«Концепция здорового образа жизни ребенка в

детском саду»

РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ

Пальчиковые игры и упражнения

Старшая группа

Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

Тренировка пальцев рук способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности.

Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность. В нашем детском саду, компенсирующего вида, я использую пальчиковые игры в соответствии с тематическими неделями. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Дети повторяют за взрослым текст, и быстрее его запоминают, развивается память, что особенно важно для наших детей с нарушениями речи и другими проблемами развития.

Тренировке движений пальцев рук можно уделять 1,5 – 2 минуты на утренней гимнастике или 2 -3 минуты на занятиях по изодеятельности. Упражнения с детьми проводят и воспитатель, и учитель-дефектолог, и инструктор по физкультуре, и музыкальный руководитель. Р абота проводится систематически.

Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с максимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание стоит уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев дает видимый и быстрый эффект.

Систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.

Тексты пальчиковых игр составлены так, чтобы в одном эпизоде содержалось как можно больше пальчиковых движений и они сочетались по смыслу с произносимыми стихами. Для того, чтобы результативность оказалась наибольшей, сначала можно проделать простые пальчиковые движения – изображение бытовых действий ( мытье рук, работа ножницами, стирка, шитье и т.д.). затем можно перейти к воображаемой игре на музыкальных инструментах. После этого можно переходить к моделированию предметов, растений, животных. Движения выполняются по образцу, производятся одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно. Вначале в упражнениях должны содержаться две – три пальчиковые фигуры, затем их количество может увеличиваться.

Во время игр необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возраст, настроение, желание и возможности. Главное – чтобы игра была в радость.

Пальчиковые игры со стихами (игровые разминки)

Сентябрь.

Психолого-педагогическое обследование.

Октябрь

1 неделя. Овощи.

Засолка капусты.

Мы капусту рубим , (двигать прямыми кистями вверх-вниз)

Мы морковку трем , (трем правым кулаком по левой ладони)

Мы капусту солим, (пальцы в щепотку)

Мы капусту жмем. (сжать обе кисти в кулак)

От засолки, не от скуки, (встряхнуть кистями рук)

Ох, устали наши руки!

2 неделя. Фрукты.

Компот.

Будем мы варить компот.

Фруктов надо много, вот (показывают пальчики)

Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному)

Будем груши мы крошить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот (мешают)

Угостим честной народ. (движения кистями от груди вперед)

3 неделя. Грибы.

В лес с корзинкою пойду, («человечек идет»)

Много там грибов найду ( «гриб» )

Позову друзей домой ( «дом»)

Угощу грибной лапшой. («миска»)

И.А.Ткаченко

4 неделя. Семья.

1, 2, 3, 4, 5, будем пальчики считать (сжимать и разжимать кулачки)

Этот пальчик – дедушка (загибают пальцы по одному)

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

этот пальчик – мамочка,

этот пальчик – я .

вот и вся моя семья. (поднять руки вверх)

ноябрь

1 неделя. Осень.

Осенний букет.

1, 2, 3, 4, 5 (сгибание и разгибание кулачков)

Будем листья собирать.

Листья березы, (загибают пальцы по одному)

Листья рябины,

Листики дуба,

Листья осины.

Листики тополя мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. (движения кистями от груди вперед)

2 неделя. Наш детский сад.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики. (хлопки)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики. ( сжимают и разжимают кулачки)

Этот пальчик Сашенька, (загибают по одному)

Этот пальчик Машенька,

Этот пальчик Женечка,

Этот пальчик Сенечка,

Этот пальчик Ренат.

Вот какие мы дружные (пальцы в замок)

3 неделя. Деревья и кусты.

Деревья.

В поле дерево стоит. (поднимают руки над головой)

Ветер ветки шевелит. (покачивают руками)

Весной набухли почки, (сжимают руки в кулаки)

Раскрылись все листочки. (разжимают кулаки, шевелят пальцами)

4 неделя. Посуда.

Посуда.

Девочка Иринка порядок наводила.

Девочка Иринка кукле говорила: (показать большой палец)

«Салфетки должны быть в салфетнице. (поочередно соединить большой палец с

Масло должно быть в масленке, остальными)

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Декабрь.

1 неделя. Одежда.

Мы шьем.

(дети показывают, что умеют их пальчики)

Нитку вдеть – два пальца

Непосильный труд.

Но зато два пальца

Платьице сошьют.

Три в тетради нашей

Пишут хоть куда.

Десять в поле пашут, строят города.

Где ладошки? – тут? Тут!

2 неделя. Зима.

Как на горке снег, снег . (показывают горку)

И под горкой снег, снег . (выгибают руки)

И на елке снег, снег. («елка»)

И под елкой снег, снег, (движения кистями рук вправо и влево)

А под елкой спит медведь. (складывают ладошки вместе и под щеку)

Тише, тише, не шуметь! (палец к губам)

И.Токмакова

3 неделя. Обувь.

Новые кроссовки.

Как у нашей кошки (загибать пальцы по одному на обеих руках, начиная с больших)

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, вот так, (шагать по столу указательным и средним пальцем обеих рук)

Новые кроссовки.

Н. В.Нищева

4 неделя. Головные уборы.

Выгладим платочек для мамы и дочки.

(игра с бумагой)

Перед каждым ребенком положен скомканный лист бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его. Возможны варианты: двумя большими пальцами, указательным и т.д.

Январь.

1, 2 неделя – психолого-педагогическое обследование.

(повторяются знакомые пальчиковые игры)

3 неделя. Зимние забавы.

Елка.

Рядом с елкой в Новый год («елка»)

Дети водят хоровод (поворот кругом)

На ветвях для детворы («елка)

Есть гирлянды и шары («цепочка», «шар»)

Колокольчики висят («колокольчик»)

Ярко лампочки горят. (разжать пальцы из кулака)

Т. А. Ткаченко

4 неделя. Игрушки.

Игрушки.

Все, что только захотим, (хлопки в ладоши)

Из песка мы смастерим.

Миша лепит колобок (ладошки сложить « ковшиком», лепить колобок)

А Танюша – теремок. (соединить прямые ладони над головой «крыша»)

Леера лепит разных рыб (прижать ладони друг к другу и двигать ими вправо-влево)

Ну, а Настя – белый гриб (одну руку сжать в кулак, и сверху прикрыть ее ладонью другой руки)

Февраль.

1 неделя. Домашние животные.

Довольна корова своими телятами, (показать поочередно пальцы, начиная с большого,

Овечка довольна своими ягнятами, Сначала на одной, затем на другой руке)

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами!

2 неделя. Дикие животные.

Кто спит зимой?

Медведь в берлоге крепко спит, (сжимать пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Всю зиму до весны сопит.

Спит зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится — (показать большой палец, вращая его.)

Убегает от лисицы.

Мелькает он среди кустов, (соединить большой палец правой руки с указательным

Напетлял – и был таков! Пальцем левой и наоборот)

3 неделя. Домашние птицы.

Есть у курицы цыпленок, (большим пальцем поочередно касаться остальных, начиная с

У гусыни есть гусенок, мизинца)

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

У каждой мамы малыши, (показать все пальчики, «играя» ими)

Все красивы, хороши!

4 неделя. Зимующие птицы.

Птички-невелички.

Птички полетели («птички»)

Крыльями махали, (махи кистями)

На деревья сели, («дерево» показать каждую ладошку)

Вместе отдыхали. («птица» каждой ладонью)

Т.А.Ткаченко.

Март.

1 неделя. Праздник мам.

Помощники.

Посмотрите, из муки

Испекли мы пирожки. (изобразить лепку пирожков)

Валюшке – две сушки («сушки»)

Анке – три баранки, («баранки»)

Ну а мамочке любимой

Вот такой пирог с малиной! (руки в стороны)

Т.А.Ткаченко.

2 неделя. Профессии.

Что принес нам почтальон?

Что принес нам почтальон? (сжимать и разжимать кулачки)

С толстой сумкой ходит он. («шагать» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету, (на каждое наименование загибать по одному пальчику,

В бандероли – два кассеты начиная с большого)

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

3 неделя. Мебель.

Мебель я начну считать: (пальцы обеих рук поочередно зажимать в кулачки)

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,



Страницы: 1 | 2 | Весь текст