Социальное партнерство и взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ.

Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля. В любом случае конкурентоспособное образовательное учреждение — это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг.

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Дошкольное учреждение — открытая, взаимодействующая со многими социальными институтами социально-педагогическая система, о которой все чаще говорят как о сфере услуг, употребляя слова “конкурентоспособность”, “сегмент рынка”, “образовательная услуга” и т.д. Поэтому устойчивый позитивный имидж дошкольного учреждения можно рассматривать как важный современный компонент и ресурс образовательного учреждения. И как следствие — нам всем приходится сталкиваться с необходимостью всерьез заниматься формированием общественного мнения (РR и созданием имиджа).

Главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему- либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что важно в насыщенной разнообразной информацией публичной деятельности.

Группы общественности, с которыми работает наше образовательное учреждение, представляют собой:

внутреннюю общественность – дети, посещающие ДОУ; педагоги, узкие специалисты, сотрудники, руководитель ДОУ;

внутренне – внешнюю общественность — родители детей, посещающих ДОУ; учредители;

внешнюю общественность — семьи, имеющие детей дошкольного возраста, не пользующие услугами ДОУ; органы управления образованием, конкуренты (например, другие ДОУ), социальные институты (школа, музей и др.), органы муниципальной власти.

Сотрудничество МБДОУ «Детского сада №65 «Незабудка» с общественными и другими организациями

Организация

Содержание работы

Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»

Управление и координация системой дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад №65 «Незабудка»

ГОУ ДПО (ПК «Марийский институт образования»

Организация и проведение курсов повышения квалификации работников системы дошкольного образования

Марийский государственный университет

Участие педагогов в научно-практических конференциях

Средняя общеобразовательная школа №23

Работа по преемственности детского сада и школы

Детская поликлиника №4

Медицинское обслуживание воспитанников учреждения

Национальный музей РМЭ им. Т. Евсеева

Работа по воспитанию патриотических чувств у дошкольников через посещение экспозиций и выставок музея

РБЭЦ

Участие в педагогических конференциях и конкурсах творческих работ

Заповедник «Большая Кокшага»

Участие в конкурсах творческих работ

Театры

гошкар-Олы

Работа по воспитанию навыков театральной культуры, приобщение к театральному искусству через просмотр театральных постановок



Дворец молодежи

Участие в театрализованных представлениях

Выставочный зал «Радуга»

проведение передвижных выставок классики мировой живописи на основе высококачественных художественных репродукций

музейно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста

Целью связей с внешней общественностью является достижение доброжелательного отношения общественности к образовательному учреждению и его услугам. Цель связей с внутренней общественностью — поддержание продуктивных взаимоотношений внутри детского сада, то есть создание у сотрудников, педагогов, детей и их родителей чувства ответственности и заинтересованности в делах детского сада и действиях администрации.

ДОУ занимаясь внешними связями, реализует следующие функции:

-предоставляет новости и информацию о ДОУ и его услугах:

В течение 2010, 2011 года детский сад представлял новости и информацию о детском саде и его услугах в СМИ, на сайте Управления образования, на сайте «Все для детского сада»:

- репортаж в «Вестях Марий Эл» о проведении музыкального развлечения «Вновь сказка к нам приходит в дом»;

- музыкальная сказка на марийском языке «Уяча» («Колобок») в детской передаче «Шонанпыл» в эфире марийского телевидения;

- дети подготовительной группы приняли участие в съемках передачи «Каша — малаша, посвященной Дню пожарной охраны;

- В журнале педагогический курьер №6/2010 вышла статья о нашем детском саде «Крохотные незабудки детства»: защитить и сберечь»;

- Материал о проведении Дня воспитателя (развлечение с участием педагогов и детей детского сада) и о проведении праздника «Вновь сказка к нам приходит в дом» размещен на сайте Управления образования;

- На сайте для работников дошкольного образования «Все для детского сада» http://www.moi-detsad.ru/

