Белова Наталья Александровна, МДОУ № 91, инструктор по физическому воспитанию.

Методическое пособие и рекомендации для родителей и педагогов детского сада на тему: «Совместные формы деятельности детей и родителей в рамках физического воспитания, с целью приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической ситуации в стране. С этой позиции, в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад – как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребёнка. В «Конституции дошкольного воспитания» подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой приемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Дошкольник – не эстафета, которую передаёт семья в руки педагога. Важнейшем условием приемственности является, установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов» Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома. Однако, во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью. Предпочтение отдаётся телевизору, в крайнем случае «сидячим» играм. При этом, не принимается во внимание следующее: стать усидчивым ребёнок сможет только в том случае, если будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении (дети сначала овладевают навыками упражнения, движениями, а затем статикой). Следовательно, одной из главных задач взрослого, является организация правильного двигательного режима ребёнка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений, с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. А для этого необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада.

Предлагаемая М.Н. Поповым, психолого-педагогическая технология «Навстречу друг к другу» помогает справляться с этой проблемой через взаимодействия на совместных спортивных развлечениях, физкультурных занятиях.

На мой взгляд, ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (родители-дети-педагоги), для которого характерно взаимодействие друг друга, с учётом возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Опыт работы показывает, что сплочение людей разных возрастных уровней, объединив их в сообщество, а так же направив работу на достижение какой-либо единой цели – возможно при вовлечении их в общую, интересную деятельность. В связи с этим, целесообразно использовать следующие формы организации детей и родителей в рамках физического воспитания дошкольников и приобщения их к здоровому образу жизни:

- Занятия с участием родителей. «Зайчиха с зайчатами», «В гости к солнышку пойдём», «Путешествие в весенний лес» Данная форма работы позволяет предоставить родителям хорошую возможность приобщиться к детсадовской жизни детей, понять важность и ответственность воспитательской работы, помогает более осмысленно подойти к проблеме организации здорового образа жизни. Дети, в свою очередь, могут увидеть своих родителей с другой стороны, в другой роли, что в свою очередь будет способствовать повышению авторитета последних в глазах их детей, а так же параллельно и эффективности необычного занятия. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

- Пешеходные прогулки, туристические походы. «Юные спортсмены», «Остров сокровищ», «Дальнее путешествие» Эта форма работы позволяет приобрести родителям целостный чувственный опыт партнёрского, доверительного взаимодействия друг с другом в совместной двигательно-игровой деятельности.

- Конкурс стенгазет, поделок, рисунков, беседы на тему здорового образа жизни. «День здоровья», «Вкусно и полезно», «Мой любимый вид спорта» В процессе выполнения подобных заданий, дети и взрослые получают возможность совместного творчества, что обычно является мощным объединяющим фактором.

- Спортивные состязания и праздники. «Мама, папа, я — спортивная семья», «Праздник мужчин 23февраля», «В гости к лошадке» Эта форма работы позволяет сплотить семьи в дружные команды, имеющие общую цель, координирующие совместные действия, поддерживающие друг друга.

Для оптимизации в данном направлении необходимо ориентироваться на следующие основные положения, которые в свою очередь и будут определять её содержание, организацию и методику.

1.Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребёнка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям. Когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздаровительной работы в детском саду, а педагоги используют личный опыт семейного воспитания.

2.Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течении всего года и всего периода пребывания ребёнка в дошкольном учреждение.

3.Индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.

4.Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.