Направления в пространстве

• Самый первый этап ориентирования в пространстве — это изучение малышом своих частей тела. Именно тело является опорной точкой для определения всех направлений: вверху-снизу, спереди-сзади,справа-слева. Во время умывания и одевания крохи, комментируйте: «Это носик, это лобик, это рука, это нога и т. д.»

• Чтобы закрепить понятия частей тела, поиграйте с куклой. Например, помойте пупсу спинку, животик, голову и т.д.

• Когда малыш научится безошибочно определять собственные части тела, можно переходить к изучению взаимообратных направлений.

• Рассказывайте крохе, что голова у него находится наверху, а ноги — внизу, лицо — спереди, спина — сзади.Поиграйте в мяч: просите кроху бросать его поочередно вверх, вниз, вперед, назад.

• Наибольшую сложность представляет изучение направлений справа-слева. Ежедневно упражняйтесь, одевая малыша: «Вставляем в рукав правую ручку, обуваем левую ножку и т. д.» Когда кроха начнет самостоятельно есть, объясните, что ложку он должен держать в правой руке, а хлеб — в левой (конечно, если малыш — правша). Аналогичным образом во время урока рисования расскажите, что карандаш, кисточка, мелок находятся в правой руке, а левая рука придерживает листочек бумаги.

• Снова играем в мяч! Предложите крохе взять его в правую руку, а затем переложить в левую. Пнуть мячик левой ножкой, отбить ваш бросок правой.

• Малышей очень увлекает игра на поиск предмета в комнате. Это должна быть вещь, которая нравится ребёнку: предмет одежды, игрушка, любимая карточка из «Мира на ладошке» и т. д. Спрячьте предмет, а затем подсказывайте сыну или дочке, куда надо идти, чтобы его найти.

• После того, как малыш стал хорошо ориентироваться в пространстве, занятия можно перенести на плоскость бумажного листа. Научите ребёнка располагать предметы в нижней и верхней, в правой и левой частях листочка. На уроках рисования показывайте направления движения руки: слева направо

, сверху вниз и др.

• Поиск сокровищ. Малыши, которые умеют ориентироваться и в комнате, и на бумаге, могут учиться передвигаться по плану. Нарисуйте карту и отметьте, где расположен клад. Вручите ребёнку, чтобы он нашёл спрятанный вами сюрприз.

• Малыши постарше смогут научиться и таким понятиям, как «Задом наперёд» и «Шиворот-навыворот», вместе с очаровательной девочкой Таней по прозвищу «Кармашка»

Временные промежутки

• Сначала необходимо научить малыша разбираться в частях суток. Определение утра, дня, вечера и ночи тесно связано с распорядком дня ребёнка. Называйте крохе отрезок времени и перечисляйте виды деятельности, которые ему соответствуют. «Сейчас утро, мы проснулись, умылись, сделали зарядку и начинаем завтракать. Сейчас день, мы пообедаем, поспим, потом пойдем гулять. И т. д.»

 И снова игра: подбирайте картинки, на которых дети и взрослые чем-либозанимаются в очевидные отрезки времени. Задача малыша — угадать, что сейчас: утро, день, вечер или ночь. Также Вы можете вместе с ребёнком сами нарисовать рисунки, изображающие разные части суток.

• После того, как малыш начнёт определять границы одного дня, его можно познакомить с понятиями «вчера-сегодня-завтра». Также привяжите их к видам деятельности, которыми вы занимаетесь в разные дни. Следующий этап — знакомство с календарём (днями недели, месяцами, временами года).

• Определение времени по часам — для ребёнка один из наиболее сложных, но интересных процессов. Вы можете его привязать к этапу изучения цифр в «Математике с пелёнок». Изготовьте вместе с малышом часы и начинайте учиться!

Игры на определение времени и направлений пространства ежедневно подбирайте их по возрасту ребёнка. Вы и не заметите, как кроха начнет использовать в речи и в действиях важнейшие понятия.