В разделе Консультации для воспитателей размещена статья заведующей Прем М.А. на тему «Роль руководителя в организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения»

В разделе Консультации для воспитателей размещена статья старшего воспитателя Дьяконовой Т.Л. на тему «Пути реализации системы экологической работы в детском саду»

В разделе Консультации для воспитателей размещена статья воспитателя Казанкиной Т. И. «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольников» (Конспект проведения родительского собрания)

В разделе «Занятия с детьми» размещен конспект занятия по развитию эмоциональной сферы ребенка «Сказочный домик» для детей средней группы. Автор Кропинова Е.П. – педагог-психолог

- В 2011 году создан сайт детского сада (http://nezabudka-65.ucoz.ru);

Информирование общественности о деятельности ДОУ проходило и через публикации:

- Статья старшего воспитателя Дьяконовой Т.Л. «Пути реализации системы экологической работы в детском саду» опубликована в сборнике материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Интеграционные процессы в экологическом образовании» проходившей 21-22 января 2011 года.

- Статья воспитателя Загайновой Т.Г. «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе формирования географических представлений» опубликована в сборнике материалов Межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции «Инновационная деятельность педагога в системе современного образования» проходившей 21-22 апреля 2011 года.

продвигает “философию” деятельности ДОУ;

обеспечивает равноправный диалог учреждения с потребителями его услуг;

налаживает эффективную обратную связь с группами общественности, социальными партнёрами.

лоббирует интересы образовательного учреждения в органах власти, т.е. устанавливает сотрудничество с руководителями органов управления образованием на разных уровнях с целью содействовать или противостоять принятию какого – либо управленческого решения;

поддерживает состояние готовности к различным переменам путём заблаговременного предвидения тенденций образовательного рынка (за счет сбора информации о семьях, имеющих детей дошкольного возраста, изучения социального заказа на характер услуг детского сада и т.п.).

Таким образом, главной целью PR является установление взаимопонимания с общественностью, с социальными партнёрами, создание ситуации успеха образовательного учреждения в обществе.

Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:

добровольность,

равноправие сторон,

уважение интересов друг друга,

соблюдение законов и иных нормативных актов,

обязательность исполнения договоренности,

ответственность за нарушение соглашений.

В договоре, который мы заключаем с каждым из социальных партнеров, четко определяем, что делает детский сад в интересах партнера и какую работу осуществляет партнер.

Например, в договоре с выставочным залом «Радуга» обязанности сторон определены следующим образом:

Выставочный зал обязуется:

Согласно утвержденному плану организовывать занятия, выставки для детей и сотрудников.

Подбирать комплекты методических пособий для организации деятельности с детьми в помощь воспитательному процессу.

Систематически информировать сотрудников о намечаемых в Зале выставках.

ДОУ обязуется:

Обеспечивать сотрудников Зала рабочим местом, удобным для проведения занятий, выставок.

Обеспечить явку детей, сотрудников на мероприятия, проводимые Залом.

Таким образом, социальное партнерство создает благоприятные условия для творческого саморазвития участников образовательного процесса.

Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается в трех направлениях:

Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

Повышение педагогической культуры родителей.

Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи своей работы мы видим в следующем:

установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

объединить усилия для развития и воспитания детей;

создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2.Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3.Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4.Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5.Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.



Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.

Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников на тему “Социальный портрет семьи”. По результатам изучения анкет выяснилось следующее: если раньше родители подразделялись на группу служащих и рабочих, то с изменением общественных условий появились предприниматели, безработные и неработающие; много неполных семей (15,5%), имеются семьи с родителями- инвалидами (0,8%), многодетные семьи (1,7%). Анализ рисунков воспитанников на тему “Моя семья”, “Мой дом” также помогает понять, как относятся к ребенку дома, с какими проблемами он сталкивается.

Во вновь открывшихся группах знакомство с семьей, с ее традициями проходят через оформляемые стенды, где вывешиваются фотографии членов семей воспитанников. Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях. А знакомство родителей с детским садом проходит с помощью визитных карточек групп и детского сада. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, узнать родословную, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.

