«Бог есть единый источник всех истинных благ. Молитва есть мать и глава всех добродетелей» Макарий Великий

«Путь к Богу –молитва. Измерение совершаемого пути – различные молитвенные состояния, в которые постепенно входит молящийся правильно и постоянно» Игнатий Брянчанинов

«Молитва – причащение жизни. Оставление ее приносит душе невидимую смерть» Игнатий Брянчанинов

«стой на молитве твоей, как бы ты стоял пред Самим Богом» Игнатий Брянчанинов

«Намереваясь принести Богу молитву, отвергни все помышления и попечения земные» Игнатий Брянчанинов

«Риза души твоей должна сиять белизною простоты.» Игнатий Брянчанинов

“Молитвы памятозлобных – посевы на камне” Исаак Сирский.

«Ничто так не способствует к преуспеянию в молитве, как совесть, удовлетворенная Богоугодною деятельностью» Игнатий Брянчанинов

«Душа молитвы – внимание» Симеон Новый Богослов

«Как тело без души мертво, так и молитва без внимания – мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим «имя Божие всуе» Игнатий Брянчанинов

«Произноси слова молитвы неспешно; не позволяй уму скитаться повсюду, но затворяй его в словах молитвы» Иоанн Лествичник

«Воспрещай себе рассеянность мыслей при молитве, возненавидь мечтательность…» Игнатий Брянчанинов

“Те, которые в молитвах своих не видят ничего, видят Бога” Мелетий Исповедник

“Когда с нами умиление, тогда с нами Бог” Серафим Саровский

«Приноси Богу молитвы тихие и смиренные, а не пылкие и пламенные» Игнатий Брянчанинов

«Не ищи в молитве наслаждений: они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение» Игнатий Брянчанинов

«Покаяние рождает молитву» Игнатий Брянчанинов

«Тягостным, скучным, сухим представляется молитвенный подвиг для ума, привыкшего заниматься одними тленными предметами. С трудом приобретается навык к молитве; когда ж приобретается этот навык, тогда он делается источником непрестанного духовного утешения» Игнатий Брянчанинов

«Когда делатель молитвы достигнет преуспеяния в своем блаженном подвиге: тогда разнообразие мыслей в псалмах и прочих молитвословиях делается несоответствующим его устроению» Игнатий Брянчанинов

«Свят, велик, душеспасителен подвиг молитвы. Он – главный и первый между подвигами иноческими. Все прочие подвиги – подвиги служебные этому подвигу; приемлются они для того, чтобы подвиг молитвы совершался успешнее, чтобы плоды молитвы были обильнее» Игнатий Брянчанинов

«Егда молишися, вниди в клеть твою, и, затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, Иже в тайне» (Мф.6:6).

“Ныне, или завтра умрем” святой Андрей

“Вкусивший молитвы, будет убегать многолюдства: кто, как не молитва, соделывает любителя своего, подобно онагру пустыннолюбивому, свободным от потребности в обществе” Иоанн Лествичник

«Муж двоедушен не устроен во всех путех своих добродетелей» (Иак. 1:8)

«Доколе живы в тебе пристрастия, дотоле наветуют молитву смущение и рассеянность» Игнатий Брянчанинов

«Когда от души простишь всем ближним согрешения их: тогда откроются тебе твои собственные согрешения» Игнатий Брянчанинов

«Оставьте бесплодную и напрасную привязанность ко всему преходящему, с которым вы должны и поневоле расстаться! Оставьте увеселения и наслаждения обольстительные! Оставьте празднословие, смехословие и многословие, опустошающие душу! Вспомните, рассмотрите, удостоверьтесь, что вы здесь, на земле, кратковременные странники, что отечество ваше, вечная обитель – небо» Игнатий Брянчанинов

«путь умной молитвы есть путь царский, избранный. Он настолько возвышеннее и изящнее всех других подвигов, насколько душа превосходнее тела, он возводит из земли и пепла в усыновление Богу» Каллист и Игнатий Ксанфопулы

“Вступивший умом в подвиг молитвы, должен отречься, и постоянно отрекаться, как от всех помыслов и ощущений падшего естества, так и от всех помыслов и ощущений, приносимых падшими духами, сколько бы ни были благовидными те и другие помыслы и ощущения; он должен идти постоянно тесным путем внимательнейшей молитвы, не уклоняясь ни налево, ни направо. Уклонением налево называю оставление молитвы умом для беседы с помыслами суетными и греховными; уклонением направо называю оставление молитвы умом для беседы с помыслами, по-видимому, благими» Из беседы старца с учеником

«Некоторые Отцы разделяют молитву, для новоначальных, на две половины, и повелевают от утра, примерно, до обеда говорить: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», а после обеда: «Сыне Божий, помилуй мя». Это – древнее предание. Но лучше приучиться, если то можно, к произношению цельной молитвы. Разделение допущено по снисхождению к немощи немощных и новоначальных» Из беседы старца с учеником

“вообще, одна причина прелести, – гордость” Григорий Синаит

«самая чистая природа человеческая имеет в се6е нечто горделивое» Макарий Великий

«В упражнении молитвою Иисусовою есть свое начало, своя постепенность, свой конец бесконечный. Необходимо начинать упражнение с начала, а не с средины и не с конца» Из беседы старца с учеником

«В обществе человеческом должно молиться одним умом, а наедине – и умом и устами, несколько вслух себе одному» Каллист

«Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения… Все мы – в прелести» Симеон Новый Богослов

«Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести» Из беседы старца с учеником

«Начало зол – ложная мысль! Источник самообольщения и бесовской прелести – ложная мысль! Причина разнообразного вреда и погибели – ложная мысль!» Из беседы старца с учеником

«прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину». Прелесть действует первоначально на образ мыслей; будучи принята и, извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его» Из беседы старца с учеником

“Как бы ни возвышенны были наши подвиги, но если мы не стяжали болезнующего сердца, то эти подвиги и ложны и тщетны” Иоанн Лествичник

«Самый опасный неправильный образ молитвы заключается… когда молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины… в сущности же из своего собственного состояния… из своей греховности, из своего самообольщения, – этими картинами льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя» Из беседы старца с учеником

«Мечтатель, с первого шага на пути молитвенном, исходит из области истины, вступает в область лжи» Из беседы старца с учеником

«Знай, что действия благодати – ясны; демон преподать их не может; он не может преподать ни кротости, ни тихости, ни смирения, ни ненависти к миру; он не укрощает страстей и сластолюбия, как это делает благодать”. Действия его: “дмение” – надменность, напыщенность – “высокоумие, страхование, словом, все виды злобы. По действию возможешь познать свет, воссиявший в душе твоей, Божий ли он, или от сатаны» Григорий Синаит

«Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» Пс.50:19

«Горе душе, не чувствующей язв своих и мнящей о себе, по причине великого, безмерного повреждения злобою, что она вполне чужда повреждения злобою. Такой души уже не посещает и не врачует благий Врач, как оставившей произвольно язвы свои без попечения о них, и мнящей о себе, что она здрава и непорочна. «Не требуют, – говорит Он – здравии врача, но болящии» (Мф.9:12)» Макарий Великий

«Мнящий о себе, что он бесстрастен, никогда не очистится от страстей; мнящий о себе, что он исполнен благодати, никогда не получит благодати; мнящий о себе, что он свят, никогда не достигнет святости… льстящий себе и потешающий себя “мнением”, заграждает этим “мнением” вход в себя и духовным деланиям, и христианским добродетелям и Божественной благодати, – открывает широко вход греховной заразе и демонам» Из беседы старца с учеником

« нет ни одного человека, который бы был совершенно свободен от действия на него утонченной прелести» Макарий Великий

«Все частные виды самообольщения и обольщения бесами… происходят, или от неправильного действия ума, или от неправильного действия сердца… не без основания относят к состоянию самообольщения и прелести душевное настроение тех иноков, которые, отвергнув упражнение молитвою Иисусовою и вообще умное делание, удовлетворяются одним внешним молением, то есть, неупустительным участием в церковных службах и неупустительным исполнением келейного правила, состоящего исключительно из псалмопения и молитвословия устных и гласных» Из беседы старца с учеником

“Когда припадаешь пред Богом в молитве, будь, в помысле твоем, как муравей, как земные гады, как червячок, как лепечущее дитя. Не скажи пред Ним чего-нибудь разумного; младенческим образом мыслей приблизься к Богу” Исаак Сирский

«заключать ум в слова молитвы, и, сколько бы раз он ни устранился из слов, опять вводить его… Когда ум будет… во внимании, тогда и сердце вступит в сочувствие уму умилением, – молитва будет совершаться совокупно умом и сердцем. Слова молитвы должно произносить очень неспешно, даже протяжно, чтобы ум имел возможность заключаться в слова… постоянно понуждай ум твой возвращаться к себе… Если ты неослабно будешь приобучать ум твой, чтоб он никуда не удалялся, то он и во время трапезования твоего будет при тебе… Господь дает чистую молитву тому, кто молится безленностно, много и постоянно…» Иоанн Лествичник

«От молитвы гласной многой, — истекает молитва умная, а от умной молитвы является молитва сердечная. Произносить молитву Иисусову должно не громким голосом, но тихо, вслух себе одному» Дорофей

«Все разгоряченные и излишне напряженные действия служат препятствием к преуспеянию в молитве, развивающейся единственно на лоне мирного, тихого, благоговейного настроения по душе и телу» Нил Сорский

«Плотское разгорячение познается по плодам своим; ими оно отличается от духовной теплоты. Плоды плотского разгорячения – самомнение, самонадеянность, высокоумие, превозношение, иначе гордость в различных видах ее, к которым удобно прививается прелесть. Плоды духовной теплоты – покаяние, смирение, плач, слезы» Из беседы старца с учеником

“Молитва, учителя не требует, но тщания, но рачения и особенного усердия, – и бывает учителем ее Бог” Мелетий Исповедник

«…тщательно занимающийся молитвою и уже преуспевший в ней, должен часто обращаться к писаниям святых Отцов о молитве…» Из беседы старца с учеником

«При сохранении внимания умом, дух непременно ощутит умиление. «Дух» обыкновенно называется «сердцем» Из беседы старца с учеником

« Нет места для истинной молитвы в сердце, не благоустроенном и не настроенном евангельскими заповедями» Из беседы старца с учеником

«при изучении науки из наук – молитвы, нужно самое верное руководство, нужны величайшее благоразумие и осторожность» Из беседы старца с учеником

«В первом периоде предоставляется молящемуся молиться при одном собственном усилии; благодать Божия несомненно содействует молящемуся благонамеренно, но она не обнаруживает своего присутствия. В это время страсти, сокровенные в сердце, приходят в движение, и возводят делателя молитвы к мученическому подвигу, в котором побеждения и победы непрестанно сменяют друг друга… в котором свободное произволение человека и немощь его выражаются с ясностью..» Исаак Сирский

«Не дозволим себе искушать Господа! Не дозволим себе приступать к Нему легкомысленно, с бесстрашием, с двоедушием… Приступим как погибшие… целью молитвы… должно быть покаяние» Из беседы старца с учеником

«неспешное и тихое дыхание заповедано Отцами для удержания ума от рассеянности…Не только в процессе дыхания, но и во всех движениях тела должно наблюдать спокойствие, тихость и скромность» Из беседы старца с учеником

«Между сочувствием сердца уму и соединением ума с сердцем или схождением ума в сердце – величайшее различие… молитва молящегося постоянно и усердно, при заключении ума в слова молитвы, из чувства покаяния и плача, непременно осенится Божественною благодатию. Когда молитва осенится Божественною благодатию, тогда не только откроется сердечное место, но и вся душа повлечется к Богу непостижимою духовною силою, увлекая с собою и тело. Молитва преуспевших в ней произносится из всего существа. Весь человек делается как бы одними устами» Из беседы старца с учеником

«Ничто не доставляет такого свободного доступа к Богу, как решительное самоотвержение, попрание своей гордости, своего «я» Из беседы старца с учеником

