Речевое развитие рассматривается в педагогике и психологии как общая основа обучения и воспитания. Одной из главных задач развития речи является формирование её лексико-грамматического строя. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть объёмом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых и сверстников. Формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определённого когнитивного развития ребёнка. Так при формировании словоизменения ребёнок, прежде всего, должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др.) так как, прежде чем начать использовать языковую форму, ребёнок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Дети с нарушениями речи имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение в объёме активного и пассивного словаря, неточное употребление экспрессивной лексики, нечёткие представления о родовых отношениях, трудности обобщения и дифференциации таких понятий как «овощи-фрукты», «дикие – домашние животные». Словарь таких детей также значительно отстаёт от нормы. Незная названий частей многих предметов, они заменяют их названием самого предмета или действия, заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам. Несформированность грамматических представлений у дошкольников приводит к трудностям в овладении письменной речью в школе, поэтому устранение лексико-грамматических нарушений в речи дошкольников, является одной из главных задач педагога-практика. Существует множество приёмов, благодаря которым можно скорректировать речь ребёнка, избавляя её от аграмматизмов и обогащая лексику ребёнка новыми словами и понятиями. Наиболее эффективным приёмом, при коррекции лексико-грамматических нарушений, является игра. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. В игре ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции. В игровой деятельности можно исправить такие часто встречающиеся ошибки в речи детей как: неправильное согласование числительных с существительными, неправильное употребление предложно-падежных конструкций и неправильное образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, т.е. корректировать такие грамматические понятия, как словоизменение и словообразование.

Здесь мной будет приведён перечень игр, которые можно использовать при устранении недостатков подобного рода.

Словоизменение.

Игры, способствующие закреплению правильного употребления имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, а также в косвенных падежах:

игра мячом «Один – много»

Оборудование: мяч

Ход игры:

Дети становятся в круг. Педагог находится в центре круга. Поочерёдно бросая мяч каждому из детей, он называет слово (название предмета в единственном числе), например: «карандаш». Ребёнок ловит мяч и, бросая его педагогу, называет множественное число этого слова – «карандаши». В этой игре можно также отрабатывать правильное образование существительных множественного числа в родительном падеже

(один карандаш — много карандашей). Лексику для данной игры педагог отбирает заранее, в зависимости от поставленных целей, задач и лексической темы данного периода обучения.

Игра «С чем я люблю играть?» (творительный падеж существительных единственного и множественного числа; предлог «с»)

Оборудование: игрушки

Ход игры:

Педагог спрашивает детей, какими игрушками они любят играть. Дети должны выбрать соответствующую игрушку и ответить полным предложением:

— Я люблю играть с куклой!

— Я люблю играть с машинками!

- Я люблю играть с конструктором! И т.п.

Игра «Что ночью пропало, а утром видно стало?»

Оборудование: макет окна со шторами, за которым видны изображения деревьев.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть макет и рассказать, что они видят в окне утром, начиная со слов «утром видно…»

- Утром видно деревья.

— Утром видно листья.

— Утром видно сучья.

— Утром видно гнёзда.

Затем педагог закрывает окно шторой, и изображение «пропадает». Он предлагает детям рассказать, чего не видно ночью, начав со слов

«ночью не видно…»

— Ночью не видно деревьев.

- Ночью не видно листьев. И т.д.

Игра на согласование прилагательных с существительными единственного числа:

«Что бывает такого цвета?»

Оборудование: фланелеграф (коврограф), карточки разных цветов (синего, жёлтого, оранжевого, красного, зелёного, голубого, фиолетового цвета) с липучками с обратной стороны.

Ход игры:

Педагог закрепляет на фланелеграфе карточку определённого цвета и спрашивает детей «Что бывает синее?».

- Синее бывает небо и море.

Далее он видоизменяет вопрос: «А про что мы скажем синяя?».

— Синяя шапка у Димы.

- У меня синяя резинка для волос.

- Синяя борода у героя сказки Шарля Перро.

-У моего папы синяя машина.

«Про что мы скажем синий?»

— Синий карандаш у вас в руках.

- Синий шарф у Вани.

- Синий рюкзак у Саши. И т. д.(используя карточки всех цветов)

Игры, закрепляющие правильное употребление предложно-падежных конструкций:

Игра «Угадай, что изменилось» (предлоги «за», «перед», «около», «под», «с», «на»).

Оборудование: игрушки, муляжи фруктов и овощей, фигурки животных, набор детской посуды и т.д.

Ход игры:

Педагог предлагает детям закрыть глаза. Затем он меняет расположение предметов. Предлагает открыть детям глазки и спрашивает их: «Что изменилось?». Дети определяют изменение в расположении предметов:

— Мишка сидел на столе, а сейчас под столом.

— Яблоко лежало перед бананом, а теперь за ним.

- Тарелка стояла рядом с кастрюлей, а теперь она стоит рядом с чайником. И т.п.

Игра «Бабочка и цветок» (педлоги «за», «перед», «над», «под», «у», «на», «с»).

Оборудование: фланелеграф (коврограф), вырезанные из картона изображения бабочки и цветка (с липучками на обратной стороне).

Ход игры:

Педагог прикрепляет к фланелеграфу (коврографу) цветок и бабочку, предлагая детям ответить, где сидит бабочка.

- Бабочка сидит на цветке.

Затем он меняет положение бабочки, в зависимости от того, какой предлог в речи детей необходимо закрепить.

- Бабочка сидит под цветком.

- Бабочка слетела с цветка.

- Бабочка порхает над цветком и т.д.

Игра «Котёнок и кресло» (предлоги «на», «за», «под», «с», «из-под»).

Оборудование: фланелеграф (ковограф), вырезанные из картона изображения котёнка и кресла.

Ход игры: проводится аналогично игре «Бабочка и цветок».

Игра, закрепляющая правильное употребление числительных «два» и «пять» с существительными:

«Два и пять» (можно закрепить в речи детей употребление предлога «на»)

Оборудование: наборное полотно, парные картинки с изображением различных предметов (в кол-ве двух и пяти штук), животных, насекомых и птиц (в зависимости от лексической темы данного периода).

Ход игры:

Педагог выставляет на наборное полотно картинку с изображением двух уток и спрашивает «Сколько уток на картинке? Ответьте полным предложением».

- На картинке две утки.

Педагог выставляет рядом картинку с изображением пяти уток и спрашивает: «А на этой картинке?».

- На этой картинке пять уток.

И т.д., используя все картинки.

Словообразование.

Игры, закрепляющие правильное употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Игра «Назови ласково»

Оборудование: мяч

Ход игры:

Дети становятся в круг. Педагог находится в центре круга. Поочерёдно бросая мяч каждому из детей, он называет слово, например: «сапог». Ребёнок ловит мяч и, бросая его педагогу, называет это слово ласково – «сапожок». Лексику для данной игры педагог отбирает заранее, в зависимости от поставленных целей, задач и лексической темы данного периода обучения.

Игра «В гостях у Михаила Ивановича и Мишутки»

Оборудование: наборное полотно, парные предметные картинки по лексическим темам с изображением предметов (больших и маленьких) , фигурки Михаила Ивановича и Мишутки из сказки «Три медведя».

Ход игры:

Слева от наборного полотна выставляется фигурка Михаила Ивановича, справа – Мишутки. Педагог выставляет на наборное полотно рядом с Михаилом Ивановичем картинку с изображением предмета, например кровати, и говорит: «У Михаила Ивановича кровать, а у Мишутки…?» и выставляет на наборное полотно, рядом с Мишуткой, картинку с изображением такой же кровати, только в уменьшенном виде.

— …а у Мишутки кроватка, — отвечают дети. И т.д., используя все заготовленные картинки.

Игры на образование относительных прилагательных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов.

Игра «Доскажи словечко» (образование приставочных глаголов)

Оборудование: картинки, с изображением различных действий, наборное полотно.

Ход игры:

Педагог выставляет на наборное полотно картинку и просит детей дополнить его высказывание.

Примерный речевой материал:

— Машина в гараж…(въезжает).

- Шофёр к машине… (подходит).

- Девочка с горы… (съезжает).

- Старушка через улицу… (переходит).

— Девочка через лужу…(перепрыгивает).

- Птичка из клетки… (вылетает).

Игра «Что приготовим?» (образование относительных прилагательных)

Оборудование: наборное полотно, крупные картинки с изображением: коробки с соком, пирога и банки с вареньем, предметные картинки с изображением фруктов и ягод.

Ход игры:

Предметные картинки с изображением фруктов и ягод раздаются детям. Крупные картинки выставляются на наборное полотно.

Педагог предлагает детям рассмотреть свои картинки, подумать и рассказать, что из этого можно приготовить. Для этого нужно

внимательно посмотреть на наборное полотно и ответить «Какой сок получится? Какая будет начинка у пирога? Какое варенье можно приготовить?».

Дети должны отвечать полным предложением.

Примерный речевой материал:

- У меня на картинке вишня. Из неё можно приготовить вишнёвый сок. Начинка у пирога будет вишнёвая. Варенье сварим вишнёвое.

И т.д., используя все заготовленные картинки.

Игра «Чей хвост?» (образование притяжательных прилагательных)

Оборудование: наборное полотно, предметные картинки с изображением диких животных, картинки с изображением хвостов диких животных.

Ход игры:

Педагог выставляет картинки с изображением диких животных (волка, лисы, зайца, белки, волка, медведя, барсука, бобра, лося, кабана) на наборное полотно. Предметные картинки с изображением хвостов диких животных раздаются детям. Задача детей: сопоставить картинки и найти «хозяина» хвоста, поместив свою картинку прямо под ним.

Речевой материал:

- Это лисий хвост.

- Это беличий хвост. И т.д.

Представленные мною игры можно использовать на занятиях по развитию речи детей с ОНР среднего, старшего и подготовительного возраста. В зависимости от возрастной категории и степени выраженности речевого нарушения, эти игры можно упрощать, усложнять и дополнять разнообразным речевым материалом.