КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ НА ЗАНЯТИЯХ И ВНЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Игра как средство обучения в коррекционной работе с дошкольниками.

Важное место в обучении дошкольников занимает игра. В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения дошкольников, и формой обучения, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В процессе интересных игровых действий формирование у ребёнка знаний и умений осуществляется эффективнее, чем при прямом обучении. В условиях игры гораздо легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании, формировать интерес к занятиям, работе в условиях коллектива.

Воспитателю необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Содержание игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира. Знания об окружающей жизни даются детям по определенной системе. Многие дидактические игры направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний. Такие игры как «Кто построил этот дом?», «От зёрнышка до булочки», «С какого дерева лист?», «Новосёлы» и др. содержат дидактические задачи, при решении которых дети должны проявить конкретные знания по лексическим темам «Профессии», «Деревья», «Мебель» и др. С помощью игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Наряду с умственным развитием, игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольника с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему игр и упражнений по сенсорному воспитанию, на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Игры способствуют и речевому развитию детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение («Цветы и пчёлки»), развивается фонематический слух («Поймай рыбку»), физиологическое и речевое дыхание («Чья птичка дальше улетит», «Приятный запах»), развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий («Назови одним словом», «Назови три предмета»). Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, — главная задача большинства словесных игр. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи.

Игра создаёт положительный эмоциональный подъём. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, предметами, в процессе которой развивается и укрепляется мелкая моторика, координация движений.

Игры, игровые приёмы чрезвычайно эффективны, когда задание оказывается трудным для детей, или в тех случаях, когда учебная задача требует многократных повторений. Эмоциональная форма вызовет желание справиться с трудностями, обеспечит достаточную активность детей, предупредит утомление от однообразных действий. Например, формирование грамматически правильной речи требует многократных упражнений в склонении имён существительных, образовании форм множественного числа, употреблении предлогов и др. В этих целях широко используются игры «Угадай, что изменилось?», «Найди котёнка», «Что мы видели в лесу?»

Игра в коррекционной работе — это не самоцель, а средство воздействия на ребёнка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка.

Игра является неотъемлемой частью работы как учителя-логопеда, так и воспитателя коррекционной группы, а также могут быть использованы при проведении интегрированных занятий.

В своей коррекционной работе с детьми я использую такие игры:

Игра «Собери друзей» (обогащение словарного запаса).

Цель: Пополнять и расширять словарный запас детей.

Оборудование: Два игровых поля, отличающихся по цвету. Контурные картинки с изображениями животных, птиц, насекомых, обитателей водоема.

Описание игры. Картинки с изображениями животных, птиц, насекомых и обитателей водоема располагаются на одном игровом поле. На втором — четыре полосы с картинками-символами действий: ползет, летит, плывет, скачет. Детям предлагается выбрать картинки с изображениями животных, передвигающихся одинаково и не опасных друг другу, а затем объяснить свои действия.

Игра «Чем наполнен предмет» (формирование грамматических категорий).

Цель: Учить ребенка правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе с предлогом С.

Описание игры. Педагог предлагает ребенку посмотреть на картинку и сказать:

- С чем ведро, если в нём: вода, молоко, бельё, снег, мусор, кипяток, бумага?

- С чем кастрюля, если в ней: суп, рассольник, бульон, картошка, лапша, каша, вермишель, борщ?

- С чем банка, если в ней: клюква, капуста, повидло, варенье, сметана, мука?

- С чем чашка, если в ней: чай, кефир, компот, сок, фанта, лимонад, кисель, ряженка, квас, молоко?

(Ответы ребенка: ведро с кипятком, стакан с чаем, банка с мукой, кастрюля с кашей и т. п.)

Игра «Цветы и пчелы» (формирования правильного звукопроизношения).

Цель: автоматизация звука [З].

Описание игры. Перед началом игры условливаются, кто будет пчелками, а кто — цветами (например, мальчики — цветы, а девочки — пчелки). Затем все разбегаются по групповой комнате. Как только раздается сигнал педагога (удар в бубен или хлопок в ладоши), дети, изображающие цветы, встают на колено. Пчелки машут крыльями и перелетают с цветка на цветок, при этом они подражают жужжанию пчел: зз-з-з-з. При новом ударе бубна дети меняются ролями, разбегаются по площадке, и уже другие пчелки упражняются в произношении звука [З].

Игра » Слова похожие и непохожие» ( развитие фонематического слуха).

Цель: развивать фонематический слух детей.

Оборудование: персонажи — иллюстрации к сказкам: лиса, заяц, сорока, ворона, волк.

Описание игры. Дети называют героев знакомых сказок: лису, зайца, сороку, ворону, волка и др. Затем вспоминают и придумывают рифмованные слова к названиям героев: сорока-белобока, зайчик-попрыгайчик-побегайчик, волк — зубами щелк, муха-цокотуха, лисичка-сестричка.

Игра «Разноцветный коврик» (развитие фонематического восприятия).

Цель: формирование умения выделять в словах первый звук и соотносить его в разных словах с первыми звуками слов, обозначающих тот или иной цвет.

Оборудование: цветные карандаши (красный, синий, зеленый, желтый, черный).

Описание игры. Перед детьми лежат листы с нарисованными четырьмя пустыми табличками.

У педагога к каждому коврику заготовлен определенный список различных слов, первые звуки в которых должны совпадать с первыми звуками, обозначающими тот или иной цвет.

Взрослый зачитывает по очереди слова из списка к каждому коврику, а дети закрашивают каждый квадратик соответствующим цветом. Например, если педагог называет слово «капуста» — ребенок должен закрасить квадратик красным цветом, «жираф» — желтым цветом и т.д. Если слово начинается на звук[Б], то квадратик закрашивать не надо, он должен остаться белым. Раскрашивать надо начинать с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, потом третий… В результате получится красивый «волшебный коврик».

Игра «Как их зовут?«(формирование звукового- буквенного анализа и синтеза слов).

Цель: закреплять у детей умение выполнять звуковой анализ и синтез слов.

Оборудование: Карточки с изображениями девочек и мальчиков (четырех — пяти). Сверху каждой расположены 4-5 «кармашка» для предметных картинок, внизу — «кармашки» для букв. Предметные картинки (лошадь, арбуз, рак, астра шар, утка, рыба, апельсин; мышь, автобус, шишка, антенна; рука, осы, мак, аист); карточки с буквами А, У, О, С, Л, М, Ш, Р.

Описание игры. Педагог предлагает узнать, имена девочек и мальчиков, изображенных на карточках. Для этого нужно определить первые звуки в словах — названиях предметов, нарисованных на картинках в верхних кармашках. Дети называют: «Лошадь, арбуз, рак, астра». Из первых звуков слов составляют имя «Лара» и т.д.

Игра «Живые слова» ( развитие языкового анализа и синтеза).

Цель: учить последовательному расположению слов в предложениях.

Описание игры. Педагог даёт детям одно из заданий:

- Составить предложение, в котором все слова начинались бы со звука М: Мама моет Машу мочалкой. Со звуком С: Саша сел в сани.

- Составить предложение о рыбаках из двух слов. Теперь из трех. Из четырех слов.

- Начертить на листе бумаги черточки по количеству слов в предложении и громко назови каждое слово.

- Придумать рассказ о рыбной ловле из трех предложений. Из четырех предложений. Тематика может быть самой разнообразной.

Материал подготовила воспитатель Комкина Л.В.