«Каждый поступок против смирения есть наветник и губитель молитвы. На послушании и смирении да зиждется молитва! Эти добродетели – единственно прочное основание молитвенного подвига» Из беседы старца с учеником

“Нет неправды у Бога, Бог не оставит неисполненным того, что Он предоставил исполнять Себе, когда исполним то, что мы обязаны исполнить” Макарий Великий

“Кто принуждает себя исключительно и всеусильно к молитве, но не трудится о приобретении смирения, любви, кротости и всего сонма прочих добродетелей, не внедряет их в себя насильно, тот может достигнуть только до того, что «иногда», по прошению его, касается его Божественная благодать…» Раtrо1оgiае Grаесае Тоmus XXXIV, Масаrii Аеgiptii liber de libertate mentis, cap. 19

«Общее правило борьбы с греховными начинаниями заключается в том, чтоб отвергать грех при самом появлении его» Из беседы старца с учеником

“Разумно борющийся отражает матерь злого мысленного сонмища, то есть, первое прикосновение лукавых мыслей к уму его. Отразивший это первое прикосновение, разом отразил и все последующее за ним сонмище лукавых мыслей” Нил Сорский

«Первоначальные плоды молитвы заключаются во внимании и умилении. Эти плоды являются прежде всех других от всякой правильно совершаемой молитвы… упражнение которою превыше псалмопения и прочего молитвословия» Нил Сорский

«оставление молитвенного подвига, и промежутки на нем крайне опасны. Лучше не начинать этого подвига, нежели, начавши, оставить. Душу подвижника, оставившего предпринятое им упражнение в молитве Иисусовой, можно уподобить земле обработанной и удобренной, но впоследствии заброшенной; на такой земле с необыкновенною силою вырастают плевелы, пускают глубокие корни, получают особенную дебелость. В душу, отрекшуюся от блаженного союза с молитвою, оставившую молитву и оставленную молитвою, вторгаются страсти бурным потоком, наводняют ее. Страсти стяжавают особенную власть над такою душою, особенную твердость и прочность, запечатлеваются ожесточением и мертвостью сердца, неверием. Возвращаются в душу демоны, изгнанные молитвою; разъяренные предшествовавшим изгнанием, возвращаются они с большим неистовством и в большем числе… Вред от промежутков или от периодического оставления молитвенного подвига подобен вреду, происходящему от совершенного оставления… Молитва не доверяет себя делателям двоедушным, непостоянным» Из беседы старца с учеником

«Моление молитвой Иисусовой есть установление Божественное» Игнатий Брянчанинов

«Для решительной победы необходима непрестанная молитва и непрерывающаяся бдительность над собой» Игнатий Брянчанинов

«Силой имени Иисусова освобождается ум от колебания, укрепляется воля, доставляется правильность ревности и прочим свойствам душевным, мыслям и чувствованиям богоугодным, мыслям и чувствованиям, принадлежащим непорочному естеству человеческому, только таким мыслям и чувствованиям дозволяется пребывать в душе…» Игнатий Брянчанинов

«При обильном действии молитвы Иисусовой все силы души, самое тело, принимают участие в ней» Игнатий Брянчанинов

“Памятование имени Господа нашего Иисуса Христа раздражает на брань врага. Ибо нудящаяся к молитве Иисусовой душа все может обрести этой молитвой, и злое и благое. Во-первых, она может усмотреть зло во внутренности сердца своего, а потом добро. Молитва эта может привести в движение змея, и молитва эта может смирить его. Молитва эта может обличить живущий в нас грех, и молитва эта может истребить его. Молитва эта может привести в движение всю силу врага в сердце, и молитва эта может победить и искоренить ее мало-помалу. Имя Господа Иисуса Христа, сходя в глубину сердца, смирит владеющего пажитями его змея, а душу спасет и оживотворит. Непрестанно пребывай в имени Господа Иисуса, да поглотят сердце Господа и Господь сердце, и да будут сии два во едино. Впрочем это дело совершается не в один день и не в два дня, но требует много годов и времени: много нужно времени и подвига, чтобы был изгнан враг, и вселился Христос» Иоанн Златоуст

«…ум, пребывая в сердце, чисто и непрелестно молится…» Игнатий Брянчанинов

«В действии молитвы Иисусовой имеется своя постепенность: сперва она действует на один ум, приводя его в состояние тишины и внимания, потом начнет проникать к сердцу, возбуждая его от сна смертного и знаменуя оживление его явлением в нем чувств умиления и плача. Углубляясь еще далее, она мало-помалу начинает действовать во всех членах души и тела, отовсюду изгонять грех, повсюду уничтожать владычество, влияние и яд демонов» Игнатий Брянчанинов

«свойство молитвы Иисусовой: она возводит с земли на небо делателя своего, и включает его в число небожителей. Пребывание умом и сердцем на небе и в Боге – вот главный плод, вот цель молитвы…» Игнатий Брянчанинов

«Имя Господа – паче всякого имени: оно источник услаждения, источник радости, источник жизни; оно – Дух; оно – животворит, изменяет, переплавляет, боготворит» Игнатий Брянчанинов

«…преуспев в молитве Иисусовой, оставляют разнообразие псалмопения, начинают преимущественно упражняться в молитве Иисусовой, ради присущих в ней преизобильных силы и питания» Игнатий Брянчанинов

«Пребывание в покаянии есть залог спасения. Будем довольны этим состоянием, не будем искать состояния высшего. Такое искание есть верный признак гордости и самомнения, такое искание приводит не к преуспеянию, а к преткновениям и погибели» Игнатий Брянчанинов

«…смирение хранит подвизающегося в молитве от всех прелестей…» Паисий Величковский

«Подвизайся возвращать, точнее, заключать мысль в словах молитвы. Если по причине младенчествености, она изнеможет и уклонится, опять введи ее. Свойственна уму нестоятельность. Может же установить его Тот, Кто уставляет все. Если стяжешь это делание и постоянно будешь держаться его, то придет Определяющий в тебе границы морю твоему и скажет ему при молитве твоей: до сего дойдеши, и не прейдеши… Невозможно связывать дух, но где присутствует Создатель этого духа, там все покоряется Ему… Начало молитвы – помыслы, отгоняемые молитвой при самом их начале; середина – когда ум пребывает в одних словах, произносимых гласно или умом, конец – восхищение ума к Богу” Иоанн Лествичник

«Борись с мыслью непрестанно, возвращая ее к себе, когда она улетает: Бог не требует от послушников молитвы непарительной. Не скорби, будучи окрадаем, но благодушествуй, постоянно возвращая ум к самому себе” Иоанн Лествичник

«Иное – молиться со вниманием, при участии сердца, иное – нисходить умом в сердечный храм и оттуда приносить таинственную молитву, исполненную силы и благодати Божественных. Второе происходит от первого. Внимание ума при молитве привлекает сердце к сочувствию; при усилении внимания, сочувствие сердца уму обращается в соединение сердца с умом: наконец, при внимании, усвоившемся молитве, ум нисходит в сердце для глубочайшего молитвенного священнослужения. Все это совершается под водительством благодати Божией, по ее благоволению и усмотрению. Стремление ко второму прежде стяжания первого не только бесполезно, но может быть причиной величайшего вреда…» Игнатий Брянчанинов

«Постарайся войти в клеть, которая внутри тебя, и увидишь клеть небесную… Погрузи себя в себя от греха и найдешь там ступени, которыми возможешь взойти на небо» Исаак Сирин

«Кто молится устами, а о душе небрежет и сердца не хранит, такой человек молится воздуху, а не Богу, и всуе трудится, потому что Бог внимает уму и усердию, а не многоречию. Молиться должно от всего усердия своего: от души и ума, и сердца своего, со страхом Божиим, от всей крепости своей. Умная молитва не попускает входить во внутреннюю клеть ни парению, ни скверным помыслам» Дорофей

«…празднословие есть и празднолюбие… Молчи, непрестанно молчи, помни всегда присутствие Бога и имя Его. Ни с кем не вступай в разговор, но вместе и остерегайся осуждать разговаривающих и смеющихся. Будь в этом случае глух и нем. Что бы о тебе ни говорили, все пропускай мимо ушей» Серафим Саровский

«…без внимания молитва – не молитва. Она мертва! Она – бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие!» Игнатий Брянчанинов

«…сначала, должно произносить слова с крайней неспешностью, чтобы ум успевал вмещаться в слова, как в формы; этого нельзя достигнуть при поспешном чтении» Игнатий Брянчанинов

«Если же кто находится на торжище, или в обществе с другими, тот не должен молиться устами, но одной мыслью» Игнатий Брянчанинов

«…произнесение несколько вслух молитвы Иисусовой, и вообще всех молитвословий, очень способствует к удержанию ума от расхищения развлечением. При усиленном вражеском нападении, когда ощутится ослабление произволения и омрачение ума, необходима гласная молитва» Игнатий Брянчанинов

«Молящемуся в сокрушении духа, постоянно, со страхом Божиим, с вниманием, Сам Бог дает постепенное преуспеяние в молитве. От внимательной и смиренной молитвы являются духовное действие и духовная теплота, от которых оживает сердце. Ожившее сердце привлекает к себе ум, делается храмом благодатной молитвы» Иоанн Лествичник

«Брат! Если сердце твое день и ночь, с болезнью не будет искать Господа, то ты не сможешь преуспеть» Игнатий Брянчанинов

“Святой и пренебесный огонь одних опаляет по причине недостаточной чистоты их, других, напротив того, просвещает, как достигших совершенства. Один и тот же огонь называется и огнем поядающим и светом просвещающим. По этой причине одни исходят от молитвы своей, как бы из жарко натопленной бани, ощущая некоторое облегчение от скверны и вещественности, другие же выходят просвещенные светом и одеянными в сугубую одежду смирения и радования. Те же, которые после молитвы своей не ощущают ни которого из этих двух действий, молятся еще телесно, а не духовно» Иоанн Лествичник

«…от людей сильного телосложения непременно требуется утеснение тела: в них без утеснения тела, самое сердце не стяжет блаженной печали, которая рождается в немощных от ощущения и сознания немощи» Игнатий Брянчанинов

«…сосредоточивать ум в сердце… если отверзлось твое сердце… соединение ума с сердцем есть дар Божественной благодати, подаваемый в свое время, по усмотрению Божию, а не безвременно и не по усмотрению подвизающегося. Дар внимательной молитвы обыкновенно предшествуется особенными скорбями и потрясениями душевными, низводящими дух наш в глубину сознания нищеты и ничтожности своей» Исаак Сирин

«Привлекается дар Божий смирением и верностью к Богу, выражаемой ревностным отвержением всех греховных помыслов, при самом появлении их. Верность – причина чистоты. Чистоте и смирению вручаются дарования Духа» Игнатий Брянчанинов

«…молитвенное делание — художество из художеств и наука из наук, как доставляющее уму и сердцу познания и впечатления, истекающие из Духа Божия, между тем, как все прочие науки доставляют познания и впечатления только человеческие. Умное делание есть высшее училище Богословия» Нил Синайский

«И то знай, брат, что всякое художество и всякое правило, если же хочешь, и разнообразное делание, предначертаны и правильно установлены по той причине, что мы не можем еще чисто и непарительно молиться в сердце» Ксанфопулы

«…иноки упражняются молитвой Иисусовой первоначально по четкам. Когда же при молитве усилится внимание, тогда прекращается возможность молиться по четкам и исчислять произносимые молитвы: все внимание обращается к молитве» Игнатий Брянчанинов

«Очень полезно обучаться молитве Иисусовой, совершая ее с поклонами земными и поясными, полагая эти поклоны неспешно и с чувством покаяния» Игнатий Брянчанинов

«В церкви и вообще при упражнении молитвой Иисусовой полезно иметь глаза закрытыми» Игнатий Брянчанинов

«…больные и престарелые должны остерегаться излишнего телесного подвига, чтобы он не истощал сил их и не отнимал возможности заниматься подвигом душевным» Игнатий Брянчанинов

«Ничтожное, незаметное упование на что либо, вне Бога, может остановить ход преуспеяния, в котором и вождь, и ноги, и крылья – вера в Бога» Игнатий Брянчанинов

«Христос для верующего – все» Марк Подвижник

«…посвятивший себя в истинное служение Богу, непрестанной молитвой Иисусовой, должен особенно хранить себя от рассеянности мыслей, никак не дозволять себе празднословия мысленного, но, оставляя без внимания являющиеся мысли и мечтания, постоянно возвращаться к молению именем Иисуса…» Игнатий Брянчанинов

«Проходя путь внутренней, умозрительной жизни не должно ослабевать, не должно оставлять его потому, что люди, прилепившиеся к внешности и чувственности, поражают нас противностью своих мнений в самое сердечное чувство и всячески стараются отвлечь нас от прохождения внутреннего пути, поставляя нам на нем различные препятствия» Серафим Саровский

«Многие не зная опытно умного делания, погрешительно судят, что умное делание приличествует одним бесстрастным и святым мужам. По этой причине, держась, по внешнему обычаю, одного псалмопения, тропарей и канонов, препочивают в этом одном своем внешнем молении. Они не понимают того, что такое песенное моление предано нам Отцами на время, по немощи и младенчеству ума нашего, чтоб мы, обучаясь мало-помалу, восходили на степень умного делания, а не до кончины нашей пребывали в псалмопении. Что младенчественнее этого, когда мы, прочитав устами наше внешнее моление, увлекаемся радостным мнением, думая о себе, что делаем нечто великое, потешая себя одним количеством и этим питая внутреннего фарисея!» схимонах Василий

«Пречистое имя Иисуса не терпит пребывать посреди нечистоты, оно требует, чтобы из сосуда душевного было извергнуто и извергаемо все нечистое» Игнатий Брянчанинов

«Откажемся от мечтательности и суетных помышлений, возникающих в нас по причине нашего неверия, по причине безрассудной попечительности, по причине тщеславия, памятозлобия, раздражительности и других страстей наших. С полнотой веры возложим все на Господа, и многомыслие наше, наши пустые мечты, заменим непрерывающейся молитвой ко Господу Иисусу» Игнатий Брянчанинов

«…существенное условие преуспеяния в молитве Иисусовой есть пребывание в заповедях Господа Иисуса» Игнатий Брянчанинов

«Жительство по евангельским заповедям есть единый и истинный источник духовного преуспеяния, доступный для каждого, искренно желающего преуспеть, в какое бы наружное положение он ни был поставлен недоведомым промыслом Божиим» Игнатий Брянчанинов

«Упражнение молитвой Иисусовой по самому свойству этого упражнения требует непрерывного бодрствования над собой» Игнатий Брянчанинов

«Все препятствия к преуспеянию духовному – в нас, в одних нас!» Игнатий Брянчанинов

«Займемся молитвой Иисусовой бескорыстно, с простотой и прямотой намерения, с целью покаяния, с верой в Бога, с совершенной преданностью воле Божией… Не будем искать наслаждения, видений: мы – грешники, не достойные духовных наслаждений…» Игнатий Брянчанинов

«Приготовлением к молитве служат: непресыщенное чрево, отсечение попечений мечом веры, прощение от искренности сердца всех обид, благодарение Богу за все скорбные случаи жизни, удаление от себя рассеянности и мечтательности, благоговейный страх» Игнатий Брянчанинов

«Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения» Игнатий Брянчанинов

«Хотя бы кто стоял на самой высоте добродетелей, но если он молится не как грешник: молитва его отвергается Богом» Исаак Сирин

 “В тот день, в который я не плачу о себе, – считаю себя находящимся в самообольщении” иеросхимонах Афанасий

 “Хотя бы мы проходили многие возвышеннейшие подвиги, но они не истинны и бесплодны, если при них не имеем болезненного чувства покаяния” Иоанн Лествичник

«Печаль мысли о грехах есть честный дар Божий… Она заменяет собой все телесные подвиги… от сильного тела требуется при молитве труд, без него сердце не сокрушится…» Исаак Сирин

«Заключай ум в произносимых словах молитвы и сохранишь его во внимании» Иоанн Лествичник

«Имей глаза на устах, или закрытыми: этим будешь способствовать соединению ума с сердцем. Произноси слова с крайней неспешностью и будешь удобнее заключать ум в слова молитвы: ни одно слово твоей молитвы не будет произнесено, не будучи одушевлено вниманием» Серафим Саровский

«…ум не должен представлять ни в себе, ни из себя, ни перед собой никакого вида, должен быть совершенно безвидным. Иначе: ум должен быть вполне чужд мечтания, сколько бы ни казалось это мечтание непорочным и святым» Каллист и Игнатий Ксанфопулы

«Во время молитвы не ищи восторгов, не приводи в движение твоих нервов, не горячи крови. Напротив – содержи сердце в глубоком спокойствии, в которое оно приводится чувством покаяния: вещественный огонь, огонь естества падшего, отвергается Богом. Сердце твое нуждается в очищении плачем покаяния и молитвой покаяния; когда же оно очистится, тогда Сам Бог ниспослет в него Свой всесвятый духовный огонь» Иоанн Лествичник

«Рассеянность окрадывает молитву. Помолившийся с рассеянностью ощущает в себе безотчетливую пустоту и сухость. Постоянно молящийся с рассеянностью лишается всех плодов духовных, обыкновенно рождающихся от внимательной молитвы, усваивает себе состояние сухости и пустоты, из этого состояния рождается холодность к Богу, уныние, омрачение ума, ослабление веры, и от них мертвость в отношении к вечной, духовной жизни. Все же это, вместе взятое, служит явным признаком, что такая молитва не принимается Богом» Игнатий Брянчанинов

«Мечтательность в молитве еще вреднее рассеянности. Рассеянность делает молитву бесплодной, а мечтательность служит причиной плодов ложных: самообольщения… и, так называемой святыми Отцами, бесовской прелести» Симеон Новый Богослов     

«Внимательная молитва, чуждая рассеянности и мечтательности, есть видение невидимого Бога, влекущего к себе зрение ума и желание сердца. Тогда ум зрит безвидно, и вполне удовлетворяет себя невидением, превысшим всякого видения… Невидимое Солнце правды – Бог испущает и лучи невидимые, но познаваемые явственным ощущением души: они исполняют сердце чудным спокойствием, верой, мужеством, кротостью, милосердием, любовью к ближним и Богу… Вот начало оживления души для Бога и блаженной вечности» Прп. Мелетий

«Плоды истинной молитвы: святой мир души, соединенный с тихой, молчаливой радостью, чуждой мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движений, любовь к ближним, не различающая для любви добрых от злых, достойных от недостойных, но ходатайствующая обо всех перед Богом, как о себе, как о своих собственных членах. Из такой любви к ближним воссияет чистейшая любовь к Богу» Игнатий Брянчанинов

«Душа тогда пребывает в верности к Богу, когда удаляется всякого слова, дела и помышления греховного, когда немедленно раскаивается в тех согрешениях, в которые увлекается по немощи своей» Игнатий Брянчанинов

«Для новоначальных полезные краткие и частые моления, нежели продолжительные, удаленные одно от другого значительным пространством времени» Димитрий Ростовский

«Молитва есть высшее упражнение для ума» Игнатий Брянчанинов

«Молитва есть глава, источник, мать всех добродетелей» Макарий Великий

«Пусть о молитве твоей не знает никакая шуйца твоя! Ни друг твой, ни родственник, ни самое тщеславие, сожительствующее сердцу твоему и подстрекающее высказать кому-нибудь о молитвенном подвиге твоем, намекнуть о нем» Игнатий Брянчанинов

«Молитвенное чтение Акафиста сладчайшему Иисусу, кроме собственного своего достоинства, служит превосходным приготовлением к упражнению молитвой Иисусовой, которая читается так: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного. Эта молитва составляет почти единственное упражнение преуспевших подвижников, достигших простоты и чистоты, для которых всякое многомышление и многословие служит обременительным развлечением. Акафист показывает, какими мыслями может быть сопровождаема молитва Иисусова, представляющаяся для новоначальных крайне сухою. Он, на всем пространстве своем, изображает одно прошение грешника о помиловании Господом Иисусом Христом; но этому прошению даны разнообразные формы, сообразно младенчественности ума новоначальных. Так младенцам дают пищу, предварительно размягченную» Игнатий Брянчанинов

«Лучше менее прочитать молитв и менее положить поклонов, но со вниманием, нежели много без внимания» Игнатий Брянчанинов

«Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее, можно и должно отнести ко всем подвигам благочестивым, и между ними и к молитвенному правилу. Молитвенное правило для человека, а не человек для правила: оно должно способствовать человеку к достижению духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым, сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению и унижению ближних» Игнатий Брянчанинов

«Благоразумно избранное молитвенное правило, соответственно силам и роду жизни… Совершать его в положенные часы…» Игнатий Брянчанинов

«Непокоряющий воли своей Богу, подчинится сопернику своему» Исаак Сирин

«…от постоянного хождения в церковь увольняются больные, удерживаемые недугом в келье своей… от постоянного хождения в церковь свободны преуспевшие иноки, упражняющиеся в умственных подвигах и пожинающие от них обильный плод… от постоянного хождения в церковь свободны иноки, занятые во время Богослужения послушаниями» Игнатий Брянчанинов

«Если ты имеешь какую-либо обязанность при храме, то исполняй ее с величайшим благоговением и осторожностью, как служащий Богу, а не человекам» Игнатий Брянчанинов

«Внимательная устная и гласная молитва есть начало и причина умной. Внимательная устная и гласная молитва есть вместе и молитва умная» Игнатий Брянчанинов

«… молящийся гласом и устами без внимания, молится на воздух, а не Богу» Нил Сорский

«Странно твое желание, чтобы Бог тебя услышал, когда ты сам себя не слышишь!» Димитрий Ростовский

«Внимание должно быть столько связуемо и неразлучно с молитвой, сколько связуется тело с душой, которые не могут быть разлучены, не могут быть одно без другого» Симеон Новый Богослов

«Если храним молитву посредством внимания чистой, то преуспеваем» Симеон Новый Богослов

«При внимании польза устной молитвы неисчислима» Игнатий Брянчанинов

«…внимательная устная молитва сама собой переходит в умную и сердечную» Игнатий Брянчанинов

«Многие великие Отцы во всю жизнь свою упражнялись устной и гласной молитвой, и притом обиловали дарованиями Духа. Причиной такого преуспеяния их было то, что у них с гласом и устами были соединены ум, сердце, вся душа и все тело; они произносили молитву от всей души, от всей крепости своей, из всего существа своего…» Игнатий Брянчанинов

«…под именем псалмопения… должно разуметь крайне неспешное, протяжное чтение псалмов и других молитв. Протяжное чтение необходимо для сохранения строгого внимания и избежания рассеянности» Игнатий Брянчанинов

«Проклят творяй дело Божие с небрежением (Иер. 58,20)

«Положим в основание молитвенного подвига, главного и существеннейшего между монашескими подвигами, для которого все прочие подвиги, внимательную, устную и гласную молитву, за каковую милосердый Господь дарует в свое время постоянному, терпеливому, смиренному подвижнику молитву умную, сердечную, благодатную» Игнатий Брянчанинов

«Кто с постоянством и благоговением занимается внимательной молитвой, произнося слова ее… шепотом… и заключая ум в слова, кто при молитвенном подвиге постоянно отвергает все помыслы и мечтания, не только греховные и суетные, но… и благие, тому милосердый Господь дарует в свое время умную, сердечную и душевную молитву» Игнатий Брянчанинов

«В ложной мысли ума уже существует все здание прелести…» Игнатий Брянчанинов

«Пост с рассуждением есть великий храм всех добродетелей» Исаак Сирин

«Предающийся излишнему сну и чревоугодию не может не оскверняться сладострастными движениями» Игнатий Брянчанинов

«Более всего возлюби молчание: оно приближает тебя к плоду» Исаак Сирин

«… отвергните пресыщение и наслаждение, отвергните обманчивые помыслы и мечтания, и трезвитеся в молитвах, все попечение ваше возвергше нань, (на Бога), яко Той печется о вас» Игнатий Брянчанинов

«Особенное внимание должно обратить на действие в нас тщеславия, которого действие… очень трудно усмотреть и понять. Тщеславие почти всегда действует вместе с утонченным сладострастием и доставляет человеку самое тонкое греховное наслаждение» Игнатий Брянчанинов

«Не наслаждение – удел грешника: удел его – плач и покаяние. Тщеславие растлевает душу точно так же, как блудная страсть растлевает душу и тело» Игнатий Брянчанинов

«Тщеславие в отношении к истинной славе есть блуд» Игнатий Брянчанинов

«От блаженного действия Святого Духа в человеке, сперва начинает веять в нем необычная тишина, является мертвость к миру, к наслаждению его суетностью и греховностью, к служениям посреди его. Христианин примиряется ко всему и ко всем при посредстве странного, смиренного и вместе высокого духовного рассуждения, не известного и не доступного плотскому и душевному состоянию. Он начинает ощущать сострадание ко всему человечеству и к каждому человеку в частности. Сострадание переходит в любовь. Потом начинает усугубляться внимание при молитве его: слова молитвы начинают производить сильное не обычное впечатление на душу, потрясать ее. Наконец, мало-помалу сердце и вся душа двинутся в соединение с умом, а за душой повлечется в это соединение и самое тело. Такая молитва называется Умною, когда произносится умом с глубоким вниманием, при сочувствии сердца; Сердечной, когда произносится соединенными умом и сердцем, причем ум как бы нисходит в сердце и из глубины сердца воссылает молитву; Душевной, когда совершается от всей души, с участием самого тела, когда совершается из всего существа, причем все существо соделывается как бы едиными устами, произносящими молитву» Игнатий Брянчанинов

«Молитва, чуждая помыслов и мечтаний называется – чистой, непарительной» Исаак Сирин

«Действие мира Христова в человеке есть признак пребывания его в заповедях Христовых, вне заблуждения и самообольщения: напротив того смущение, самое тончайшее, какими бы оно ни прикрывалось оправданиями, служит верным признаком уклонения с тесного пути Христова на путь широкий, ведущий в погибель. Не осуждай ни нечестивого, ни явного злодея: своему Господеви стоит он, или падает. Не возненавидь ни клеветника твоего, ни ругателя, ни грабителя, ни убийцы: они распинают тебя одесную Господа, по непостижимому устроению судеб Божиих, чтобы ты, от сердечного сознания и убеждения мог сказать в молитве твоей Господу: «Достойное по делам приемлю, помяни мя, Господи, в Царстве Твоем» Варсонофий Великий

«Когда человек придет в мирное устроение, тогда может от себя и на прочих издавать свет разума» Игнатий Брянчанинов

«Чтобы сохранить мир душевный, должно отдалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный…» Игнатий Брянчанинов

«Молитва есть мать добродетелей и дверь ко всем духовным дарам. Тщательной с терпением и понуждением себя совершаемой внимательной молитвою приобретаются и благодатная молитва и благодатное смирение. Податель их Дух Святой, податель их Христос…» Игнатий Брянчанинов

«…смирение – губитель страстей…» Иоанн Лествичник

«Брат! Если ты еще не ощутил соединения ума, души и тела, то занимайся внимательной молитвой, соединяя устную и по временам гласную с умом. Пребывай в евангельских заповедях, с терпением и долготерпением борясь против страстей, не приходя в уныние и безнадежие при побеждении твоем помыслами и ощущениями греховными, впрочем, и не попускай себе произвольно побеждения. Упав, вставай, опять упав, опять вставай, доколе не научишься ходить без преткновения. Чаша немощи имеет свою пользу: до известного времени она попускается промыслом Божиим подвижнику для очищения от гордости, гнева, памятозлобия, осуждения, высокомудрия и тщеславия. Особенно важно усмотреть в себе действие тщеславия и обуздать его. Доколе оно действует, дотоле человек не способен вступить в страну жительства духовного, в которое вход есть беспристрастие…» Игнатий Брянчанинов

«Да будет главным твоим делом молитва и чтение святых книг, прочим делам давай второстепенное значение, а к делам земным будь хладен, если можно, чужд их» Игнатий Брянчанинов

«Если ты пресытишься, в особенности, упьешься, святой мир перестанет в тебе действовать. Если разгневаешься, надолго прекратится его действие. Если позволишь себе дерзость, он престанет действовать. Если возлюбишь что земное, заразишься пристрастием к вещи, к какому-либо рукоделию или особенным расположением к человеку, святой мир непременно отступит от тебя. Если попустишь себе услаждение блудными помыслами, он надолго, весьма надолго оставит тебя, как не терпящий никакого зловония греховного, в особенности блудного и тщеславного» Игнатий Брянчанинов

«Возненавидь все, влекущее тебя долу, в развлечение, в грех» Игнатий Брянчанинов

«Краткая молитва собирает ум, который, если не будет привязан к поучению, то не может престать от парения и скитания всюду» Исаак Сирин

«Непрестанно молящийся постепенно теряет навык к мечтательности, рассеянности, суетной заботливости и многопопечительности…» Игнатий Брянчанинов

«… упоенный Божественным поучением делается холодным, бесчувственным к земным похотениям, к земной славе, ко всем земным выгодам и преимуществам. Мысль его непрестанно при Христе, Который поучением действует как священным благоуханием…» Игнатий Брянчанинов

«Слова поучения первоначально должно произносить языком, весьма тихим голосом, неспешно, со всевозможным вниманием, заключая ум в слова поучения. Мало помалу молитва устная перейдет в умственную, а потом и в сердечную. Но на переход этот нужны многие годы. Не должно искать его преждевременно; пусть он совершится сам собой, или правильнее, да дарует его Бог в известное Ему время…» Игнатий Брянчанинов

