Автор статьи старший воспитатель ГБОУ д/с № 696 Свердлова С.А.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

В УСЛОВИЯХ ЦИПР

Социализация — это пролонгированный во времени исторически обусловленный процесс, во время которого человек воспринимает и усваивает определенную систему норм, ценностей, знаний данной культуры.Этот процесс начинается еще в младенчестве, а в дальнейшем становится все более сложным и разносторонним, сталкивается с определенными трудностями. Часто дети и их родители нуждаются в помощи и поддержке на этом пути. Для этого и были созданы ЦИПР, где профессионалы в области раннего детства готовы всматриваться в ребенка в семейных и общественных связях, в контексте культуры, в которой он живет, сквозь толщу мнимой коммуникации, прислушиваясь к боли ребенка, сочувствуя ему, вслушиваясь в его речь, именно с позиции человечности.

Эти центры созданы для того, чтобы ребенок в возрасте от 6 до 3-х лет имел опыт встреч с другими людьми, с обществом в обстановке безопасности и принятия. Принятия ребенка, его желаний, его родителей, его истории — это подтверждение того, что он существует, принятие отвечает его потребности в развитии идентичности и базовой безопасности. Ребенок, имеющий такой опыт может находиться в детском саду или в других местах, среди других людей, сохраняя уверенность по отношению к внешнему миру. Посещение детьми таких мест является хорошей профилактикой тех тяжелых последствий, разлуки с домом, которые часто возникают в детском саду у детей. Практика показывает, что ребенок психологически готовый к вступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к чужому для него взрослому или другому ребенку. Для того чтобы чувство безопасности пустило свои корни, нужно, чтобы именно семья разделила с ребенком опыт жизни в обществе и могла бы подготовить его к возможным испытаниям. ЦИПР помогает детям пережить расставание с семьей постепенно. В целом, проблема психологической готовности ребенка раннего возраста к «выходу из семьи», самостоятельной жизни в обществе, например в детском саду, является ничуть не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению, о которой сегодня так много говорят. Часто дети не могут адаптироваться к детскому саду, а затем и к школе. Таким образом, ЦИПР — это место, куда ребенок приходит вместе с близким ему взрослым для того, чтобы поиграть, пообщаться с ним и с другими детьми в наиболее комфортных условиях. Здесь же взрослый может остановиться, отдохнуть, пообщаться с ребенком, с другими родителями, увидеть сходство переживаемых ими трудностей и проблем.

Это место создано для того, что бы осуществить развитие толерантности, умения общаться, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, жить в обществе других людей, разных, отличающихся друг от друга, имеющих свои желания. Защищать свое собственное желание и не укоренятся в чужом, присваивая его себе — главное в создании собственной индивидуальности. В центре дети понимают необходимость ограничивать свою свободу там, где начинается свобода другого с самого раннего детства, а также отстаивать свою свободу и свои желания, если они не выходят за границы допустимого. Посещающий центр ребенок понимает необходимость существования правил, регулирующих жизнь, так как выполнение правил обеспечивает безопасность каждого человека, принимает их и это способствует его социализации в других общественных местах. Одна из задач такого места, так же является — защита прав ребенка. Первое право ребенка — право на общение, на слово. Он имеет это право уже в день своего зачатия, так как уже воспринимает слова, а значит, является личностью. Слово стимулирует развитие символической жизни ребенка, позволяет создать некую структуру, которая упорядочивает наши отношения с миром и с собой.

«Говорить с ребенком, это не вопрос уровня владения речью, но совпадение смысла и времени, чтобы о нем сказать». (Ф.Дальто — психоаналитик, представительница школы фрейдизма).