Любознательность и познавательное развитие дошкольников проявляется в его отношении к окружающему миру. Истоки их заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения. Познавательные интересы влияют на развитие ребёнка. Они возбуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием этих интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребёнка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремлённость, настойчивость, стремление к завершению деятельности.

Познавательный интерес и любознательность ребёнка особенно отчётливо проявляются в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос. Взрослые должны уметь расположить ребёнка к себе, вызвать у него потребность общаться.

В.А.Сухомлинский сказал: ”Игра это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности”. Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка, особенно в дошкольном возрасте. Для него — игра –это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Стремление узнавать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношение характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса- активная мыслительная деятельность. Под её влиянием ребёнок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых, — создают у ребёнка уверенность в своих силах.

Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретёнными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений.

Не стремитесь объяснять и рассказывать ребёнку обо всём, что он видит на прогулке, экскурсиях и по телевизору. Для развития интереса целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Например, вы с ребёнком прогуливаетесь в лесу. Предложите сыну или дочери определить, что изменилось в лесу со времени последнего посещения; задать вопросы и придумать загадки о том, что он или она видит; вспомнить и прочитать строки из выученных ранее стихотворений о природе.

Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приёму сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребёнок глубже познаёт их, выделяет в них новые качества, свойства, что даёт возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым.

Так, на улице города ребёнку можно предложить сравнить разные виды транспорта. Или вечером, возвращаясь из детского сада домой, предложите ребёнку вспомнить каким было небо утром, отметить изменения.

Интерес, осуществляемый в деятельности, становится стойким и осознанным. Если деятельность протекает успешно, то у ребёнка усиливается желание заниматься этим, что благотворно сказывается на развитии у него познавательного интереса. Поощряйте занятия и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести начатое дело до конца. Внимание взрослых воодушевляет ребёнка, а участие в их детских играх и занятиях особенно радует дошкольника.

Обладая огромной побудительной силой, познавательный интерес заставляет ребёнка активно стремится к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Ребёнок часто спрашивает взрослых о том, что его волнует, просит почитать, рассказать. Обычно это делают. Однако следует помнить, что для развития ребёнка важно не только количество знаний, но и способ их усвоения. Побуждайте ребёнка к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте его, понравилось ли ему прочитанное или рассказанное, что он считает в нём главным, как поступил бы на месте того или иного героя, что узнал нового и т.д.

Пытливость мыслей и интересы ребёнка проявляются в его вопросах. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребёнка сомнения, удивление, недоумение. Вопросы старших дошкольников помогают им ориентироваться в окружающем мире, уточняют и систематизируют представления о нём. К детским вопросам необходимо относится внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребёнка. Встречный вопрос взрослого: ”А ты, как думаешь сам? ” – побуждает ребёнка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Краткость, ясность ответа, доступность его пониманию дошкольника- этим должен руководствоваться взрослый, отвечая на вопросы. При этом следует помнить мудрый совет В.А.Сухомлинского : ” Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратится к тому, что он узнал “. По возможности надо побуждать ребёнка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.

Итак, для развития детской любознательности важно поддерживать её, правильно относится к вопросам ребёнка. Нужно не отмахиваться от “ докучливых “ детских вопросов, лишая тем самым своего ребёнка “ необходимейшей умственной пищи ”. Но и напротив, не относится к вопросам со всей серьёзностью, не отвечать на них излишне пространно и сложно. Умение толково ответить на вопрос – большое искусство. Ребёнок задаёт вопросы лишь тому, кто завоевал его доверие. Чаще он обращается к тому, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьёзно и интересно. Важно помнить и о краткости, ясности, определённости ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт.

На многие вопросы дошкольник может получить убедительный ответ в результате наблюдений за окружающей его жизнью. Задача взрослых – вовлечь в них ребёнка.

При отборе методов и приёмов важно знать индивидуальные способности каждого ребёнка. Реализация такого подхода влияет на повышение эффективности обучения, что очень важно для подготовки детей к школе.