Собираемся в детский сад.

Воспитатель МБДОУ детский сад

комбинированного вида № 303

Балакина Елена Борисовна

Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги… Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детский сад. Что ждет вашего кроху за стенами садика, быстро ли он привыкнет, будет ли часто болеть… Вопросы, сомнения, переживания естественны для родителей, ведь на 4-5 лет детский сад станет частью вашей жизни, от него во многом будет зависеть и развитие, и здоровье, и душевное благополучие ребенка. Поэтому очень важно, сможет ли ваш малыш успешно адаптироваться к детскому саду, и помочь ему в этом — задача не только воспитателей. В первую очередь — это забота мамы и папы.

Вы решили отдать своего ребенка в детский сад. Но вот вопрос — как он сам воспримет то, что мама, которая раньше постоянно была рядом, теперь будет появляться только вечером, а вместо нее целый день придется быть с «чужой тетей» и «чужими детьми», каждый из которых претендует на внимание воспитателя. Как вообще происходит адаптация и что это такое?

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении, т.е. каждый ребенок привыкает по-своему. Мы проанализировали особенности поведения детей в период адаптации.

Особенности поведения детей в период адаптации

Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого беспокойства. Они внимательно наблюдают за воспитательницей, выполняют предложенные ею действия. И те и другие дети спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу. Например, ребенок, расставаясь с мамой , заглядывая ей в глаза, спрашивает: «Ты меня любишь?» Получив ответ, идет в группу. Он подходит к воспитательнице, заглядывает ей в глаза, но задать вопрос не решается. Воспитатель ласково поглаживает его по голове, улыбается, проявляет внимание, тогда ребенок чувствует себя счастливым. Он неотступно следует за воспитателем, подражает его действиям. Поведение ребенка показывает, что он испытывает потребность в общении с взрослыми, в получении от него ласки, внимания. И эта потребность удовлетворяется воспитателем, в котором ребенок находит доброго близкого человека.

Некоторые дети, быстро освоившись в новой обстановке группы, умеют сами занять себя. Они не ходят постоянно за воспитателем, но при необходимости спокойно и уверенно обращаются к нему. Лишь в первые дни в их поведении заметна некоторая растерянность, беспокойство.

Если ребенок, которого впервые привели в детский сад, никак не хочет оставаться в группе без мамы, то воспитатель предлагает маме остаться с ребенком в группе. Чувствуя, что мама не собирается уходить, ребенок начинает обращать внимание на окружающее. После длительного наблюдения, играет с игрушками, рассматривает красивых кукол, и, наконец, решает сам взять одну из них. В близком человеке он видит опору, защиту от неизвестного и в то же время возможность с его помощью познакомиться с окружающим.

Как видно, дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.

Выделим три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее определим группы адаптации)

Первая группа-это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Вторая группа-это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

Третья группа-это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях. Если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился с мамой или бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день.

Плач при уходе близкого человека, возгласы типа : «хочу домой!», «где моя мама?», отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям поиграть- и бурная радость при возвращении мамы (бабушки или другого члена семьи) являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность общения с посторонними.

При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети, которых можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми)

Они глубоко переживают расставание с близкими, так как опыта с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт.

Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптирование ребенка в детском саду.

Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в детский сад приобрели опыт общения с взрослыми, не являющимися членами семьи. Этот опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в группу, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен ,но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности, у них появляются слезы и воспоминаниях о близких.

У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми.

В практике нередки случаи, когда ребенок в первые дни приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение.

Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяется потребностями в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту.

Необходимо знать, что содержание потребности детей в общении в прогрессе привыкания к детскому саду качественно изменяется. Дети, условно относимые к первой группе, могут при благоприятных условиях быстро достичь уровня общения, характерного для детей второй и даже третьей группы и т.д.

В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения. Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает в рамках трех этапов:

1 этап-потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;

2 этап-потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;

3 этап-потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.

Дети первой группы практически должны пройти во все три этапа. Их потребность на первом этапе в ласке, внимании, просьбе взять на руки и т.д. трудно удовлетворить в условии группы. Поэтому адаптация таких детей происходит длительно, с осложнениями (от 20 дней до 2-3 месяцев)

Наша задача — создать максимум условий для того, чтобы подвести ребенка ко второму этапу привыкания.

С переходом на второй этап для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве со взрослым и получении от него сведений об окружающем. Длительность этого этапа также зависит от того, на сколько полно и своевременно будет удовлетворена эта способность..

Третий этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.

Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10-20 дней). А для третьей группы, с первых дней испытывающих потребность в активных самостоятельны действиях и общении со взрослым на познавательные темы,- конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других (от 2-3 до 7-10 дней)

Итак, если не будет соответствующим образом организованного общения и игровая деятельность вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится. Вот почему необходимо знать характерные особенности детей, этапы их привыкания. От того, насколько правильно мы определим потребность, обуславливающую поведение ребенка, создадим необходимые условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка.

Практические рекомендации для родителей:

Плохо адаптируется к детскому саду:

Установите личный контакт с воспитателями, заведующим, методистом и другими специалистами;

Сообщите воспитателям о привычках и склонностях своего ребенка;

Давайте ребенку возможность эмоционально разрядиться после детского сада( погуляйте в парке или на детской площадке, дайте возможность поиграть в подвижные игры);

Будьте внимательны, когда забираете ребенка из детского сада;

Будьте спокойны и не проявляйте своего беспокойства перед ребенком;

Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощения с ребенком (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке и др.);

Дайте ребенку в группу любимую игрушку, или какой – то другой домашний предмет;

Будьте терпеливы и демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.

Если не хочет идти спать:

Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает);

Переключайте ребенка на спокойные игры (рисование, пазлы, настольные игры и др.);

Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой, вода успокаивает;

Оставайтесь сами спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребенка;

Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж, спойте колыбельную, пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, почитайте книгу.

Не хочет убирать за собой игрушки:

Твердо решите для себя, необходимо ли это;

Будьте примером для ребенка сами;

Убирайте игрушки вместе;

Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя смысл происходящего;

Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.

Учитывайте возраст и возможности ребенка.