Родителей детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы.

Первая группа — это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя — выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы), индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому) и наглядно-информационные (выставки, стенды. ширмы, папки-передвижки),.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Т.В. Кротова

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек



В работе со всеми родительскими группами мы активно используем разнообразные формы работы, как традиционные так и нетрадиционные:

Родительские собрания, консультации, семейные клубы, беседы, анкетирование по разным вопросам, семинары, посещение семьи ребенка, совместные вечера и праздники, оформление информационных стендов, буклетов, защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках детско-родительских работ по изодеятельности и др.

Уже не первый год работает клуб для родителей “Росток” с целью психолого-педагогического консультирования родителей вновь сформированных групп. Занятия в клубе проводит педагог-психолог, заведующая, воспитатели и специалисты, в том числе приглашенные. Тематика занятий разнообразна:

Адаптация без угроз и обещаний

Как правильно подготовить ребенка к поступлению в детский сад

Возрастные особенности психического развития детей от двух до трех лет

По запросу родителей воспитанников педагогом-психологом был разработан цикл практических занятий для недельного психологического тренинга для родителей. Цель его: активизировать родителей, сблизить их, познать себя и своего ребенка, дать необходимые психолого-педагогические рекомендации по адаптации ребенка к детскому саду. Данная форма работы оказалась востребованной и теперь проводится с родителями воспитанников каждой вновь сформированной группы.

Для выявления педагогической культуры родителей, педагогом-психологом нашего детского сада используется анкетирование, собеседование, тестирование, написание сочинений на предложенную специалистом тему. Как показал проведенный опрос, родители некомпетентны в вопросах психического развития детей. Для психологического просвещения родителей в ДОУ используются разнообразные формы работы: организация деловых игр, семинаров-практикумов, заседаний “круглого стола”, дискуссий, подбор и распространение психолого-педагогической литературы, подготовка памяток, групповое и индивидуальное консультирование. В детском саду работает родительский клуб “Откровение”, для родителей из неблагополучных семей на занятиях которого используются тренинговые упражнения по коррекции неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей, ролевое проигрывание семейных ситуаций и решение проблемных задач семейного воспитания.

Старшим воспитателем проводится большая работа по развитию умения педагогов вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс. На консультациях, мини-лекциях, семинарах-практикумах, тренингах, встречах за “круглым столом”, деловых играх они обучаются умению гибко планировать время общения с родителями и показывать значимость таких контактов для развития ребенка, развивают навыки публичного выступления, повышают свою психологическую компетентность. Среди тем, которые рассматривались с педагогами, наибольший интерес вызвали следующие: “Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями”, “Полоролевое воспитание детей”, “Наказание, поощрение или диалог” и др. Использование разнообразных обучающих форм работы с педагогами дало положительный результат. Кроме проведения индивидуальных и групповых консультаций, родительских собраний и наглядной пропаганды воспитатели стали пользоваться такими новыми формами как: дискуссии по проблеме, “устные журналы”, педагогические гостиные, вечера вопросов и ответов, КВН, “ток-шоу” и т.д.

Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание.

Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Анализируя проведенные родительские собрания, наш коллектив педагогов пришел к выводу, что нетрадиционные формы проведения этих мероприятий больше привлекают родителей и наиболее интересны. Поэтому в течение нескольких последних лет педагоги разрабатывали проекты собраний в форме дискуссий, КВН, диспутов, решения кроссвордов, по типу популярных передач “Моя семья”, “Устами младенцев”, которые теперь широко используют на практике.

Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях, установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения.

Одной из них является ежегодное проведение конкурса “Мисс Осень”, с участием девочек подготовительных групп и их мам. Это очень яркое и зрелищное мероприятие, на котором раскрываются творческие таланты не только девочек, но и их мам. Ведь мамы вместе с дочками участвуют во всех конкурсах, танцевальном, вокальном, кулинарном и др.

