Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 167 «Колокольчик»

города Чебоксары Чувашской республики

Совет педагогов образовательного учреждения

Подготовила:

старший воспитатель Музянова Ольга Владиславовна.

Чебоксары 2010

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..с. 3

Теоретическая часть

Назначение и функции Совета педагогов ДОУ на современном этапе. Нормативная база: Устав ДОУ, положение, планы и протоколы заседаний ………………………………………………….с. 5

Технология подготовки заседаний Совета педагогов ……………с. 12

Формы проведения заседаний Совета педагогов ДОУ…………..с. 18

Практическая часть

Модель заседания Совета педагогов ДОУ…………………………с. 23

Оценка Совета педагогов ……………………………………………с. 24

Заключение …………………………………………………………………..с. 26

Литература ……………………………………………………………………с. 27

Приложения…………………………………………………………………..с. 28

Введение

Около двух десятков лет в педагогической литературе обсуждается вопрос об организации и проведения педагогического совета в дошкольном учреждении. Особую роль в разработке данного вопроса принадлежит таким авторам, как: К.Ю.Белая, Л.В.Поздняк, Л.М.Волобуева, Л.М.Денякина и др.

Васильева А.И. и др. относят педагогический совет к основной форме методической работы с педагогическим коллективом и дают следующее определение: «Педагогический совет является постоянно действующим органом коллегиального рассмотрения деятельности дошкольного учреждения, трибуной передового педагогического опыта» [6, с. 13]. Он обсуждает и решает вопросы, связанные с основными направлениями деятельности ДОУ:

вопросы, связанные с анализом и совершенствованием состояния воспитательно-образовательной работы в ДОУ;

организационно-педагогические вопросы.

Белая К.Ю. определяет педагогический совет, как «высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом, который решает конкретные задачи дошкольного учреждения» [3, с. 3].

Волобуева Л.М. пишет: «Совет педагогов – это постоянно действующий орган самоуправления дошкольного образовательного учреждения, выразитель коллективной педагогической мысли, своеобразная школа мастерства и трибуна педагогического опыта» [7, с. 41].

Богославец Л.Г. отмечает, что: «Педагогический совет – орган коллективной мыследеятельности и педагогического диагностирования, способствующий формированию нового педагогического мышления, выстраиванию отношений сотрудничества и взаимодействия для реализации основных задач дошкольного учреждения» [4, с. 17].

Дик Н.Ф. определяет: «Педагогический совет – это консилиум педагогов-профессионалов по вопросам учебно-воспитательного процесса, принимающий совместное решение координации специфических вопросов и педагогических задач, которые встают в повседневной жизни ДОУ» [8, с. 17].

Пастюк О.В. дает следующее определение: «Педагогический совет в образовательном учреждении – это высший орган самоуправления педагогического сообщества, играющий ведущую роль в коллективном управлении воспитательно-образовательным процессом в дошкольном учреждении и школе. Совет педагогов – это не только лаборатория педагогического мастерства, но и одно из важнейших условий развития экспериментально-исследовательской деятельности его участников, является источником инновационных идей» [12, с. 23].

Ельцова О.М. обозначает педагогический совет, как «постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. С его помощью осуществляется управление развитием ДОУ» [9, с. 20].

Интерес к данному вопросу не ослабевает в настоящее время. Педагогический совет является эффективной формой решения актуальных проблем дошкольного учреждения, решает главную задачу – совершенствует деятельность ДОУ, управляет его развитием. Как отмечает Маневцова Л.М. [11], в новейшей литературе по проблемам управления образовательным учреждением педагогический совет рассматривается как технология, позволяющая по-новому решать вопросы организации образовательного процесса и управлении им.

Таким образом, педагогический совет является управленческим органом и, как отмечает Пастюк О.В. [12], является органом коллективной мыслительной деятельности и коллективного педагогического диагностирования, формирующий новое педагогическое мышление и отношения равноправного сотрудничества для реализации основных задач ДОУ.

