Добрый день, уважаемые экскурсанты! Предлагаю Вам отправиться в путешествие во времени и заглянуть в Россию XIX и XX века. Цель нашей экскурсии – знакомство с крестьянским семейным бытом. Наиболее ярко он отражен в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и рассказе «Матренин двор».

Наше путешествие начинается. Мы в XIX веке. Сопровождать нас будут странники – правдоискатели. Вместе с ними останавливаемся в селе Кузьминское на веселой ярмарке:

Товарищ много всякого

И видимо – невидимо

Народу! Не потеха ли?

Все вокруг движется, шумит, кричит:

Зато крестьяне прочие

Так были разутешены,

Так рады, словно каждого

Он подарил рублем!

Один из мужиков обращается за помощью к народу. Кто же это. Узнаем Ермила Гирина. Грамотный мужик, служил писарем, прославился на всю округу справедливостью и умом. Буквально через мгновенье веселье перешло в пьянство:

Ползли, лежали, ехали,

Барахталися пьяные,

И стопом стон стоял!

«Пропился» и мужик, который «раздумался над трактором» и парень «тихонький», который поддеву новую в землю закопал, и «старая», «хмельная баба». Слышим высказывания из толпы, которые свидетельствуют о темноте, невежестве, терпении и смирении народа.

Идем далее, и перед нами картина коллективно труда – «веселой косьбы»! Она проникнута праздничным и светлым чувством:

Народу тьма! Там белые

Рубахи баб, да пестрые

Рубахи мужиков,

Да голоса, да звяканье

Проворных кос…

Радость труда ощущается во всем: «травы высокие», «косы проворные», «косьба веселая». Картина косьбы рождает представление о труде вдохновенном, способном творить чудеса.

По дороге заходим в деревню Босово, где живет Яким Нагой. А вот и он сам: «Грудь впалая; как вдавленный живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины на высохшей земле…» Узнаем о том, что:

Живал когда-то в Питере,

Да угодил в тюрьму:

С купцом тягаться вздумалось!

Как липочка ободранный,

Вернулся он на родину

И за соху взялся.

Живет он в страшной нищете. Работает до смерти, спасается под бороной от жары и дождя. А большая часть его труда достается «дольщикам»:

А чуть работа кончена.

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

Всю свою жизнь Яким работал, испытал много лишений, голодал. Но все же он находит в себе силы создать какой-то быт, какую-то красоту. Яким украшает свою избу картинами, любит и употребляет меткое слово, речь его полна пословиц и поговорок.

Заглянем и в крестьянскую избу к простой русской женщине Матрене Тимофеевне Корчагиной. Вот что она рассказывает: «Родилась в большой крестьянской семье. Самые первые годы жизни были по-настоящему счастливыми. Я была окутана любовью и заботой родителей. Но крестьянские дети быстро взрослеют. Как только подросла, стала во всем помогать своим родителям. На игры оставалось все меньше и меньше времени. На первое место встала нелегкая крестьянская работа.

В юности я была хороша собой, трудолюбива, деятельна. Неудивительно, что на меня заглядывались парни. И вот появился суженый, за которого родители отдали замуж. Свободная и беззаботная жизнь закончилась. Чужая, незнакомая семья. Сразу я поняла, что тяжело мне придется:

Семья была большущая,

Сварливая…попала я

С девичьей холи в ад!

Отношения со свекром, свекровью и золовками складывались очень непросто. В новой семье приходилось много работать, и никто доброго слова не говорил…

Но были и в моей жизни немудреные и простые радости:

Зимой пришел Филиппушка,

Привез платочек шелковый

Да прокатил на саночках

В Екатеринин день,

И горя, словно не было!

Отношения с мужем не всегда были безоблачными. Бывало, что и бил меня. После замужества дни тянулись однообразные, серые, удивительно похожие друг на друга: тяжелая работа, ссоры и попреки родственников. Жаловаться было некому, да и незачем».

Однако Матрена не унывает. Она сопровождает свой рассказ русскими народными песнями, которые тут же подхватывают все присутствующие. Ее жизнь неразрывно связана с природой. Любуясь красотой сына, Матрена сравнивает его с природными образами:

Краса взята у солнышка,

У снега белизна,

У маку губы алые,

Бровь черная у соболя,

У соболя сибирского,

У сокола глаза.

«Гибель Демушки – страшное горе для матери. С трудом пережила все случившееся. Бог дал еще детишек, и любовь к ним – самое главное, что было у меня».

Святая странница сказывала:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Верим, что все трудности и тяжелые испытания, которые выпадают на ее долю, могут сломить и привести человека к гибели не только духовной, но и физической. Нелегко слушать рассказ Матрены Тимофеевны о ее жизни. Нельзя не восхищаться душевной силой этой женщины, которая вынесла столько испытаний и не оказалась сломленной. А речь ее наполнена пословицами и поговорками, приметами и песнями, которые лучше раскрывают душевное состояние.

Но наша экскурсия продолжается. И теперь мы попадаем в пятидесятые годы двадцатого века, послевоенное время, в деревню Тальново. Встречаемся с Игнатичем, который и рассказывает нам о непростой доле местных жителей. «Я мечтал попасть в глухую деревню, увидеть первозданную красоту природы, насладиться умиротворенной и дружеской обстановкой. Но попал в такую социальную среду, где царит бедность и разруха: «Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города». Крестьянство здесь утратило многовековые хозяйственные обычаи и традиции. Да Вы сами посмотрите! Дом, где живет Матрена Васильевна Захарова, русская крестьянка и я, настолько старый и обветшалый, что жить в нем можно только летом, в хорошую погоду: «однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка ». Бытовые проблемы абсолютно не разрешены. В доме бегают тараканы и мыши, кругом прогнившие от сырости полы, скрипучие двери и окна, не спасающие от сильного ветра.

Но, благодаря Матрене Васильевне, создававшей своей любовью и добротой приятную дружескую атмосферу, в нашем доме царила гармония. Она «вставала в 4-5 утра, включала лампочку за кухонной перегородкой и вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь, ходила доить корову и за водой…». Очень любила Матрена возиться с любимыми фикусами, колченогой кошкой и козой – тем, что смогла нажить непосильным трудом за столько лет, несмотря на то, что работала всю жизнь».

К сожалению, такой теплый прием мы встретили только в этом доме, единственном из деревни Тальново. Душами же остальных людей завладевают жадность и корысть, никто не помогает друг другу, каждый наживается на труде своего соседа. В деревне нечего есть, голод повсюду, нечем топить избы. Люди воруют торф в тресте.

Только Матрена сохранила «широкую русскую душу», готовая всегда прийти на помощь. Она настоящая праведница, поддерживающая равновесие в обществе. Но мы знаем, что в каждом городе, поселке, деревне есть такой праведник, без которого: «Не стоит село, ни город, ни вся земля наша». И это радует, заставляет верить в лучшее, светлое будущее, без людской злости и зависти.

На этом наше путешествие во времени заканчивается. Мы охватили целых два века. Познакомились с крестьянским семейным бытом того времени, тяжелой, полной испытаний жизнью крестьян, которые, несмотря ни на что, продолжали бороться со всеми проблемами и строили новый, чистый, счастливый мир. Благодаря их стараниям, мы не утратили известных на весь мир русских традиций, великой культуры. До наших дней дошли пословицы и поговорки, в которых сосредоточена вековая мудрость. Тот быт, который есть сейчас у нас, передается из поколения в поколение и истоками уходит как раз в то время. А такие произведения, как поэма-эпопея Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и рассказ А. Солженицына «Матренин двор», собравшие в себе историю крестьянства и сохранившие для нас все особенности и отличительные черты того времени, свидетельствуют об этом.