Образовательная область «Коммуникация»

Содержание образовательной области «Коммуникация» согласно

Федеральным государственным требованиям направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Для этого решаются следующие задачи:

развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей;

практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок

творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Главные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, расширение словарного объёма, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения.

Освоение ребенком вышеперечисленных задач обеспечивается через интеграцию образовательных областей в интегрированных формах совместной, самостоятельной образовательной деятельности.

Использование разнообразных организационных форм образовательной деятельности предполагает:

реализацию  методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей;

создание условий для реализации универсальных возможностей детей в овладении креативным потенциалом, на культивировании в ребенке субъекта учения;

конструировании диалогово-дискуссионной формы организации совместной деятельности взрослых и детей.

В соответствии с этим на дошкольной ступени образования повышается компетентность  ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений.

Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Самостоятельность – это способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно.

П.Ф. Лесгафт отмечал: «Ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других».

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания дошкольников. Эта задача выступает перед каждым педагогом в числе задач первостепенной важности.

Говоря о формировании у дошкольников самостоятельности, необходимо решить три тесно связанные между собой задачи.

Первая из них заключается в том, чтобы развить у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;

Вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности;

Третья – определить различные виды игр в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Ребенок не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе воспитания он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое.

Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от воспитателя к ребенку, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами:

совокупность средств, знаний и умений;

побуждение к действию;

Самостоятельная деятельность дошкольника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности в процессе воспитания, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время.

Необходимым условием для формирования самостоятельности, как уже говорилось выше, является правильная организация предметно – развивающей среды детского сада; исключительно важна атмосфера доверия, дружелюбия, выдержанность и т.д.

Предметно-развивающая среда  в группе решает следующие  задачи:

1. Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей.

2. Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста.

3. Создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний.

4. Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.

Правильно подобранные и своевременно предоставленные детям наглядные средства помогут расширить кругозор и уточнить и конкретизировать вновь формирующиеся и накопленные знания, вызвать и активизировать интерес к познанию мира.

Содержание речевого центра в групповых комнатах

Разделы работы

Наполняемость уголка

Упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания

«Сдуй снежинки», «Снеговое облачко», «Листопад», «Остуди чай», «Чей пароход громче гудит», «Пастушок», «Кто громче», «Маятник», «Шарик», «Каша», «Греем руки», «Сбор урожая», «Сыграем на гармошка», «Неволяшка», «Шалунишки», дыхательный тренажёр, д/и «Кокофония», «Волшебная избушка», «Загони мяч в ворота», «Ветренная мельница», «Подуй на одуванчик»

Развитие артикуляционного праксиса

Логопедические ширмы «Домик весёлого язычка», «Кто Мурзик», «Артикуляционная гимнастика в картинках», «Кубик-помощник», дидактическая кукла «Обезьянка Фифа», фотографии упражнений артикуляционной гимнастики; схемы самомассажа лица

Фонематический слух

Различные звучащие игрушки: бубны, барабаны, дудочки, погремушки, колокольчики, звоночки, молоточек, игрушки-пищалки, гармошка и т.п.

Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы (горох, бобы, крупа, мука и т.п.) – «Цветные баночки», Узнай предмет по издаваемому звуку.” “Угадай, что звучит?” “Угадай, на чем я играю?” “Угадай, где звенит?” “Жмурки”

Звукопроизношение

Макеты для закрепления звуков: «Улитка», «Цветочная полянка», «Лабиринт», «Самолёт», «Узоры», карта «Путешествие маленькой мышки», «Говорящий карандашик», «Полное лукошко», «Новогодняя ёлка», «Цветик-семицветик», «Звуковое лото», «Прятки», «Тени», «Звуковые шашки»; «Кто в домике живёт», «Кто быстрее соберёт вещи», «Магазин», «Найди пару», «Построй пирамиду», «Собери букет», «Цветочный магазин», «Магазин одежды», «Поезд», «Ромашка», «Альпинисты», «Сказочный телефон», «Матрёшкины покупки», «Буратино-альпинист», «Капитошка», «Звуковая дорожка»

Схемы чистоговорок, скороговорок на звуки

Мелкая моторика

Счеты, бусы, шнуровки, кнопки, пуговицы, счетные палочки, ручные эспандеры, магнитные фигурки, мозаики, колечки, башенки, пирамидки, баночки с завертывающимися крышками, шары, мячи разного диаметра для захватывания, пинг-понговый мячик для отстреливания, ленты и веревочки для завязывания бантов, узлов и др.

Пальчиковый, перчаточный театр, сухой бассейн, массажные кольца, массажные мячики. Схемы самомассажа: катушками, карандашами, теннисными мячиками, пальчиковый игротренинг.

Схемы пальчиковой гимнастики.

Раскраски «Обведи по точкам и раскрась», раскраски с наложенными предметами, трафареты со схемами штриховки

Звукобуквенный и слоговой анализ

Предметные картинки, оборудование для звуковых схем, д/и «Первый и последний звук», «Пирамида», «Весёлый паровозик», «Волшебные часы», «Прочитай слово по первым звукам», «Подбери слово к схеме», «Замени звук — получи слово», «Весёлая гусеница», «Слоговые облака», «Цепочка слов», «Найди место звука в слове», панно букв, «Мухомор», «Слоговой дождь», сюжетная картина «Длинные и короткие слова», «Вазы и цветы», ребусы

Психологическая база речи

Разрезные картинки различной конфигурации (2, 3, 4 и более частей); сборные картинки-пазлы; разрезные кубики (начиная с 4 частей).

«Почтовый ящик», доски Сегена, рамки Монтессори и другие игры-вкладыши. Разборные игрушки: матрешки, пирамидки, чашечки. «Чудесный мешочек». «Зашумленные» картинки и таблицы, таблицы Шульте. Картинки-путаницы, картинки-загадки, картинки-перевертыши. Игры типа «Исключение четвертого лишнего», «Чего недостает?», «Что не дорисовал художник?», «Чем похожи, чем отличаются?», «Кому что дашь?», «Букет в вазе» и др. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений.

Серия картинок для установления причинно-следственных зависимостей.

Классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение

Лексико-грамматический строй речи

Наборы предметных и сюжетных картинок, схемы «Один-много-нет», «Времена года», лото по лексическим темам, «Чудесный мешочек», «Поварёнок», «Назови ласково». д/ширмы: «Овощная корзина», «Фруктовое дерево»; «Чего не стало», «Что лишнее»

Связная речь

Наборы серии сюжетных картинок, схемы описательных рассказов, опорные схемы для рассказывания сказок, наборы ободков для игр-драматизаций, пальчиковый театр, театр-бибабо, кукольный театр, иллюстрации к скороговоркам, поговоркам, пословицам, загадкам, потешкам, стихотворениям., игры «Что сначала, что потом», «Составь рассказ», «Запиши рассказ»(на основе предметных картинок»

Модели, схемы, пиктограммы, опорные картинки-схемы

Наполняемость уголка зависит от недельной тематики и пополняется и обновляется еженедельно.

Перечень наглядного материала для самостоятельной деятельности детей в образовательной области «Коммуникация».

месяц

п/№ недели

Тематическая неделя

Перечень оборудования для самостоятельной области

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Сентябрь

1

Детский сад и школа

Предложить фотографии с изображение детского сада, групповой комнаты, приёмной, спальни, умывальной комнаты и предметные картинки (соотношение предметов с фотографиями); серии картинок под. ред. Е. Радина, В. Езикева «Дети играют в кубики»

Выставка книг: С.Маршак «О девочках и мальчиках», З.Александрова «Катя в яслях», Е.Янковская «Я хожу в детский сад»

Предложить фотографии сотрудников д/с: воспитатель, помощник воспитателя, физинструктор, музыкальный руководитель, повар, заведующий (вспомнить имена, отчества), схему рассказа (кто это? что делает?); пазлы «Подбери инструмент»

Фотовыставка «Я дома и в детском саду».

Выставка книг: Е. Янковская «Я хожу в детский сад», О.Кригер «На прогулку», З.Александрова «Что взяла клади на место», С.Прокофьева «Сказка про игрушечный городок»

Предложить схемы групповых комнат, спален, музыкального и спортивного залов, фото сотрудников («что спрятано», кто «где работает»), настольная игра «Скоро в школу», «Лабиринт».

Выставка книг: Г.Ладонщиков «Про себя и по ребят», С.Махонин «Старшая группа», Н.Найдёнова «Ольга Павловна», «Наши полотенца»,Л.Толстой «два товарища»,В.Маяковский «Что такое хоошо и что такое плохо», А.Барто «Я расту», «В школу» «Первокласница»

2

Игрушки

Предложить предметные картинки игрушек и наборы игрушек (соотнести предмет с картинкой); «Чудесный мешочек» с различными предметами, разрезные картинки из 2-х частей, формочки для игр в зоне песка, игрушки-забавы

Выставка книг: А. Барто «Игрушки», «Мяч»

Предложить предметные картинки игрушек, планы-описания-форма, цвет, части предмета (подобрать план к картинке); картинки с двумя предметами и одним предметом (найти парочку); д/и «Что лишнее», «Чем похожи», «Найди одинаковые», «Чудесный мешочек», работа с раскрасками (обвести по точкам предмет, закрасить); матрёшки-вкладыши; схема п/гим «Есть игрушки у меня.

Выставка книг: А.Барто «Игрушки», В.Клименко «Путешествие с игрушками», Я.Тайц «Кубик на кубик»

Работа с раскрасками и трафаретами (штриховка по образцу); предложить картинки – исключения (что лишнее); картинки-парочки (большие и маленькие предметы); наборы игрушек из разного материала, схемы для описания предметов, альбом с загадками «Игрушки», наборы игрушек из разного материала, схемы для описание игрушек. Выставка книг: альбом с загадками «Игрушки», А.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино», «Рассказы из Азбуки», Н.Носов «Незнайка и его друзья».

Октябрь

3

И снова в огороде

Предложить предметные картинки овощей, муляжи овощей и демонстрационные карандаши (соотнести по цвету и форме); разрезные картинки овощей; дидактические игры: «Цветовое лото»; «Узнай и назови овощ», «Чудесный мешочек» с различными предметами; театр — игрушек «Репка», иллюстрации к сказке «Репка»

Предложить муляжи овощей, планы описания (соотнести муляж с планом); ёмкости с бобовыми культурами для игры «Золушка»; сюжетная картина «Огород»; овощные корзины (большую и маленькую и картинки к ним)-разложить по корзинам; разрезные картинки; картинки-парочки (большие и маленькие предметы), наборы карточек на соотнесение количества с цифрами; ободки для сказки «Репка» (игра -драматизация), плоскостной театр «Репка» д/и «Соберем урожай», лото «Овощи», «Что лишнее»; панно «Огород» для постепенного заполнения композиции.

Выставка книг: Г.Зайцев «Приятного апатита», Ю.Тувим «Овощи», М.Безруков «Разговор о правильном питании»Ю.Глушенко «Грядка», С.Михалков «Три копейки на покупки»

Натуральные колосья злаковых, натуральные овощи и муляжи, предметные картинки овощей и злаков в чёрно-белом изображении, наборы карточек на соотнесение количества с цифрами; схему пальчиковой гимнастики «Овощи», раскраски и трафареты (штриховка по образцу); предложить картинки – исключения (что лишнее); игра «Вершки и корешки»; план — алгоритм овощного салата «Приготовим салат», мнемотаблица п/гим «Хозяйка»; пособие «Что из чего, как называется» (плоскостные баночки с овощами); панно «Огород» для постепенного заполнения композиции.

Выставка книг: С.Махоткин «Завтрак», Д.Грачёв «Обед», М.Безруков «разговор о правильном питании».

4

Фрукты на прилавках

Предложить предметные картинки фруктов и демонстрационные карандаши (соотнести по цвету и форме); разрезные картинки фруктов; муляжи фруктов и план-схема (цвет) (соотнесение предметов и цвета); д\и «Чудесный мешочек», «Цветное лото»; наборы овощей и фруктов для сенсорного обследования.

Предложить натуральные фрукты и их муляжи, сюжетная картина «Сад», панно-ковроград «Сад» со съёмным материалом, картинки с двумя предметами и одним предметом (найти парочку); пособие «Фруктовое дерево» работа с раскрасками (обвести по точкам предмет и закрасить); предложить картинки – исключения (что лишнее), наборы карточек на соотнесение количества с цифрами; план-схема описания фруктов, алгоритм употребления овощей и фруктов»; схеме п/гим «Фруктовая ладошка»; д/и «Соберем урожай», «Что лишнее»

Выставка книг: Е.Благинина «Не мешайте мне трудится»

Предложить натуральные фрукты и муляжи, картинки – исключения (что лишнее), наборы карточек на соотнесение количества с цифрами, силуэты изображения фруктов и овощей; план — алгоритм фруктового салата «Приготовим салат»; натюрморт из фруктов схему пальчиковой гимнастики «Фрукты», работа с раскрасками и трафаретами (наложенные картинки); пособие «Что из чего, как называется» (плоскостные баночки с фруктами), д/и «Чудесный мешочек», «Плоды и деревья».

Выставка книг: О.Григорьев «Варенье», Н.Литвинова «Королевство столовых приборов»

5

Осень золото роняет

Предложить сюжетную картинку «Осень» и предметные картинки осенних явлений (солнце, туча, дождь, лужа и т.д.). Разноцветные листья разных деревьев, д\и «Подбери лист»

Выставка книг: М.Пришвин «Листопад», А. Плещеев «Осень наступила», А.Пушкин «Ветер, ветер, ты, могуч»; иллюстрации к потешкам «Солнышко-вёдрышко», «Дождик»

Предложить сюжетные картины на тему «Осень», схему пальчиковой гимнастики «Осенние листья»; трафареты листьев; картинки-изображения деревьев с двумя предметами и одним предметом (найти парочку),д/и «Найди такой же лист»; панно «Осень» со съёмным материалом для заполнения.

Выставка книг: И.Черницкая «Сарафан надела осень», Л.Поляк «Осень», М.Ивенсон «Падают, падают листья», А.Деви «Дожди»

Предложить сюжетные картины на тему «Осень», панно-ковроград «Осень» со съёмным материалом; картинки – исключения (что лишнее по временам года); д/и «Скакого дерева лист»,мнемотаблицы стихов об осени; схема П/гим-ки «Поздняя осень»;

Выставка книг: О.Белявская «Листопад», Д.Крупская «Жёлтый листопад», А.Толстой «Осень», С.Козлов «Сентябрь», И.Соколов-Микитов «осень в лесу», Л.Завальнюк «Времена года», О.Воронкова «Солнечный денек», А.Майков «Осеннее утро», С.Козлов «Сентябрь», И.Соколов-Микитов «Золотая осень»

6

Дикие животные

Предложить игровые наборы и предметные картинки животных: больших и маленьких (соотнесение предмета с картинкой); разрезные картинки; шапочки – маски для обыгрывания потешек, лото «Малышам».

Выставка книг: иллюстрации к потешке «Сидит белка на тележке», р.н.с. «Колобок», «Теремок», «Снегурушка и лиса», «Козлятки и волк», Г.Лагздынь «Зайка, зайка попляши»

Предложить игровые наборы диких животных и их детёнышей «Подбери маму»; работа с раскрасками (обвести по точкам контур и разукрасить); схема п/гим-ки «Сидит белка» «Дикие животные»; пазлы, разрезные картинки, картинки-парочки (один-много), наборы карточек на соотнесение цифр с предметами; шапочки-маски для сказки «Теремок» (игра –драматизация); предложить сюжетную картину «Кто, где спрятался» (за деревом …): сюжетное пано «Кто, где живёт».

