивать эстетическую сферу личности ребенка (разучивать стихи о временах года, читать рассказы о красоте родного края).

СРЕДНЯЯ ГРУППА

1 блок «Природа вокруг нас» – познавательная деятельность

Воспитатель должен:

• продолжать формировать представления детей о сезонных изменениях в

неживой и живой природе;

• развивать интерес ко всему живому;

• научить устанавливать связи между неживой и живой природой (перелет

птиц, строительство гнезд, появление птенцов и т.д.)

• дать представление о наиболее распространенных овощах и фруктах,

научить различать их;

• развивать умения составлять описательные рассказы, последовательные

изложения, используя в качестве плана — модели картинки;

• учить различать, сравнивать, называть часто встречающиеся в данной

местности виды деревьев, кустарников, травянистых растений;

• дать детям первоначальное представление о чертах приспособленности

диких животных (заяц, лиса, медведь) к месту обитанию, об их строении

и повадках;

• познакомить детей с животными различных сред жизни: знать название,

внешний вид, отличительные признаки, условия жизни нескольких





животных, распространенных в местности;

• расширять представление о себе как о жителе: планеты, страны,

республики, города; учить называть домашний адрес;

2 блок «Сохраним удивительный мир» – просветительские мероприятия

Ребенок может (ожидаемый результат):

- принимать участие в акциях;

- играть в экологические игры

3 блок «Живительная сила воды» – исследовательская деятельность

Воспитатель должен:

• расширять у детей представления о времени суток на основе наблюдения

(когда наступает утро, день, вечер, ночь);

• познакомить с понятиями: «вчера», «сегодня», «завтра», связывая их с

деятельностью людей;

• проводить с детьми элементарные опыты;

• развивать умственную операцию «обобщения» и умения выделять

существенные признаки;

• воспитывать исследовательский интерес к природе путем создания

проблемных ситуаций.

4 блок «Человек и природа» – практическая деятельность

Ребенок учится совместно с воспитателем осуществлять:

• уход за растениями и животными уголка живой природы, за срезанными

цветами в букетах;

• собирать и запасать семена для зимней подкормки птиц;

• собирать природный материал для поделок;

• изготавливать сувениры, игрушки из природного материала;

• лепить и рисовать живые и неживые тела природы;

• помогать воспитателю в уборке сухих листьев (снега) на участке, посыпать

дорожки песком.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

1 блок «Природа вокруг нас» – познавательная деятельность

Воспитатель должен:

• продолжить работу по формированию у детей представлений о сезонных

изменениях в неживой и живой природе; об отличительных признаках

времен года;

• развивать умения по составлению описательных рассказов с

использованием иллюстраций;

• на основе элементарных представлений о фотосинтезе как источнике

насыщения планеты кислородом, формировать убежденность в

необходимости охраны растений;

• на основе знаний о взаимосвязях в природе доказывать необходимость

бережного отношения к окружающему миру, а также зависимость человека

от природы;

• закреплять умения по распознаванию деревьев (по листьям и коре),

кустарников (по цвету стволов, форме листьев), травянистых растений

данной местности;

• проверять умения детей различать признаки и условия жизни в обитателей

воздушной, водной и наземной среды;

• развивать умения отмечать добро и зло, честность и лживость, эгоизм и

чувство сотрудничества, и на этой основе способствовать формированию

положительных черт характера: доброты, сотрудничества, честности и т.д.

2 блок «Сохраним удивительный мир» – просветительские мероприятия

Ребенок может (ожидаемый результат):

-участвовать в конкурсе «На лучший осенний букет и его название»,

-участвовать в выставке «Дары осени»,

-участвовать в акциях «Берегите воздух почву и полезные ископаемые»,

«Берегите воду», «Живой родник», «Грачи прилетели», «Берегите первоцветы»,

- играть в экологические игры.

3 блок «Живительная сила воды» – исследовательская деятельность

Воспитатель должен:

-сформировать у детей представление о солнце, воздухе и воде как источниках жизни на Земле (составление модели цепей питания растений, оформление панно «Мы жители Земли», составление макета почвы под стеклом);

- развивать знания о временах года;

-сформировать представление детей о биоценозе леса, водоема (создание модели «Леса», «Водоема» совместно с детьми, оформление страниц «Жалобной книги природы»,

- поощрять инициативу детей к проведению наблюдений, учить самостоятельно прислушиваться к звукам природы, видеть ее красоту (оформление альбома «Наше дерево», работа с макетами «Экологической тропы»);

-закреплять весь материал через развлечения «Вместе весело шагать», праздники «Разноцветная осень», «Волшебная вода», «Белая страница зимы», «День рождения Земли», недели творчества «Новоселье птиц», «Дни защиты от экологической опасности».

4 блок «Человек и природа» – практическая деятельность

Ребенок учится:

- ухаживать за растениями и животными уголка живой природы;

- составлять осенний, зимний, весенний букеты к праздникам «Дары

природы», «Новому году», «8 марта» и т.д.

- вести календарь природы;

- собирать и запасать семена для зимней подкормки птиц;

- собирать природный материал для поделок;

- изготавливать сувениры, игрушки из природного материала;

- помогать воспитателю в уборке сухих листьев (снега) на участке, посыпать

дорожки песком;

- готовить почву к посеву, сажать и пересаживать комнатные растения;

- создание охранных знаков;

- подготовка растений к зимним условиям.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Реализация данной системы экологического образования МДОУ «Детский сад №40» осуществляется по следующим этапам.

I ЭТАП – ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ

Содержание:

Первичная диагностика экологической воспитанности детей;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст