«СНЕГ, ЛЕД И ВОДА – НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ»

Интегрированное занятие с элементами экспериментальной деятельности

Программное содержание:

- познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой

привычный объект как вода, таит в себе много неизвестного

- продолжать учить детей делать элементарные выводы

- развитие речи детей, мышления

- развитие творческих навыков детей

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, художественная

литература, коммуникация

Оборудование:

- заранее изготовленные цветные льдинки

- детские ведерки с водой

- деревянные заточенные палочки

Предварительная работа: изготовление цветных льдинок.

Ход занятия:

Дети с воспитателем выходят на участок. Воспитатель читает стихи:

— Снег пушистый, серебристый,

Мягко стелется ковром

И снежинки, как пушинки,

Вьются весело кругом!

Воспитатель: — Ребята, посмотрите, какая сегодня снежная погода, сколько снега намело! Возьмите на ладошки снег. Как вы думаете, из чего он состоит.

Если дети затрудняются, Незнайка им помогает.

Незнайка: — Снег состоит из снежинок.

Пальчиковая игра «Снежинка»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Пальцы обеих рук соединить подушечками

Туча по небу плыла. И округлить в форме шара (туча)

Вдруг из тучи над землей Руки поднять вверх, пальцы развести в

Полетел снежинок рой стороны. Поворачивать кисти, медленно

опуская руки (снежинки летят)

Ветер дунул, загудел — Подуть на кисти рук (губы округлить и

слегка вытянуть вперед).

Рой снежинок вверх взлетел. Встряхнуть кистями рук, поднимая

Вверх, вращая ими (снежинки летят)

Ветер с ними кружится, Вращать кистями, попеременно скрещивая

Может быть, подружиться. Руки (кружатся снежинки)

Воспитатель: — Снег состоит из снежинок. Давайте их рассмотрим.

(Рассматривают снежинки на варежках)

— Вот какие красивые снежинки. Давайте нарисуем на снегу деревянными

палочками снежинки?

Дети рисуют палочками на снегу снежинки.

Воспитатель: — Возьмите в руки снег, какой он?

Дети: — Белый, холодный.

Воспитатель: — Подуйте на снежок. Что с ним происходит?

Дети: — Снег разлетелся. Он легкий, пушистый.

Воспитатель:- А теперь попробуйте слепить, что — нибудь из этого снега.

Дети:- Не лепится, не можем слепить…

Воспитатель:- А слепить из него вы ничего не можете, потому, что в морозную погоду, снег пушистый, мягкий, рыхлый. Из такого снега лепить нельзя.

Появляется Незнайка на коньках. Идет и падает.

Воспитатель:- Незнайка, откуда ты идешь, и почему на коньках?

Незнайка: — Да вот, хотел на коньках покататься, да что-то у меня не получается, коньки не едут!

Воспитатель:- Дети, можно на коньках по снегу кататься?

Дети: — Нет!

Воспитатель: -А где же можно кататься на коньках?

Дети:- На льду.

Незнайка:- А, что такое лед? И где же я возьму лед?

Воспитатель:- Вот посмотри, мы с ребятами недавно приготовили льдинки.

(показывает льдинки)

— Ребята, что мы для этого сделали?

Ответы детей.

Воспитатель: — Правильно, заморозили воду в формочках. Посмотрите, какой лед на ощупь?

Дети: — Твердый, холодный, прозрачный, скользкий.

Воспитатель: — Давайте попробуем его бросить, и посмотрим, что с ним будет?

Дети: — Он разбился.

Воспитатель: — Лед хрупкий.

Воспитатель: – Именно лед, нужен для того, чтобы кататься на коньках. Ведь именно он скользкий. А из чего ребята можно сделать лед?

Дети: — Из воды.

Воспитатель: — Правильно ребята. Ведь наши льдинки мы с вами делали из воды.

Воспитатель подходит к заранее подготовленной площадке для льда.

Воспитатель: — Незнайка, сейчас мы вместе с ребятами зальем эту площадку водой. А

завтра на этом месте появится лед.

Воспитатель вместе с детьми заливают площадку.

(Обратить внимание на безопасное выполнение задания)

Воспитатель: — Ты понял, Незнайка, что нужно сделать, чтобы получить лед?

Незнайка:- Спасибо, ребята! Я теперь знаю, как воду превратить в лед!

Воспитатель: — Незнайка, ребята, а вы знаете, как превратить лед в воду?

Незнайка:- Нет!

Воспитатель:- Сейчас мы вернемся в группу, возьмем с собой льдинки, снег в ведерке и вернемся в группу.

Опыт 1 «Что тает быстрее снег или лед?»

Принести лед и снег в помещение, поместив каждый в отдельную посуду. Дети следят за состоянием снега и льда в теплом помещении. Они растаяли и превратились в воду. Снег растаял быстрее льда.

Опыт 2 «Что растает быстрее?»

Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Проследить, что растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что разные по величине куски льда растают за разные проме-жутки времени.

Вывод: — лед, снег – это то же вода.

Воспитатель: — Ребята, в какое время года, мы с вами можем увидеть снег и лед?

Дети: — Зимой.

Воспитатель: — Правильно, зимой. А какими видами спорта могут заниматься зимой взрослые и дети?

Дети: — Лыжами, коньками, катание на санках…

Воспитатель: — Правильно ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игры

(игры можно проводить, когда необходимо подождать результата опыта)

П/ и «Я назову, а ты покажи» — воспитатель называет вид спорта, а дети должны изобразить его.

Д/и «Собери вид спорта» — разрезанные картинки необходимо собрать, и назвать вид спорта.

Д/и «Посчитаем до пяти» — образование существительных множественного числа в имени-тельном и родительном падежах.

Одна лыжа, две лыжи, три лыжи….