Выставка книг: К.Ушинский «Коровка»,р.н.с. «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», С.Михалков «Заяц и ёж», Е.Чарушин «Лисята»

Предложить предметные картинки диких животных и их детёнышей, овощей, фруктов, злаков ( «Чей малыш», «Кто что любит»); круги Эйлера; картинки частей тела животных «Чей хвост, уши, лапа?», теневые картинки на соотнесение животного с тенью; схема п/гим-ки «Есть у каждого свой дом»; раскраски и схема штриховки, трафареты пиктограмма «Расскажи о животном»; д/игра «Звери заблудились», лото «Дикие животные».

Выставка книг: С.Чёрный «Волк», П.Бажов «Серебряное копытце», Л.Толстой «Лев и собачка», Е.Чарушин «Белка с бельчатами», «Зайчиха», «Лиса с лисятами», «Рысь», Б.Заходер «Мохнатая азбука»

Ноябрь

7

Домашние животные

Предложить игровые наборы и предметные картинки животных: больших и маленьких (соотнесение предмета с картинкой, «Кто как кричит»); разрезные картинки из 2-х частей, шапочки-маски, лото «Малышам», «Чудесный мешочек».

Выставка книг: А.Барто «Лошадка», «Бычок», «Кто ак кричит», С.Теплюк «Котята», Е.Чарушие «Корова», р.н.с. «Репка», иллюстрации к потешке «Пошёл котик на торжок».

Предложить игровые наборы домашних животных и их детёнышей «Подбери маму»; работа с раскрасками (обвести по точкам контур и разукрасить); схема игры с движением «Я- телёнок»; пазлы, разрезные картинки; п/гим «Домашние животные»; картинки-парочки (один-много), наборы карточек на соотнесение цифр с предметами, парные картинки для сравнения; предложить сюжетную картину «Кто, где спрятался» -за деревом; сюжетное панно «Кто, где живёт»; схемы-описания животных

Выставка книг: Е.Чарушие «Корова»,С.Теплюк «Котята», В.Сутеев «Кто сказал «Мяу!», И.Соколов-Микитов «Лиса и козёл», К.Ушинский «Козёл»

Предложить игровые наборы предметные картинки диких животных и их детёнышей, овощей, фруктов, злаков, молока («Чей малыш», «Кто что любит». «Вижу-слышу»-что умеет делать, как кричит» ) ; картинки частей тела животных «Чей хвост, уши, лапа?», разрезные картинки ; схема п/гим-ки «Бурёнушка»; раскраски (наложенные контуры), трафареты; картинки – исключения (дикие-домашние животные); пиктограмма «Расскажи о животном»;

Выставка книг: Д.Крупская «Щенок», Е.Чарушин «Кошка Маруська», Ю.Коринец «Кто живёт у нас в сарае», В.Левин «Лошадь», С.Чёрный «Жеребёнок»

8

Дикие и домашние птицы

Предложить картинки и игровые наборы домашних птиц, н/и «Лото», «Кто как кричит», разрезные картинки из 2-х частей, шапочки-маски для обыгрывания, театр-игрушек «Курочка Ряба».

Выставка книг: р.н.с. «Курочка Ряба», В.Сутеев «Цыплята и утята», иллюстрации к потешке «Наши уточки с утра»

Предложить предметные картинки домашних птиц и их птенцов «У кого кто» «Как кричит»; картинки-парочки «один-много»; картинки-небылицы «Исправь ошибку» (у утки-гусята); схема игры «Наши уточки с утра..»; работа с раскрасками (обвести по точкам контур и разукрасить); схема /гим «Домашние птицы»; сюжетная картина «Птичий двор»

Выставка книг: Э.Плайтон «Знаменитый утёнок Тим», обр.О.Капица «Петушок и бобовое зёрнышко», Л.Воронкова «Бедовая курица», В.Сутеев «Петух», «Цыплёнок и утёнок»

Предложить предметные картинки домашних птиц и их птенцов «У кого кто» «Как голос подаёт» «Собери семейку» «4-й лишний»; картинки-небылицы «Исправь ошибку» (у утки-индюшата); схема п/игры «Птички»; план-схемы описательных рассказов; картинки – исключения (дикие-домашние птицы); раскраски(наложенные контуры), трафареты;

Выставка книг: Н.Сладков «Кто куда», «Сороки», Э.Шим «Отчего осень грустна», Н.Исаев «Зяблики», В.Бианки «Синичкин календарь», В.Берестов «Воробушки»

9

Если хочешь быть здоров

Сюжетные картинки последовательности умывания, предметные картинки и предметы средств личной гигиены (расчёска, мыло, зеркальце, стаканчик для полоскания горла); сюжетные картинки последовательности одевания на прогулку и предметные картинки одежды и обуви; сюжетные картинки выполнения действий «Мальчик моет руки. Девочка умывается..» сюжетные картинки детки-«замарашки» (что не так, как исправить), разрезные картинки, игры с мыльными пузырями.

Выставка книг: З.Александрова «Вкусная каша»,В.Берестов «Больная кукла», К.Чуковский «Мойдодыр», Н.Саксонская «Где мой пальчик», С.Капутикян «Маша обедает»

Предметы и предметные картинки средств личной гигиены; мнемотаблицы заучивания стихов, загадок; д/полочка «Мой, моя, моё»; ободки для игры-драматизации «Федорино горе» серии из 2 — 3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации);

Выставка книг: альбом с загадками о предметах личной гигиены, И.Муравейка «Я сама» С.Капутикян «Кто скорее допьёт», «Маша обедает», Г.Зайцев «Приятного аппетита», «Дружи с водой», «Крепкие, крепкие зубки», С.Бялковская «Юля-чистюля», С.Прокофьев «Румянные щёчки», Е.Пермяк «По нос и язык», В.Бондаренко «Язык и уши», К.Кузнецова «Замарашка», Н.Саксонская «Где мой пальчик»

Предметные картинки «Строение тела человека»; мнемотаблицы заучивания стихов и загадок о чистоте, аккуратности; схемы последовательности «Чистим зубки»; макеты «Здоровые зубки» «Полезные витамины»; предметные картинки продуктов питания «Где спрятался витаминчик»; набор картинок «Хорошие привычки»

Выставка книг: А.Анпилов «Зубки заболели», С.Пркофьева «Румянные щёчки», А.Милн «У Тимофея Тимы», Г.Герн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких», В.Бианки «Лесная газета», М.Безруких «Разговор о правильнои питании», Г.Зайцев «Приятного апатита», С.Михалков «Про мимозу», И.Семёнов «Как стать Неболейкой»

10

Живое – неживое

Предметные картинки живых объектов, схемы-правила обращения с живыми объектами, элементы ухода за объектами уголка природы (схема полива растения); атрибуты для театра – игрушек «Колобок», д/и «Чудесный мешочек»

Схемы определения живых объектов (дышат, размножаются, питаются, растут); фотоальбом живых и неживых объектов; лото «Живое-неживое», театр-игрушек «Маша и медведь», игры-шнуровки.

Выставка книг: В.Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек» Н.Носов «Заплатка», С.Маршак «Багаж», С.Прокофьев «Сказка про серую тучку»

Схемы признаков живых объектов; план опытов по выявлению живых объектов; предметные картинки живых и неживых предметов (разделить по группам) коллекции минералов (вносятся по необходимости) — к теме «Удивительное  в камне»;д/и «дорисуй предмет», «что перепутал художник», календарь наблюдения за состоянием погоды

Выставка книг: А.Митяев «Горячий гвоздь», А.Ремезов «хлебный голос», В.Даль «Старик-годовик», П.Ершов «Конёк-Горбунок»

Декабрь

11

Сказки писателей

Предложить иллюстрации к сказкам К.И.Чуковского, выставка игр-сказок по сказкам; разрезные картинки, шапочки героев для обыгрывания.

Выставка книг: «Мойдодыр», «Гуси-лебеди» , «Лиса и заяц»

Предложить иллюстрации из сказок К.И.Чуковского «Разбери героев сказки»; мнемотаблицы по сказкам К.И.Чуковского «Назови сказку», Угадай сказку», подбор ауди- и видеодисков

Выставка книг: Г.Остер «Одни неприятности», К.Чуковский «Телефон», «Путаница», Тараканище» «Федорино горе» В.Осеева «Волшебная история», Ш.Перо «Красная шапочка»

Предложить ободки для игры-драматизации по сказкам К.И.Чуковского; мнемотаблицы-отрывки из сказок К.И.Чуковского «Отгадай сказку», н/и «Ходилки»

Выставка книг: А Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», Ш.Перо «Мальчик-с-пальчик», «Кот в сапогах», Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса», Т.Александрова «Домовёнок Кузя», Э.Успенский «

12

Здравствуй, гостья -Зима!

Предложить сюжетную картинку «Зима» и предметные картинки зимних явлений (солнце, туча, снег, сугробы, снежная баба и т.д.); разрезные картинки, схемы одевания на прогулку, схемы безопасного поведения на улице, на горке, на льду.

Выставка книг: Е.Ильина «Наша ёлка», К.Чуковский «Ёлка», Л.Воронкова «Снег идёт», Г.Лагздынь «Зайка, зайка попляши», р.н.с «Снегурушка и лиса»

Предложить схему пальчиковой гимнастики «1,2,3,4,5. Мы во двор пришли..»; сюжетные картинки зимних забав; схемы заучивания стихотворения «Таня варежку надела»; предметные картинки зимней одежды и обуви, схема последовательности одевания на прогулку; сюжетные картинки для раскрашивания, д/и «Чьи следы, куда ведут», «Бывает не бывает»

Выставка книг: К.Ьальмонт «Снежинка», И.Никитин «Поутру вчера дождь», И.Суриков «Зима», Я.Ким «Первый снег», З.Александрова «Снежок», В.Берестов «Снегопад», Л.Воронкова «Хитрый снеговик»

Предложить картинки – исключения (что лишнее по временам года); мнемотаблицы стихов о зиме; схема П/гим-ки «Пирог» «Снежок порхает, кружится»; стимулирующие картинки зимних явлений (составь зимнюю картину); предметные картинки –парочки (снежинка-снежинки, облако-облака); сюжетные картинки для раскрашивания

Выставка книг: Н.Сладков «Зимнее лето», «Суд над декабрём»,И.Соколов-Микитов «Зима вьюжная», «Зима в лесу», В.Берестов «Гололедица», Я.Ким «Первый снег», А.Пушкин «Зимний вечер», Я.Купала «Зима»

13

Вежливость и доброта

Предложить сюжетные картинки о взаимоотношениях детей «Дети играют. Дети дерутся. Мальчик обижает девочку»; игрушки – забавы, разрезные картинки.

Выставка книг: Ч.Янчарский «Друзья», В.Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо», С.Михалков «Песенка друзей», Э.Мошковская «Жадина»

Предложить сюжетные картинки «плохих» и «хороших» поступков детей; схема п/гим «Весёлая встреча»; набор картинок «Чувства и эмоции»

Выставка книг: С.Прокофьев «Сказка про грубое слово «Уходи!», «Сказка про хитрую ловушку», «Сказка про Ойкуплаксу», В.Осеева «Кто глупее», «Волшебное слово», С.Прокофьева «Сказка про честные ушки», К.Дольто-Голич «Вежливо-невежливо»

