Рекомендации для воспитателей

«Создание положительного настроения в группе детского сада»

педагог-психолог Зверева О.В.

Можно по-разному относиться к ребенку,

но нужно, прежде всего, отказаться от

взгляда на ребенка как на собрание

достоинств и недостатков. Любой

ребенок – весь достоинство, хотя бы

потому, что сочетание его черт и

качеств уникально.

Н.Е. Щуркова

Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:

защиту прав личности обучающихся и воспитанников, обеспечение их психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;

реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям обучающихся и воспитанников;

психологическую помощь семьям детей «группы риска».

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Поэтому в нашем дошкольном учреждении –детский сад комбинированного вида № 38 «Семицветик» особое внимание уделяется организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, с целью раннего выявления недостатков развития и оказания комплексной лечебно-оздоровительной и коррекционно-психологической помощи в условиях образовательного учреждения. Здоровый микроклимат, яркое, красочное оформление и оборудование в группах, зоны, где можно заняться любимым делом, содействуют формированию позитивного (положительного отношения к ДОУ и группе не только детей, но и их родителей).

Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. «Детство — золотой век эмоционального в нас», — отмечает В. В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности. Ребенок, грустен или разгневан, значит у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым, значит в его мире все хорошо.

Эмоции ребенка – это послание окружающим его взрослым о его состоянии.

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.

В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации…) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.

Взрослые часто ставят перед ребенком череду запретов и указаний. Так кирпичик за кирпичиком растет и крепнет стена, отделяя и отдаляя Мир ребенка от Мира взрослого.

Распознавание и передача эмоций — сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Эмоции помогают малышам воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств — важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.

Одной из задач ДОУ – создание развивающей среды, обогащенной различными элементами, создающими у детей положительную установку и впечатление о детском саде, которые будут:

Способствовать укреплению психологического и эмоционального здоровья каждого ребенка.

Развитию эмоционально-чувственной сферы.

Такую среду также можно назвать эмоционально-развивающей.

Один из вариантов обогащения групповых помещений разнообразными игровыми элементами, направленными на сохранение психофизического здоровья дошкольников, развития его эмоционально-чувственной и коммуникативной сферы, позитивного принятия самого себя и окружающего мира являются:

Уголок приветствия

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочению детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия.

Для этого можно использовать:

Стенд «Здравствуй, я пришел!» с фото детей (приходя в д/с ребенок переворачивает лицом свое фото к окружающим, т.о. заявляя о своём присутствии в группе)

Стенд «Моё настроение» (дети с помощью заготовок-пиктограмм определяют своё настроение в течение дня);

Уголок достижений.

Цель: повышать самооценку, уверенность детей в себе, предоставлять позитивную информацию для родителей, способствующую установлению взаимопонимания между ними; научить детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.

«Цветок успехов»

«Звезда недели»: в середине большой звезды — фото, на концах звезды записывается информация о ребенке, которой он гордится.

«Копилка добрых дел», «Дерево добрых дел» панно с кармашками на каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный поступок, дело (в конце недели дети поощряются).

Уголок гнева.

Цель: дать возможность детям в приемлемой форме освободится от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.

«Коврик злости» — резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться;

«Коробочка гнева и раздражения» — это может быть любая коробка, куда ребенок может выбросить свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету)

«Подушка – колотушка», «Мешочек для крика», «Ковёр дружбы».

Уголок поздравлений – создание позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе между детьми.

Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они легко подхватывают сильные, как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих людей. Во многом реакция на обстановку вокруг у детей зависит от создания педагогом у них чувства уверенности и поддержки, внутренней безопасности и свободы. Это зависит ещё от их доброжелательности, принятия детей такими, какие они есть, умение быть для них партнером и товарищем.

Хотим закончить своё выступление словами Василия Александровича Сухомлинского «Если вы хотите, чтобы слово учило жить, воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца»