Коррекционная психологическая работа методом «Серийное рисование».

«Серийное рисование» — метод коррекционной работы с детьми, основанный на принципах юнгианской терапии. Очень простой по сути и по необходимым материалам, он позволяет в значительной степени гармонизировать эмоциональное и личностное состояние ребенка за 9-12 еженедельных встреч.

В настоящее время существует множество коррекционных психологических методик, позволяющих работать с эмоциональными и поведенческими нарушениями у детей. В этой статье я хочу рассказать о методе «Серийное рисование», предложенном Дж. Алланом в его книге «Ландшафт детской души» (1).

Метод замечателен тем, что позволяет работать психологу детского учреждения ( будь то школа или детский сад) даже в стесненных обстоятельствах, когда специалист не располагает отдельным кабинетом со специально оборудованным пространством, не имеет игрушек для игровых занятий, песочницы и никаких других подручных материалов, кроме альбома и карандаша с ластиком.

Метод основан на принципах юнгианской терапии и том положении, что когда ребенок регулярно занимается рисованием в присутствии терапевта, происходит активизация целительного потенциала, а внутренние и внешние конфликты находят выражение и разрешение. Лист белой бумаги превращается в безопасное место для размещения проекций ребенка, а символы и образы рисунка принимают форму вместилищ различных эмоций, обеспечивая тем самым возможность выражения чувств.

Серийное рисование предполагает проведение еженедельных индивидуальных встреч с ребенком в течение 20-30 минут и на каждой встрече психолог предлагает ребенку нарисовать картинку. Метод может быть директивным (когда специалист сам, исходя из своей рабочей гипотезы, определяет и предлагает тему рисунка) и недирективным (когда ребенок рисует на свободную тему). Автор не рекомендует держать в поле зрения ребенка фломастеры и краски, так как они могут отвлекать ребенка, а кроме того, дети могут тратить много времени на штриховку и раскрашивание. Автор подчеркивает, что раскраска и штриховка имеют самостоятельное терапевтическое значение, но в контексте данного метода их не следует поощрять.

Все рисунки психолог, по договоренности с ребенком, хранит в специально заведенной для этого папке. Если дети просят разрешить им забрать свой рисунок с собой, на их желание следует откликнуться, но при этом отметить важность хранения рисунка в папке.

В процессе многолетнего применения этого метода, специалисты выделили три основные стадии, через которую проходит каждый ребенок.

1. На начальной стадии (от 1 до 4-х занятий) рисунки отображают внутренний мир ребенка, а образы на рисунках часто отражают внутренний конфликт и причину проблем ребенка; рисунки отражают потерю внутреннего контроля и существование чувств отчаянья и безысходности; рисунки дают возможность установить раппорт с психологом.

2. На средней стадии ( от 5 до 8 занятия) содержание рисунков отражает выражения эмоций в чистом виде, борьбу противоположностей («добра» со «злом») и изоляцию амбивалентных чувств, углубление взаимоотношений между ребенком и его помощником-специалистом. В конце этой стадии ребенок часто использует рисунок в качестве мостика для перехода к непосредственному обсуждению болезненного вопроса или для раскрытия своей тайны.

3. На завершающей стадии ( от 9 до 12 занятия) ребенок рисует образы, которые отражают смысл мастерства, самоконтроля и достоинства; сцены, отображающие положительные и позитивные образы ; забавные и веселые картинки и картинки, отражающие независимость от психолога.

Необходимо отметить, что дети с интровертной установкой склонны молча работать над своими рисунками, и к этой склонности следует отнестись с должным уважением. Дети же с экстравертной установкой часто стремятся передать динамику рисунка с помощью звуков и вообще любят поговорить. Используя данный метод, специалист никогда не выступает инициатором беседы сам, сосредотачивая внимание на рисунке, наблюдая за процессом рисования и эмоциями ребенка, отмечая расположение фигур, тип образов и символов, а также темы, возникающие на картинках. В плане анализа рисунков одной из наиболее признанных и авторитетных является книга Грегга М. Ферса «Тайный мир рисунка» (2), и для оценки детского рисунка очень удобно пользоваться списком критериев, разработанных Ферсом.

В конце каждого занятия психолог спрашивает: «Этот рисунок про какую-то историю? Ты можешь рассказать мне её? Что происходит на рисунке? У рисунка есть название?»

Основная задача психолога, использующего этот метод, — это создание атмосферы, которая отражает бесспорно позитивное отношение, помогает установить доверие и позволяет ребенку выражать себя.

Я использую этот метод в своей работе уже около 10 лет и могу с определенностью сказать, что при всей своей внешней простоте он действительно работает и способствует гармонизации эмоциональной и личностной сфер детей. Этим методом я работала с такими случаями как повышенная тревожность, агрессивное поведение, переживания из-за рождения сиблинга, смерть близкого человека, развод родителей и другие запросы, с которыми сталкивается каждый психолог детского учреждения. Психологическое тестирование до и после «Серийного рисования» выявляет значительную позитивную динамику. Поэтому мне хотелось бы порекомендовать психологам обратить внимание на книгу Д. Аллана и его метод.

Библиография

1. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультированеи в школах и клиниках. Дж. Аллан, — Издательство Диалог, 1997.

2. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. Грегг. М. Ферс, -СПб, -2000