В нашем детском саду традиционным стало проведение спортивных праздников. При их проведении создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи, формирования между родителями и детьми взаимопонимания, чувства эмпатии. Очень полюбились воспитанникам нашего ДОУ и их родителям “Семейные старты”, “Спорт, здоровье, сила, красота”, “Папа, мама и я – спортивная семья”, ежегодный музыкально-спортивный праздник, приуроченный к Дню защитника Отечества.

Другой очень теплой традицией является ежегодное проведение в ноябре “Дня матери”. Все занятия и мероприятия в этот день посвящены теме материнства: дети рисуют маму, делают для нее подарки, познавательные занятия имеют преимущественно нравственную направленность. А вечером на праздничное чаепитие приглашаются многодетные мамы из числа родителей, сотрудников и “знаменитых” бабушек. В теплой обстановке, за чашкой чая, проходит чествование женщин – матерей, которые, воспитывая своих детей, дарят тепло своих сердец и другим детям.

Сближению детей, родителей и воспитателей способствует и использование такой формы работы как создание роли для родителя. Для введения родителей в воспитательно-образовательный процесс приглашается “гость группы(родители беседовали с детьми о профессиях, правилах дорожного движения, здоровом образе жизни), для помощи в организации и проведении мероприятий, обустройстве групп, выступлений в спектаклях родители наделяются ролью “добровольного помощника” с обязательным объявлением благодарности. “Копилка добрых дел родителей” постоянно пополняется.

Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

Детским садом организованы конкурсы: “Добрые игрушки против насилия”, “Вторая жизнь вещей”, выставки совместных работ родителей и детей «Руки папы, руки мамы и мои ручонки» на темы: «Дом, в котором живет детство», «Мой самый любимый человек», выставки поделок «Легоград — город взрослых и ребят», «Овощной калейдоскоп», «Съедобные елочные украшения» и др.

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, визитные карточки групп и детского сада, буклеты, листовки, памятки, стенгазета, творческие объявления, которые постоянно присутствуют в общении с родителями: о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий и т.п. Чаще всего объявление носит официальный характер и оформлено в деловом стиле. Но даже к объявлению для родителей наши педагоги подходят творчески, тем самым повышая уровень их заинтересованности к полученной информации и настроив на положительное взаимодействие с педагогами. Уже третий год выпускается внутренняя газета детского сада «Незабудка». Каждый номер газеты посвящается определенной теме, например здоровью детей, экологическому воспитанию, ОБЖ и др. Газета выходит 1 раз в квартал.

С целью поиска общих интересов, общения взрослых и детей в каждой группе организован обмен литературой и видеотекой. В методическом кабинете работает педагогическая библиотека для родителей.

Важные моменты:

все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей:

конфликты между родителями из-за детей;

родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;

жалобы воспитателей на пассивность родителей;

невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.

Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.

Способы повышения авторитета воспитателя:

торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или за высокие показатели в работе по итогам года;

оформить красивое поздравление в холле ко дню рождения педагога;

организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;

оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений.

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Список рекомендуемой литературы

Арнаутова Е.П. В гостях у директора. Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М., 2004.

Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд. Дом. «Карапуз», 2001.

Виноградова Н.Ф., Година Г.Н., Загик Л.В. и др.; Детский сад и семья / Под ред. Т.А. Марковой. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986.

Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. – М., 2002.

Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Зверева О.Л. Родительские собрания в детском саду / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Айрис-пресс, 2010.

Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников. Монография. – М., НИИ школьных технологий, 2011.

Иванова В.М. Сотрудничество воспитателей и родителей: пути, проблемы, поиск // Как помочь войти ребенку в современный мир? / Под ред. Т.В. Антоновой. – М.: Просвещение,1995. – с. 58-68.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие. – М.: Академия, 2000.

Метенова Н.М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа. – М.: Изд. «Скрипторий 2003», 2009.

Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004.