Теоретическая часть

Назначение и функции Совета педагогов ДОУ на современном этапе. Нормативная база: Устав ДОУ, положение, планы и протоколы заседаний

Дик Н.Ф. [8], анализируя исследования ученых и руководителей-практиков Ерофеевой Н.Ю., Иванченко С.Н и др., определяет следующие особенности педагогических советов:

Локальный акт – положение о педагогическом совете – утверждается педагогическим советом конкретного ДОУ.

Тематика педагогических советов связана с целью ДОУ, образовательной программой и программой развития данного учреждения.

Решение первого педсовета может определить название последующего. Так последовательно будет решена научно-педагогическая проблема года.

В подготовке и проведении педагогического совета участвует весь коллектив, а не отдельные его члены (докладчик и содокладчик).

Для проведения педагогических советов используются различные методики.

Богославец Л.Г. [4] отмечает, что педагогический совет обеспечивает организационное, мотивационное и эмоциональное единство педагогического коллектива, что создает поле морально-интеллектуального напряжения, без которого группа людей не может функционировать как коллектив. Главными задачами педагогического совета являются:

объединение усилий педагогического коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательной работы;

внедрение в практику достижения науки и передового педагогического опыта.

Зинкевич Е. и Зенченко С. [10] отмечают, что непременным компонентом педагогического совета должна быть рефлексивная деятельность педагогов, включающая в себя теоретический материал, аналитическую часть и рефлексивный тренинг для педагогов. Л.М.Волобуева [7], опираясь на Устав ДОУ, определяет следующие функции совета педагогов:

указывает направления образовательной деятельности ДОУ;

отбирает и утверждает образовательные программы для использования в ДОУ;

обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности ДОУ;

рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;

организует выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта;

рассматривает вопросы организации дополнительных услуг родителям;

заслушивает отчеты заведующей о создании условий для реализации образовательных программ.

Пастюк О.В. отмечает [12], что на заседаниях Совета педагогов обсуждаются вопросы воспитательно-образовательной работы с детьми, использование в ней новых достижений науки и практики, анализируются имеющиеся недостатки и достижения, проходит обмен опытом и т.д. Функции Совета педагогов приведены на рисунке 1.

Функции Совета педагогов ДОУ

Активизирующая

Обучающая

Развивающая

Аналитическая

Обобщающая

Информационная

Рис. 1. Функции Совета педагогов.

Волобуева Л.М. [7] отмечает, что примерным Уставом ДОУ (приложение к Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации) определены функции Совета педагогов. Белая К.Ю. [1] также выделяет следующие функции Совета педагогов:

определяет направления образовательной деятельности;

отбирает и утверждает образовательные программы для использования в детском саду;

обсуждает содержание, формы и методы образовательного процесса, планирование образовательной деятельности;

организует выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта;

рассматривает вопросы организации дополнительных образовательных услуг родителям;

заслушивает отчеты заведующей о создании условий для реализации образовательных программ.

Маневцова Л.М. [11], анализируя работы В.П. Топоровского, рассматривает педагогический совет с позиции реализации еще более широкого комплекса функций, объединяя эти функции в следующие группы:

управленческие (законодательные, совещательные, обобщающие, диагностические, планово-практические, экспертно-контролирующие, корригирующие);

методические (информационные, обучающие, развивающие, обобщенно-аналитические, исследовательские, инновационные);

воспитательные (индивидуально-формирующие, коллективо-образующие, мотивационно-целевые, мировоззренческо-идеологические, организационно-воспитательные);

социально-педагогические (коммуникативно-учебные, активизирующие, интегрирующие, координирующие, защитные).

Реализация данных функций в ходе педсовета позволяет совершенствовать управленческую компетенцию руководителя, повысить качество управления образовательным учреждением и перевести ее в режим развития. Далее автор отмечает, что данный подход может быть использован и в организации педсовета в ДОУ, приводит данные исследований, в ходе которых было установлено, что на современном этапе руководители используют данную форму для реализации следующих функций:

информационная функция – коллективу предоставляется информация о целях и задачах деятельности ДОУ, о деятельности педагогических и медицинских работников, о поступлении нормативных документов, новинок методической литературы и пр.;

планово-прогностическая функция – в русле выполнения данной функции на педсоветах обсуждаются и принимаются планы разного уровня – стратегические, тактические, локальные, – намечаются задачи и способы их решения;

организационно-исполнительская функция – направлена на укрепление исполнительской дисциплины, налаживания взаимодействия и координации в деятельности субъектов педагогического процесса;

контрольно-диагностическая функция – связана с оценкой промежуточных и итоговых результатов развития образовательной системы;

аналитическая функция – обеспечивает осознание коллективом состояния деятельности ДОУ в целом и по отдельным ее направлениям;

мотивационно-стимулирующая функция – направлена на формирование потребности педагогов в творческой педагогической деятельности;

регулятивно-коррекционная функция – внесение изменений, поправок как в нормативную базу (локальные акты), так и в педагогический процесс;

исследовательская функция - организация инновационной деятельности.

О.Г. Прохорова [15] отмечает, что содержанием деятельности педагогического совета является:

производственно-деловая сфера – утверждение годового плана, рассмотрение итогов работы педколлектива за год, план летней работы;

научно-педагогическая сфера – обсуждение указаний руководящих органов и результатов научных исследований и передового опыта с целью их внедрения, анализ педагогического процесса в образовательном учреждении.

Как отмечает К.Ю. Белая [1], в соответствии со статьей 35 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» одной из форм самоуправления образовательного учреждения служит педагогический совет. Устав ДОУ определяет, что Совет педагогов осуществляет управление педагогической деятельностью. В Совет входят все педагоги.

Также Белая К.Ю. [3] отмечает, что каждое дошкольное учреждение может составить свое положение о педагогическом совете, используя Типовое положение о педагогическом совете, или «Примерный Устав ДОУ» (приложение 1) из пакета образцов документов, разработанных Министерством образования РФ № 212/19-12 от 30.03.1994 г. Вместе с тем, отмечает Пастюк О.В. [12], в «Примерном Уставе ДОУ Российской Федерации» четко определены параметры организации работы Совета педагогов, которым необходимо руководствоваться:

состав Совета педагогов;

функции Совета педагогов;

условия избрания председателя Совета;

условия принятия решения Совета.

Положение о Совете педагогов (приложение 2) принимается на заседании совета. Срок действия его неограничен. В Положение о Совете педагогов могут быть включены следующие разделы:

Общие положения.

Задачи и содержание работы.

Функции Совета педагогов.

Организация деятельности Совета педагогов.

Права и ответственность Совета педагогов.

Документация совета педагогов.

Участниками Совета педагогов, отмечает Пастюк О.В. [12], кроме сотрудников ДОУ могут быть:

сотрудники системы образования (управления и департамента образования всех уровней);

педагоги ВУЗов;

педагоги школ;

педагоги детских садов города (района);

родительская общественность города (района);

меценаты (спонсоры).

Далее авторы Пастюк О.В., Дик Н.Ф. и др., поясняют, что заседания Совета педагогов проводятся не чаще одного раза в два месяца. Длительность педагогического совета составляет не более 2 - 2,5 часов. Решения Совета помещают на стенде для педагогов в методическом кабинете ДОУ. Как замечают авторы пособия «Заведующий дошкольным учреждением» [5], особенно важно выполнение пункта положения, подчеркивающего, что педагогические советы проводятся в нерабочее время. Богославец Л.Г. [4] также отмечает, что тематика заседаний педагогического совета определяется задачами деятельности ДОУ на учебный год. Белая К.Ю. [2] и Ельцова О.М. [9] замечает, что тематика обозначается в годовом плане ДОУ, при необходимости в него вносятся дополнения и уточнения.

