Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Центр образования №1417 дошкольное подразделение

Выступление на тему:

«Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ».

Учитель-логопед ГБОУ ЦО № 1417

дошкольное подразделение

Рузанова Л.А.

Москва 2012 г.

Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ.

Еще в древности речь считалась основным средством общения между людьми (помимо мимики, жестов и т.д.), также многогранно она использовалась и в музыке для выражения людьми своих эмоций, настроений и т.д. В коррекционной работе с детьми с нарушением речи положительную роль играют совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя, которые сочетают в себе движение, речь и музыку, и способствуют нормализации моторики и ритмической стороны речи, что помогает более интенсивной адаптации детей. Во время проведения таких сеансов развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность и эмоциональную сферу.

Совместные коррекционные сеансы устраняют нарушенные речевые функции и развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

коррекционно-развивающее;

информационно-консультативное.

В процессе работы учитель-логопед и музыкальный руководитель осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях, а также всесторонне развивают личность дошкольника.

  Учитель-логопед осуществляет: постановку диафрагмально-речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; коррекцию нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; обучение умению связно выражать свои мысли; обучение грамоте, профилактику дисграфии и дислексии; совершенствование мелкой моторики и т.д.

  Музыкальный руководитель развивает: слуховое внимание и память, пространственное представления, координацию движений, умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок, а также воспитывает мелодико-интонационную сторону речи и фонематический слух. Музыкальный руководитель также использует в различных частях своих занятиях логоритмические упражнения с целью формирования слухо-зрительно-двигательной координации. Используя в распевках слоговые цепочки, они развивают фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса.

 Основные задачи совместной работы музыкального руководителя и учителя — логопеда:

 - развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического восприятия;

 - развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодической стороны;

- формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение силы и высоты голоса в зависимости от контекста;

- обогащение музыкальных впечатлений детей при знакомстве с разнообразными музыкальными произведениями;

- обогащение словаря дошкольников по разработанным совместно с логопедом лексическим темам;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения, игры на детских музыкальных инструментах.

    Эффективность коррекционной работы с детьми, посещающими логопункт, определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и совместной деятельностью в работе логопеда и музыкального руководителя с другими специалистами ДОУ. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и речевая среда.

План взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем на учебный год.

- журнал взаимодействия;

 - совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара;

- участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий;

 -составление картотек речевых игр, игр со словами и т.д.;

- выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи;

- использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений, поговорок, считалок, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и др.

     Согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к детям с речевыми нарушениями, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности становятся основой взаимодействия.

     Таким образом, взаимодействие специалистов позволяет вовлекать в сферу коррекционно-речевой работы более широкий круг детей, полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия, повысить эффективность работы логопункта, увеличить процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением, повысить качество образовательного процесса.

Список использованной литературы.

1. Арефьева З.А., Подобед С.О. Организация работы логопедического пункта в ДОУ. Логопед, 2004.

2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство «Лань»,2003.

3. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. М.: «ТЦ Сфера», 2008.

4. Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000г.

5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985.

6. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений \ Под ред. д.м.н. Е.М.Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002.

7. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

8. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «ТЦ Сфера», 2003.