«Молитва дается молящемуся неленостно» Иоанн Лествичник

«Молиться как-нибудь (но часто) состоит в нашей воле, а молиться истинно — есть дар благодати» Макарий Великий

«…без частого призывания имени Иисуса Христа невозможно очистить сердце от страстей и греховных влечений» Исихий

«Уединение от людей и рассеивающих предметов составляет главное условие внимательной непрестанной молитвы» из издания Свято-Введенской Оптиной пустыни 1912 года

«… везде, где бы ты ни находился, можешь поставить жертвенник Богу в уме твоем посредством молитвы… везде и во всяком месте молиться можно» Иоанн Златоуст

«При совершении молитвы Иисусовой необходимо внимание — заключение ума в слова молитвы, крайняя неспешность при произнесении ее и сокрушении духа… Молитва Иисусова есть самое многоплодное из всех душевных действий… Молитву Иисусову нужно произносить весьма неспешно. Делай после каждой молитвы краткий отдых… Безостановочное произнесение молитвы рассеивает ум. Переводи дыхание с осторожностью, дыши тихо и медленно, это охраняет от рассеянности… Приучи себя так, чтобы проснувшись от сна, первою твоею мыслию, первым словом и делом была молитва» из издания Свято-Введенской Оптиной пустыни 1912 года

«…внимание, блюдение или хранение ума, чувство покаяния, смирение,— словом, чистота сердечная, в которой только и может водвориться Иисусова молитва, или что то же, Сам Господь Иисус Христос. Не каясь, мы никогда не сможем образовать своих душевных сил, и значит, не достигнем чистоты, и никогда не узрим в себе Господа Бога, ибо сказано: «…блажени чистим сердцем, яко тии Бога узрят (Матф.5:8)» Исихий Пресвитер

«Непрестанная молитва не может быть достоянием новоначального инока, но, чтобы сделаться способным в свое время к непрестанной молитве, он должен приучиться к частой молитве. Выпало ли тебе кратчайшее свободное время, не убей его в праздности, употреби его для упражнения в молитве. Кто не приучится к частой, умом вникая в каждое слово, молитве, тот никогда не получит непрестанной. Непрестанная молитва — дар Божий, даруемый Богом «испытанному в верности рабу и служителю Его» Игнатий Брянчанинов

«Если хочешь прогнать помыслы и очистить ум, молитвою прогоняй их, ибо кроме молитвы ничем не можно удержать мысли» Григорий Синаит

«молитва, хотя бы приносилась от нас, наполненных грехами, тотчас нас очищает!» Иоанн Златоуст

«…как-нибудь состоит в нашей силе, а молиться чисто — есть дар благодати» Марк Подвижник

«…умоляю вас, братие, никогда не оставлять правила молитвы, или пренебречь о нем…» Иоанн Златоуст

«Заменяется качеством количество. Ничто так не способствует к преуспеянию к молитве, как совесть, удовлетворенная Богоугодною деятельностью. Душа молитвы — внимание» Симеон Новый Богослов

«Иисусову молитву хорошо употреблять, особенно при борении помыслов» Амвросий Оптинский

«…пока держится молитва, не оставляй ее. А главное во время молитвы укоряй себя, как недостойного произносить имя, славословимое ангелами. И скорби собирай, как сокровище — ибо это очень способствует Иисусовой молитве, потому враг и подстрекает всех, кого только может досадить нам» Анатолий Оптинский

«Должно, чтобы каждое слово доходило до твоего слуха, а когда это будет, т. е. будешь внимательно слушать молитву, то тогда и Бог услышит твою молитву… Во время молитвы проходят целые тучи разнообразных помыслов, это обычно диаволу навевать, дабы отвлечь внимание от молитвы. Но тут-то и нужно усерднее и продолжительнее углублять ум в слова молитвы…» Амвросий Оптинский

«… творении молитвы, не торопясь, тихо, неспешно, со вниманием, т. е. заключением ума в божественное вездесущее присутствие, которое вмещается в словах молитвы… В это время иноплеменным помыслам уж нет места в умной области; но от такого внимательного действия еще младенчествующий ум скоро устает и неудержимо бежит в еллинские расселины. В это время должно приостановить молитву и дать подкрепление уму, надо читать мин. 15, чтением ум укрепляется и с новою силою держится в молитве…» из издания Свято-Введенской Оптиной пустыни 1912 года

«…от долгого пребывания ума в словах молитвы, тогда ум непринужденно, сам свободно нисходит в сердце, при посредстве как бы шаровидного светлого облака… От сего видения душа приходит в великое умиление, сокрушение и сладкий плач о грехах, тут неописуемый мир души, тут пламенная любовь ко всем…» из издания Свято-Введенской Оптиной пустыни 1912 года

«Молитва, пост и бодрствование над собою, т.е. хранение своих мыслей и чувств, делают нас победителями врагов нашего спасения. Самое трудное из этих трех дел есть молитва – вечная добродетель, которая вследствие упражнения обращается в навык, а молитва до самой смерти требует побуждения, следовательно, подвига» Варсонофий Оптинский

«Не прилагайте сердца к суете мирской. Особенно во время молитвы оставляйте все помыслы о житейском. После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохра­нить молитвенное, умиленное настроение души, необходимо молчание. Иногда даже простое, по-видимому, даже незначительное слово может нарушить и спуг­нуть, как птичку, из души нашей умиление» Никон Оптинский

«Необходимо хранить плод молитвы. Он погубляется, теряется очень часто от празднословия сразу после молитвы и от мечтания, которое есть то же празднос­ловие, но лишь с самим собой. Молчание после молитвы весьма полезно: оно удерживает молитву в уме, сердце и даже на устах вслух себе» Никон Оптинский

«Не забывай молитвы – она жизнь души» Никон Оптинский

«Сила молитвы не в многословии, а в искренности молитвенного вздоха» Нектарий Оптинский

«Хорошо молиться перед распятием, вспоминая страдания Спасителя: заплевания, заушения, наругания, биения, при этом смиряется дух» Амвросий Оптинский



Страницы: 1 | 2 | Весь текст