Главным вопросом повестки дня всегда бывают результаты работы педагогов: уровень развития воспитанников; состояние их здоровья; развитие форм совместной работы педагогов и родителей.

Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

Л.М. Волобуева [7] выделяет, что заседания Совета педагогов правомочны, если на них присутствуют не менее половины его членов. Решение, принятое в пределах компетенции Совета педагогов и не противоречащее законодательству, является обязательным. Далее автор отмечает, что совет педагогов избирает председателя на срок, определенный в Уставе ДОУ. Председателем может быть избран любой член педагогического коллектива (воспитатель, старший воспитатель, музыкальный руководитель, заведующий, педагог-психолог и др.). Правила избрания председателя также могут быть прописаны в Положении о педагогическом совете. Председатель Совета педагогов:

организует деятельность Совета педагогов ДОУ;

информирует членов Совета педагогов о предстоящем заседании;

регистрирует поступающие в совет педагогов заявления, обращения, иные материалы;

определяет повестку дня заседания Совета педагогов;

отчитывается о деятельности Совета педагогов перед учредителем ДОУ.

На заседании Совета педагогов выбирается секретарь, ведущий протокол. Секретаря рекомендуется избирать как минимум на учебный год. Л.М.Волобуева также определяет следующие правила ведения протокола. Обычно во время заседания составляется черновик протокола, который в течение пяти дней должен быть правильно оформлен. Датой протокола является дата проведения заседания. Протокол заседания (приложение 3) заносится в тетрадь протоколов. При составлении протоколов следует помнить, что они являются документацией постоянного хранения и источником получения информации о выполнении поставленных задач, принятых мер, направленных на развитие педагогического процесса и т.д.

Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко [13] определяют примерную структуру заседания педагогического совета:

1. Вначале педсовета председатель объявляет вопросы, которые будут рассматриваться, в кратком вступительном слове определяет значимость проблемы и побуждает воспитателей активно участвовать в работе, поделиться положительным опытом по обсуждаемой проблеме.

Далее следуют:

отчет об исполнении решений, принятых на предыдущих заседаниях;

доклад по основной проблеме, выдвинутой на заседании, программы, годовой план, отчет по передовому педагогическому опыту;

знакомство с нормативными документами, рекомендациями и др.;

обсуждение и утверждение решений;

сообщение основных вопросов следующего заседания (утверждение докладчиков и выступлений участников, даты и др.).

2. При обсуждении важных проблем, которые интересуют всех членов педагогического коллектива, может быть предложена следующая структура доклада:

Значение данной проблемы.

Чем вызвана необходимость рассмотрения этого вопроса на педсовете.

Какие достижения и недостатки по этому вопросу в ДОУ.

Предложения к совершенствованию работы по обсуждаемой проблеме.

Волобуева Л.М. [7], Дик Н.Ф. [8] также выделяют структуру заседания Совета педагогов:

информация о присутствующих и отсутствующих, определение правомочности Совета педагогов;

информация о выполнении решений предыдущего заседания, о ходе выполнения решений с более длительным сроком;

вступительное слово председателя Совета педагогов о теме, повестке дня, о значении решения поставленной проблемы для всего коллектива ДОУ;

обсуждение вопросов в соответствии с повесткой дня;

заключительное слово председателя Совета с анализом проделанной работы, обсуждение проекта решения;

принятие Советом педагогов решения голосованием.

Таким образом, педагогический совет создается с целью активизировать деятельность всех членов коллектива ДОУ, основными задачами которого является повышение уровня воспитательно-образовательной работы всего учреждения.

Технология подготовки заседаний Совета педагогов

Для обеспечения результативности проведения Совета педагогов необходима большая подготовка каждого участника под руководством заведующего, старшего воспитателя.

К.Ю. Белая [3] отмечает, что важным условием при подготовке педсовета является актуальность рассматриваемых вопросов. Педагогам интересны только те из них, которые помогают практическому решению проблем, вызывающих затруднения у большинства членов коллектива, а также новые педагогические технологии, авторские разработки. Поэтому автор предлагает подготовить ряд вопросов и предложить педагогам оценить их в баллах, это поможет руководителю отобрать самые актуальные, которые и будут включены в повестку дня педагогического совета.

Для этого составляется таблица (таблица 1), которая помогает определить приоритетные темы на весь учебный год. Однако нужно помнить, что проблемы воспитания, так же как и развития, обучения, должны обсуждаться в равной степени на каждом педсовете.

Таблица 1

Определения приоритетных тем педсоветов на учебный год

Перечень вопросов к обсуждению на педсовете

Очень интересно

3

Интересно и актуально

3

Не возражаю

3

Не интересно и не актуально

1

Возражаю

0

Баллы

После определения темы, автор рекомендует создать рабочую группу, которая будет заниматься подготовкой к педагогическому совету.

Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. [13] определяют план подготовки заседания Совета педагогов:

Подготовка библиографии, литературы по теме, обсуждаемой на заседании педсовета.

Размножение списка литературы.

Оказание помощи воспитателям по изучению предложенной литературы (индивидуальные беседы, консультации).

Подготовка доклада (если докладчик – воспитатель, заведующий оказывает ему конкретную поддержку и помощь в подготовке доклада).

Подготовка проекта решения (создание комиссии для подготовки проекта решения).

Составление сценария на проведение совещания.

Определение места для проведения заседания (условия для работы воспитателей, экран, технические средства, размещение выставки).

Проведение анкетирования по теме заседания среди воспитателей и других членов коллектива.

Проверка доклада воспитателя.

Подготовка выставки.

Если совет посвящен освещению опыта работы воспитателя, то организуется открытый просмотр его работы.

Если заседание посвящено анализу выполнения программы по какому-то разделу, следует наметить тематический контроль (создание комиссии, разработка критериев контроля, анализ полученных данных, обобщение результатов).

К заседанию оформляется стенд: «Готовимся к Совету педагогов». На нем помещаются:

Повестка для предстоящего педсовета.

Решение предыдущего педсовета.

План подготовки воспитателей к предстоящему педсовету.

Вопросник к анализу своей работы по определенному разделу образовательной программы.

Список рекомендуемой литературы.

Оперативный план контроля на текущий квартал.

Примерная структура заседания.

Как отмечает Л.М. Волобуева [7], подготовка к заседанию для педагогов заключается в анализе собственной деятельности по данной проблеме. Старший воспитатель может подготовить специальные вопросники, отвечая на которые воспитатели могут оценить эффективность применения тех или иных приемов, разнообразие форм работы и т.д.

Ельцова О.М. [9] также отмечает, что для того, чтобы педсовет стал органом управления, а его решения действенными и способствующими улучшению работы с детьми, необходимо использовать алгоритм подготовки к педсовету и развернутый план подготовки к педсовету (таблица 2).

Алгоритм подготовки педсовета

Определение целей и задач.

Формирование малой творческой группы (мозгового центра) педсовета.

Отбор литературы по рассматриваемому вопросу и подготовка первичного материала силами малой творческой группы.

Составление плана подготовки и проведения педсовета (вопросы педсовета, план проведения, графики анкетирования и открытых просмотров вывешиваются (минимум) за месяц до проведения педсовета, тема педсовета и литература по заявленной теме — за 2 месяца).

Разработка анкет и проведение анкетирования.

Посещение открытых просмотров педагогического процесса.

Обсуждение, обработка цифрового материала силами малой творческой группы.

Систематизация и подготовка окончательного материала.

Семинарские занятия по теме педсовета.

Проведение творческих мастерских опытными педагогами.

Подготовка вопросов для обсуждения на педсовете.

Подготовка зала и всех необходимых материальных средств.

Включение в работу психологической службы: осуществляет опрос родителей, ведет подготовку к работе в малых творческих группах.

Подготовка проекта решения педсовета.

Анализ работы педсовета.

Итоговый приказ о поощрении педагогов.

Оформление копилки с материалами педсовета.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст