Консультация для педагогов

« Создание условий для проведения зимних прогулок, игр и забав на территории детского сада»

Вопросы охраны жизни и здоровья детей на прогулке в зимний период.

При организации прогулок в зимний период возрастает травмо- опасность, поэтому в первую очередь следует вспомнить некоторые правила охраны жизни и здоровья детей в зимний период:

Требования безопасности перед началом прогулки

Необходимо ежедневно перед прогулкой осматривать участки. Плотный слой снега следует рыхлить, что позволит не допускать наличия в снегу опасных для детей предметов: сухостойных деревьев, неструганных досок, гвоздей, битого стекла, пластиковых летних ограждений клумб, частей сломанного детского игрового инвентаря (лопаток, ведерок, ледянок и т.п.). До наступления снегопада следует еще раз проверить, все ли ямки на территории детского сада засыпаны, колодцы закрыты тяжелыми крышками. Провести внимательный осмотр крыш всех построек на предмет наличия снежных наносов и сосулек

Участки и спортивная площадка, дорожки, ступеньки, наружные лестницы, крыльцо должны быть очищены от снега, льда и обработаны антигололедными средствами, к которым предъявляются особые требования, они должны быть безопасны для детей, безвредны для зеленых насаждений участка и почвы.

Всё оборудование на участках (малые формы, физкультурные пособия) должно быть устойчивым, иметь прочные рейки, перила, не должно иметь острых углов и выступов, шероховатостей и выступающих болтов. Должно отвечать возрасту детей и санитарным требованиям. Важно обеспечить должное хранение и правильную эксплуатацию игрового и спортивного инвентаря. Для этого на участке должно быть предусмотрено специальное хранилище или кладовая.

В зимний период воспитатель должен согласовать со старшей медицинской сестрой возможность выхода детей на прогулку в зависимости от состояния погодных условий, температуры воздуха, а также, должен осматривать одежду, обувь воспитанников на предмет соответствия погодным условиям.

Педагогу следует напоминать детям правила безопасного поведения при выходе на прогулку и при входе в помещение ДОУ, возвращаясь: не бежать, не толкаться, при спуске и подъеме на 2-й этаж держаться за перила, не нести перед собой большие игрушки и предметы, закрывающие обзор пути и др.

Требования безопасности во время прогулки

В зимний период на прогулке воспитателю следует строго следить, чтобы дети не ели снег, сосульки, не касались открытыми частями тела металлических предметов.

Также в предварительных или ситуативных беседах надо разъяснять детям опасность простудных, вирусных заболеваний и кишечных инфекций.

Сотрудники обязаны постоянно следить за детьми, не оставлять детей без присмотра, не доверять временный присмотр за детьми посторонним людям и даже родителям.

При организации прогулок, экскурсий за пределы участка д\с (в случае отсутствия запрета по антитеррористической безопасности) необходимо:

Знать точное количество детей;

Заранее определить место, куда пойдут дети;

Заранее пройти весь маршрут следования;

Сообщить администрации о предстоящем мероприятии;

В помощь педагогу направить ещё кого-либо из сотрудников дошкольного учреждения;

Избегать прогулок по оживленным многолюдным улицам, а также магистралям с интенсивным движением транспорта.

При организации прогулок, следует оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов, характерных для зимнего времени года:

- обморожение, переохлаждение или перегревание организма детей (иметь для детей сменную одежду);

- травмы, ушибы при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега, льда и не посыпанным песком;

- травмы во время игр на не очищенных от снега, льда площадках;

- травмы от падающих с крыш сосулек, свисающих глыб снега в период оттепели;

- травмы от прикосновения в морозный день к металлическим конструкциям открытыми частями тела (лицом, руками, языком, губами);

- намокание детской одежды и обуви;

- заражение желудочно-кишечными болезнями, заболевание ОРЗ, если ребенок будет брать в рот грязный и холодный снег, сосульки.

Чтобы избежать всех вышеперечисленных ситуаций с наступлением холодного периода года необходимо:

Одевать детей в соответствии с температурными условиями; не допускать переохлаждения или перегревания организма детей;

Во время прогулки не допускать намокания детской одежды и обуви;

По возвращении с прогулки снимать с детей мокрые вещи и просушивать

При усилении мороза и ветра во время прогулки детей отводить в помещение детского сада или на закрытые веранды;

Не допускать статичного положения детей во время прогулок и катания на ледяных дорожках, горках, санках и лыжах.

При проведении прогулок на территории детского сада соблюдать установленный режим, длительность прогулок, смену видов деятельности воспитанников; ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять не менее 4–4,5 ч; прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой;

Сократить продолжительность прогулки, если температура воздуха ниже –15 °С и скорость ветра более 7 м/с

отменить прогулку если температура воздуха ниже -15 °С и скорость ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже -20 °С и скорости ветра более 15 м/с;

во время прогулки с детьми проводить игры и физические упражнения; подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ с учетом сезона;

чередовать виды деятельности от подвижной к малоподвижной (в зависимости от плана проведения прогулки) для предотвращения переутомления, перегрева воспитанников во время игр, труда.

правильно организовывать деятельность детей на прогулке, создавать необходимые условия для физических упражнений, веселых игр и развлечений.

Для прыжков, упражнений на равновесие необходимо сделать снежные валы, для метания – нарисовать мишени. Постараться сделать снежные фигуры, помогающие закрепить двигательные умения ребят.

Упражнения на ледяных дорожках интересны детям, развивают у них чувство равновесия при скольжении, умение управлять своим телом во время таких движений.

ПРАВИЛА КАТАНИЯ ПО ЛЕДЯНЫМ ДОРОЖКАМ

Кататься в одном направлении

Кататься с интервалом

Быстро уходить с дорожки после скольжения

Не перебегать ледяную дорожку

ПРАВИЛА КАТАНИЯ С ГОРКИ

Не кататься на ногах

Кататься по очереди

Съезжать вниз с интервалом

Быстро уходить с дорожки после того, как съехал с горки

Тормозить в случае неожиданного появления препятствий

ХОДЬБА НА ЛЫЖАХ

Лыжи не должны иметь сучков, трещин, расщеплений, шероховатостей на скользящей поверхности. Крепления у младших мягкое, сзади нужна резиновая петля, иначе лыжи соскальзывают

У старших крепление полужесткое, носок ботинка должен выступать из-под ремня на 3 – 4 см.

Ботинки должны быть на1 – 2 размера больше, чтобы поместилась стелька и два носка – обычный и шерстяной

При ходьбе на лыжах необходимо соблюдать правила: идти соблюдая интервал; не отставать; не наезжать на лыжи впереди идущего; не разговаривать на дистанции.

Во избежание травм необходимо также соблюдать требования к использованию инвентаря и игрового оборудования на участке:

- весь инвентарь должен быть исправен;

- детям до 6–7 лет разрешается переносить груз не более 2 кг; лейку, воду в ведрах до 2–2,5 л и работать не более 10 мин;

- запрещается использовать инвентарь для взрослых (лопаты, метлы и др.);

- размеры оборудования и инвентаря для игр и физкультурных занятий на участках должны соответствовать требованиям СанПиН (приложения 1, 2);

- игрушки должны быть гигиеничны, не поломаны, для разных видов игровой деятельности, позволяющие соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года и возрастом детей (игрушки двигательные, настольные, строительные и т. д.).

Дополнительные требования безопасности во время прогулки зимой:

- обеспечить контроль и непосредственную страховку педагогом воспитанников во время скольжения по ледяным дорожкам, катания на санках, катания с горки, ходьбе на лыжах.

- следить, чтобы при катании на санках следующий ребенок терпеливо ожидал, пока скатывающийся перед ним ребенок не достигнет конца ската, горки;

- не допускать, чтобы при скатывании с горки (на санках, на ледянках ит.п.) дети садились спиной к скату;

- следить, чтобы дети знали правила передвижения и транспортировки лыж к месту проведения занятий (лыжи переносят, положив на плечо, острыми концами назад)

Требования безопасности по окончании прогулки

- организовать спокойный вход воспитанников в помещение детского сада (1-я подгруппа проходит и раздевается под присмотром помощника воспитателя, 2-я – под присмотром воспитателя).

- очистить верхнюю одежду воспитанников, обувь от снега.

- проверить, как воспитанники сложили одежду в шкафчики. При необходимости переодеть воспитанников в сухую одежду, белье.

- организовать выполнение гигиенических процедур: посещение туалета, мытье рук с мылом.

- обеспечить просушивание мокрой одежды, обуви.

- привести в порядок выносной материал, орудия труда (очистить от, снега).

- вымыть и убрать в специально отведенное место выносной материал, игрушки, орудия труда.

 

Создание условий для проведения зимних игр и забав на территории ДОУ

Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима – не исключение из этого правила! А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными.

Подберите специальные игры, задания, забавы, подходящие для зимних условий. Ведь только зимой есть снег, лед, ледяные дорожки! Не упускайте возможность использовать снежные постройки: горки, ледяные дорожки, валы, лыжные трассы и специальный инвентарь для игр со снегом: лопаты, санки с ящиками, листы фанеры, пластика для построек.

Обратите внимание на то, чтобы все дети были вовлечены в игру: она не только развивает и воспитывает, но и согревает в холодный день.

Итак, для зимних игр и забав необходимы следующие условия:

– в деятельности должны принимать участие все дети;

– не предлагайте игр, где нужно долго и интенсивно бегать, чтобы дети не вспотели (для бега нужно ограничивать пространство);

– в игре не должно быть трудновыполнимых движений (например, прыжков через скакалку, препятствия, в высоту; гимнастических упражнений и др.);

– игры со снегом следует проводить в теплую погоду, когда снег мягкий;

– для игр со снегом рекомендуются непромокаемые варежки;

– зимние игры, забавы, развлечения проводятся на утрамбованной площадке.

Прежде всего, следует создать условия на каждом участке для каждой возрастной группы.

Снежные валы

На каждом участке должны быть снежные постройки. Для подготовки, их создания снег сгребается с середины участка, создаются валы по его периметру. Середина участка, свободная от снега и от построек, тщательно утрамбовывается. Из снежных валов можно сформировать:

- Горки.

- Площадку для тренировки равновесия – вершина срезана горизонтально, шириной до 40 см, высота 30 см.

– Валы для игры в прятки и снежки: вершина скруглена, высота от 50 до 70 см. (могут иметь форму змеи, дракона, крокодила).

– Сюжетные постройки или снежные фигуры в виде образа: обязательно должны иметь какую-то цель, служить для развития движений, не являться просто украшением участка.

– Главное требование при создании построек – безопасность детей. Поэтому, если при постройке снежных фигур используется каркас, не должно быть острых торчащих частей. Снежные постройки должны быть мощными, устойчивыми. Если используются краски, то они должны быть не химического, а растительного происхождения – пищевые красители, свекольный или морковный сок. Для эстетичного оформления участка можно использовать книгу Пантелеевой «Эстетика участка дошкольного учреждения» – М.: Просвещение, 1988.

Горки

На каждом участке должна быть горка: для младшего возраста высотой

1 м, длина ската 5-6 м; для старшего возраста – высотой от 1,5 до 2 м, длина ската более 6 м. ширина горки от 90 см до 1 м. По бокам ската и площадки – бортики высотой 20-30 см. На верху горки – горизонтальная площадка 1,5×2 м. Сзади – лестница с широкими ступенями 20-25 см ширины, чтобы ребенок стоял на них устойчиво. В течение недели горку поливают водой. Ступеньки посыпают снегом и песком.

На спортивной площадке должна быть горка высотой 2 м с длиной ската до 20 м.

Катки и ледяные дорожки

– Ледяные дорожки на участках или по периметру территории детского сада. Для малышей: ширина 50 см, длина до 4 м. Для детей старшего возраста ширина дорожки – 40 см, длина от 4 до 8 метров, может быть каскад дорожек. При использовании дорожек обязательно соблюдение инструкций по технике безопасности. Можно сделать дорожку на невысокой горке, высотой не более 50 см, длина ската 5 метров. При обучении детей скольжению на ледяной дорожке нужно соблюдать особую осторожность. Малышей сначала учат просто переступать по дорожке. Можно привлечь самых ответственных старших детей. Они по двое берут малыша за руки и прокатывают его по дорожке. Можно использовать шнур. Малыш держится за него двумя руками, старшие дети равномерно тянут за концы и прокатывают малыша по дорожке.

– Для более безопасного обучения младших детей скольжению можно сделать на участках снежные дорожки. Для этого на выбранном участке шириной 50 см, длиной до 4 м снег утрамбовывается и раскатывается ледянками.

На спортивной площадке можно организовать каток, размер которого зависит от места расположения и составляет 5 на 10 метров или 10 на 20 метров.

Хоккейная коробочка на площадке может быть и небольшая: шириной от 5 метров, длиной от 10 ветров. Ворота шириной 1,5 метра. Площадка для игры в хоккей хорошо утрамбовывается.

Условия для ходьбы на лыжах

Для прокладывания лыжни выбирается место вдоль забора или спортивной площадки в безопасном месте. Трассу прокладывает взрослые человек более широкими лыжами, в младших группах она прямая, в старших – имеет небольшие горки, спуски, повороты. Вдоль трассы прокладываются ориентиры (кегли, кубики, флажки и пр.). Длина трассы в младших группах 30-40 метров, в старших – до 80 метров.

На участке также могут быть:

- Снежный лабиринтс шириной стенок 30 см, высотой от 50 до 1 м.

- Стенка-мишень из снега, ширина 30 см, высота в рост ребенка. В мишени делаются сквозные отверстия в виде геометрических фигур.

- Тоннели для лазания, подлезания длиной 2-2,5 м. Для их сооружения обязательно нужен каркас. Для подлезания используется также дуга-воротца.

Варианты планирования содержания работы воспитателей с детьми в период проведения недели «зимних игр и забав» и в зимний период в разных возрастных группах ДОУ.

Планирование содержания работы воспитателя начинается с подготовки участка для проведения прогулок в зимний период и создания условий для активной деятельности детей, подготовки яркой наглядной информации для родителей в группе и на сайте.

План работы с детьми следует разнообразить интересными формами организации детской деятельности:

-зимние праздники;

-зимние развлечения на участке, физкультурные досуги;

- катание на санках, ледянках, снегоходах; ходьба на лыжах; скольжение по ледяным дорожкам; игры с элементами хоккея;

- различные эстафеты и подвижные игры;

-конкурсы оформления зимних участков и снежных построёк;

- сюжетно-ролевые игры с использованием снежных построек;

- игры со снежками;

- лепка из снега;

- рисование на снегу;

- наблюдения за живой и неживой природой; кормление птиц;

- опыты и экспериментирование со снегом, льдом и водой;

- создание ледышек и составление узоров из них;

- выставки детских рисунков;

- дни здоровья;

- тематические дни (например, «День сказки» и др.);

- труд на участке – участие в создании снежных построек, их ремонт;

- чтение художественной литературы и разыгрывание сказок;

- развивающие игры на развитие памяти, внимания, мышления;

Приложение

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ

«ЗИМНИЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

во 2-ой младшей группе

Понедельник

1-половина дня

Беседа с детьми «Как мы играем зимой».

Игровое музыкальное занятие « Мы концерт устроим сами».

Рассматривание картинок о зимних видах спорта по дидактическому пособию «Рассказы по картинкам. Зимние виды спорта».

П.и. «Снежинки и ветер».

П.и. «Берегись, заморожу».

Игры со снегом. Катание друг друга на санках.

2-половина дня

Конкурс совместных детско-родительских работ « Зимушка-зима».

Лепка праздничного торта из снега.

П.и. «На дворе мороз и ветер».

П.и. «Воробушки и автомобили».

Вторник

1-половина дня

Игровое физкультурное занятие.

Беседа « Покормите птиц зимой».

П.и. »Поймай снежинку».

П.и. «Вороны».

Игры со снегом. Лепка снежков и игра в снежки .Катание по ледяной дорожке.

2-половина дня

Показ игрового театра «Заюшкина избушка».

П.и. «Дед Мороз».

П.и. «Кот и воробушки».

Игры со снегом.

Среда

1-половина дня

Зимняя музыкальная игра «Как на горке снег, снег…»

Беседа: «Какую одежду носят люди зимой?»

П.и. «Снег кружится».

П.и. «Берегись, заморожу».

Рисование на снегу гуашью.

2-половина дня

Музыкальный досуг «Зимушка-зима».

Посещение выставки изо работ « Зима на дворе» детей подготовительной группы.

П.и. «У медведя во бору».

П.и. « Снежинки и ветер».

Игры со снегом. Катание друг друга на санках.

Четверг

1-половина дня

Физкультурный досуг «Веселые зайчишки».

Беседа «Как живут звери в лесу зимой».

П.и. «Дед Мороз».

П.и. «Санная путаница».

Игры в снежки с детьми средней группы. Игры со снегом.

2-половина дня.

Залив форм для застывания льда.

Конкурс семейных фотоальбомов и фотографий группы «Зимняя прогулка».

Постройки из снега с украшением цветными льдинками.

П.и. «Поймай снежинку».

П.и. «Бусы».

Пятница

1-половина дня

Создание творческой коллективной работы «Зимние игры и забавы мальчиков и девочек нашей группы» (фотографии и рисунки).

П.и. «У птичьей кормушки».

П.и. «Веселые пингвины».



Страницы: 1 | 2 | Весь текст