Родительское собрание.

Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

Хочу начать с приветствия «Скажи свое имя шепотом, тихо, громко». Дети с нарушениями речи имеют трудности в звукопроизношении, фонематическом восприятии, выраженное отставание в формировании словарного запаса, грамматического строя и связной речи.

Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и так далее). Сейчас родители с вами поиграем.

Игры на развитие фонематического слуха:

Д/И «Улови звуки окружающего мира»



«Поймай звук»

«Будь внимательным» (символы)

Уважаемые родители только в совместной работе с логопедом можно добиться положительных результатов в звукопроизношении. Важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения – работа по подготовке артикуляционного аппарата.

При постановке отсутствующих звуков используем артикуляционную гимнастику, и упражнения на дыхание. Упражнения необходимо выполнять перед зеркалом.

А сейчас вместе с вами выполним артикуляционные упражнения.

«Улыбка», «Хоботок», Чередование «Улыбка – Хоботок».

«Бегемотик» Открывание и закрывание рта.

«Лопатка», «Иголка», Чередование «Лопатка – Иголка».

«Качели», «Грибок», «Лошадка».

Выполнение артикуляционных упражнений способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры.

Дыхательные упражнения:

«Подуй на листик»,



«Подуй на снежинку».

Для улучшения лексико- грамматического строя речи используем на занятиях всевозможные игры. Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.).

Д /И «Назови детенышей» образование сущ – х с уменьшительно – ласкат – ми суффиксами.

Д/И «Назови лист»образование относительных прилагательных.

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? — сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.).



Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.

Во многом мне помогают воспитатели, которые закрепляют знания полученные детьми в играх и упражнениях.

Что хочется сказать недоразвитие связной речи мы восполняем не только на занятиях но и в повседневной деятельности. Это и составление предложений, коротких рассказов, пересказ текста, составление загадок. Рассказы составляем по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, по схемам (мнемотаблицы), заучивание стихотворений. Сейчас попробуем с вами составить рассказ с опорой на схему.

Также формирование грамматически правильной речи влияет и развитие мелкой моторики, т. к речь и движения взаимосвязаны.

Уважаемые родители нам необходимо работать в тесном содружестве, и тогда мы добьемся хороших результатов. Так, как знания, которые ребенок получил на логопедических занятиях, необходимо закреплять дома. В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, если вы будете говорить неправильно, ваш ребенок будет усваивать неправильную речь.

В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный словарь, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах.

А следовательно надо говорить четко, внятно, грамматически правильно. Желаю успехов