Коррекционно – развивающая программа

« Путешествие по стране Добра»

Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника. Кроме того, например, с точки зрения гештальт-психологии агрессия необходима для выживания и носит функции защиты и сохранения «своей среды» или конструктивного ее изменения. Итак, что же такое агрессия?

Агрессия мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Виды агрессии:

*физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта

*вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

*прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта

*косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании

ногами, битье кулаками по столу)

*инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели

враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств, способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда детей резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у них формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, он окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгигих.

Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:

Ø скандалы в семье

Ø применение физической силы во время семейных ссор (драки)

Ø грубое, жестокое обращение с ребенком

Ø привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.

Ø просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах

Ø одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»

Характерные особенности агрессивного поведения ребенка.

Ø Отказывается от коллективной игры.

Ø Слишком говорлив.

Ø Чрезмерно подвижен.

Ø Не понимает чувств и переживаний других детей

Одним из способов оказания психологической помощи детям 5-7 лет по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения является реализация коррекционно — развивающей программы « Путешествие по стране Добра»

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: снижение уровня агрессивности у дошкольников путем снятия эмоционального напряжения, повышение самооценки.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

-устранить у ребенка неконтролируемые чувства гнева и злости;

- повысить самооценку ребенка, нормализовать эмоциональное состояние и развить чувство эмпатии ;

- закрепить положительные коммуникативные модели поведения: устранить ругательства и драчливость ребенка.

КРИТЕРИИ ОТБОРА

Дети дошкольного возраста (5-7 лет) с высоким уровнем агрессивности и повышенной тревожностью.

РЕЖИМ РАБОТЫ

Занятия проводят 1раз в неделю, время – 20-30 минут, в первую половину дня после основных занятий примерно в 10.30-11.00 индивидуально. На каждом занятии решают определенную задачу по снижению уровня агрессивности. Если материал занятия усваивается трудно, то занятие повторят 1-2 раза, но с заданиями, аналогичными основному занятию. Например, на 1-ом занятии педагог-психолог рассказывает, как «это делать», показывает, т.е. действует как учитель, на 2-ом занятии педагог-психолог выступает ,как партнер (совместная деятельность), на 3-ем занятии — дети действуют самостоятельно. Взрослый — организатор среды. Общее количество занятий – 10 . Рассчитаны на 2.5 месяца.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности предполагает учет психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

4 Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ:

Игры с песком,

Игры с водой,

Арттерапия,

Психогимнастика,

Сказкотерапия,

Этюды и игры релаксационной направленности,

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Дети

Родители

Педагоги

метод, автор

наблюдение за невербальным поведением ребенка и за поведением ребенка в игре Н.В. Клюева

тест определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля

тест Розенцвейга для изучения особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях

Тест « Руки» Э.Вагнера

Тест « АСВ»

Анкета для выявления эмоционально –личностных проблем детей Хельбрюгеля

Тест « Руки»

Анкета « Признаки агрессивности»

Е.К. Лютова, Г.Б. Монина

Структура коррекционно-развивающих занятий:

Вводная часть

1.Особое приветствие

2. правила работы с песком, водой . глиной

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.упражнения на развитие тактильно –кинестетической чувствительности

4.упражнения или игры, направленные на отработку проблем ребенка.

5.расслабляющие упражнения с использованием музыки и шумов природы.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

6.подведение итогов

7.диагностика психоэмоционального состояния ребенка( оценка эффективности занятия)

Домашнее задание

Ритуал прощания

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1этап — Диагностический

Задача : изучение нарушений психологического здоровья

2. этап – информационный

Задача: информирование родителей и педагогов о имеющихся проблемах в развитии ребенка

3 этап – коррекционный

Задача – коррекционно-развивающая работа с ребенком

1 блок – ( 1 занятие) – контактный. Обеспечивают создание доброй , безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблемы.

2блок – ( 9 занятий) – коррекционно направленный.Осуществляет коррекцию негативных личностных черт, обучение социально желаемым формам общения.

3 блок – (2 занятия) – контрольный + обучающий + контрольный. Обеспечивает закрепление полученных навыков и форм общения . Используются игровые и неигровые приемы , которые развлекают ребенка, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию участников , рефлексии и контролю своего поведения.

4 этап – контрольный

Задача: определение эффективности коррекционно-развивающей работы.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ : аудиокассеты (с музыкальными фрагментами соответствующего характера — для расслабления и снятия эмоционального напряжения. Песочница, маленький бассейн, доски для лепки, глина.

Для положительного результата по снижению уровня агрессивности у детей дошкольного возраста, необходима взаимосвязь педагога-психолога, родителей, воспитателя и детей

Работа с воспитателями включает в себя:

1. Профилактическую цель, т.е. педагог — психолог информирует воспитателей о том, что такое агрессивность, как работать с агрессивными детьми.

2. Ознакомление взрослых с принципами, этапами и целями программы по снижению уровня агрессивности. Нацеливание их на совместную с педагогом-психологом деятельность.

3.Рекомендации по работе с агрессивными детьми.

Работа с родителями детей, имеющих высокий уровень агрессивности

1. Организация совместной работы педагога-психолога, воспитателей и родителей по оказанию положительного результата :

- ознакомление с программой,

- групповая консультация.

2. Использование педагогом-психологом домашних заданий. Нацеливание родителей на эмоциональную поддержку детей в оказании правильной помощи детям в выполнении этих заданий.

3.Индивидуальное консультирование родителей при возникновении личностных проблем у детей, имеющих высокий уровень агрессивности

Критерием эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы может служить :

Исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;

Преобладание положительных эмоций;

Способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления ( не причинная вреда другим).

Тематика занятий может быть расширена и дополнена – в зависимости от проблем конкретных детей.