Предложить фотоальбом «плохих» и «хороших» поступков детей; схемы хороших поступков; приготовить атрибуты для игры-драматизации «Гостеприимный хозяин»

Выставка книг: О.Дриз «Добрые слова», В.Осеева «Волшебное слово», «Печенье»,Г.Сапгир «Самые слова», В.Солоухин «Здравствуйте!», А.Кондратьев «Добрый день», С.Маршак «Урок вежливости», Н.Кузнецова «Мы поссорились с подружкой»Я.Ким «Жадина»

14

Подводное царство рыб

Предложить предметные картинки рыб и игровые наборы (соотнести предмет с картинкой), надувные бассейны; н/и «Найди такую же», «Чудесный мешочек»; схемы и предметные картинки (соотнеси по цвету и форме).

Серия картинок Е.Радина., В.Езикеева «Дети кормят рыб»,

Предложить предметные картинки рыб; сюжетные картинки пресноводных и аквариумных рыб; схема строения рыб «Чего не хватает»; мнемотаблица стихотворения «Рыбу ловит рыболов», п/гимнастика «Подводный мир»; работа с раскрасками (обвести по точкам контур и разукрасить); лото Подводное царство»; д/и «Поймай рыбку»; макет «Морское царство» (наборы игрушек).

Выставка книг: фотоальбом с иллюстрациями подводных жителей, М.Москвина «Что случилось с крокодилом», К.Чуковский «Краденное солнце».

Предложить сюжетные картинки «Где спряталась рыбка» (отработка предлогов); подборка предметных картинок к игре «Слова-родственники» (рыба-рыбка-рыболов); предметы частей тела рыб «Чья голова, плавник, хвост?»; схема п/гимнаст «Какие бывают рыбы»; раскраски(наложенные контуры), трафареты со схемами штриховки; системный оператор «Части рыбы»;

Выставка книг: В.Бианки «Четыре времени года», «Голубые лягушки», К.Паустовский «Квакша», М.Пришвин «Жаркий час», А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Царе Салтане», «Царевна-лягушка», «Садко»

Январь

15

Устное народное творчество. Русские народные сказки

Предложить ободки и элементы костюмов для обыгрывания сказок «Курочка Ряба», «Колобок»; иллюстрации к р.н.сказкам; д/и «Чудесный мешочек» с различными предметами.

Выставка книг: р.н.с «Кот, петух и лиса», «Бычок – чёрный бочок, белые копытца», «У страха глаза велики», «Теремок», «Снегурушка и лиса»

Предложить пиктограммы для пересказов сказок, ободки и элементы костюмов для игр-драматизаций; предметные и сюжетные картинки по сказкам, силуэтные картинки для обыгрывания на фланелеграфе; д/и «Собери сказку», «4-й лишний»; схема п/гим «Сказки»; аудио- и видеодиски по р.н.с.

Выставка книг: р.н.с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лиса-лапотница», «Пастушок с дудочкой», «Про Иванушку-дурачка», «Чудесные лапоточки», «Привередница», «Лисичка со скалочкой», Пузырь, соломинка и лапоть», «Зимовье»

Предложить мнемотаблицы для пересказов сказок, шапочки-маски, элементы костюмов для игр-драматизаций; предметные и сюжетные картинки по сказкам, д/и «Собери сказку», «Лото», «Подбери название»; схема п\гим «В гостях у сказки»; кукольный театр, аудио- и видеодиски по р.н.с., расписные игрушки

Выставка книг: р.н.с. «Крылатый, мохнатый да масленый», «Хаврошечка», «Сивка-Бурка», «Финист-ясный сокол», «Никита Кожемяка», «Илья Муромец», «Соловец-разбойник», «Василиса Прекрасная», «Снегурочка» «Садко»; Л.Гулыга «Пёстрый хоровод», А.Дьяков «Весёлая дымка», О.Левицкий «Хороша игрушка расписная»



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




© , 2017