Коррекционное воздействие игровой деятельности на развитие речи детей

Консультация для педагогов

Воспитатель

Закомалдина Д.З.

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.д. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде, чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их звучание, пытаться повторять их, он начинает также слышать и различать звуки родного языка, то есть обращать внимание на звуковую сторону слова. Уже на третьем году жизни малыши в состоянии заметить неправильность произношения у своих сверстников и даже делают попытки исправлять их. Со временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Ребенок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов – и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и, как следствие, их недостаточная подвижность являются причиной плохого произношения. Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса.

Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов (недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки в слове); к нарушению интонационной стороны речи. Ослабление слуха ведет не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического плана. Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, то есть умения отличать одни речевые звуки от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал – мял, рак – лак, том – дом. Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.

Для того, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове. Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение. Усвоение ребенком звуковой стороны слова – сложный процесс, который можно условно разделить на такие этапы: вслушивание в звучание слова, различение и правильное произношение звуков, самостоятельное вычленение их из слова, анализ его звуковой и слоговой структуры, активные действия со словами (собственное рифмотворчество и стихотворство). Усвоение и совершенствование звуковой стороны языка происходит на основе общения ребенка с окружающими в различных видах деятельности. Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. Но если старшие дошкольники неправильно произносят звуки или недостаточно отчетливо произносят слова, мы должны обязательно обратить на это внимание. Дети с недостатками произношения часто бывают замкнутыми, робкими, стесняются читать стихи вслух, рассказывать сказки. Необходимо своевременно выявлять дефекты речи у детей и устранять их. Речь взрослого является образцом для ребенка. Поэтому при общении с детьми необходимо постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, четко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро; быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Младшие дошкольники уже воспринимают слово как смысловую единицу речи. Со словом они соотносят конкретный предмет, его качество, действие, которое с ним совершается. Но они еще не могут самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установить их последовательность, разложить слово на части (слоги, звуки), т.е. звуковой анализ слова им еще пока недоступен. На данном возрастном этапе нужно учить малышей прежде всего четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. При этом очень важен образец речи воспитателя. Например: уточняя и закрепляя правильное произношение детьми отдельных звуков, использовать прием интонационного выделения звука голосом, то есть произносить определенный звук в словах немного громче, протяжнее: з-з-зайка, коз-з-за, — и предлагать детям затем повторить эти слова так же.

Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые дети говорят очень тихо, чуть слышно (на занятиях), другие – крикливо. Не все могут управлять своим голосовым аппаратом, регулировать громкость своего голоса, скорость произношения слов. Нужно обращать внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко) и в различном темпе (быстро, умеренно, медленно); предлагать говорить и отвечать на вопросы достаточно громко, неторопливо.

Для закрепления правильного произношения звуков, для улучшения словопроизношения, для развития слухового восприятия кроме игр и упражнений можно использовать дополнительный речевой материал: потешки, небольшие веселые стихотворения, считалочки и др. Совместное чтение потешек, стихов, задания на договаривание слов приучают детей внимательно слушать, подбирать рифмующиеся слова, четко и достаточно громко их произносить. Развитию слухового внимания очень способствует и отгадывание загадок. Предлагайте детям в младшем возрасте небольшие загадки, построенные на звукоподражании, помогающем найти ключ к отгадке. В качестве вспомогательных средств используйте игрушки или предметы, или картинки.

Игры и упражнения на развитие слухового внимания

Цель данных игр и упражнений – развивать у детей слуховое внимание, приучать их внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать ее, точно выполнять данные им игровые поручения, учить малышей соотносить звучащее слово с предметом или картинкой, внятно произносить одно-, двух-, а так же трех- и четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания.

Игры: «Кого как зовут?», «Да или нет» (части тела), «Угадай, что звучит», «Выполни задание», «Назови животных и скажи, кто как кричит», «Угадай, кто (что) это», «Гусь и гусята», «Чудесный мешочек», «У кого какой предмет?», «Съедобное – несъедобное».

Игры и упражнения на закрепление правильного произношения звуков

Цель данных игр и упражнений – упражнять детей в правильном произношении определенных звуков в словах, учить их чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.

Игры: «Магазин», «Все спят», «Можно ездить или нет», «Кому что надо?», «Кто с кем стоит рядом?», «На прогулку в лес», «Отгадай и назови», «Напоим Чебурашку чаем», «Где кукует кукушка?», «Дождик».

Игры и упражнения на развитие голосового аппарата и слухового восприятия

Цель данных игр – учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также различать степень громкости произнесенных слов.

Игры: «Кто топает?», «Скажи как я», «Назови как можно больше предметов», «Покажи правильно», «Отгадай».

В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замены звуков, способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более подвижным их артикуляционный аппарат, более развитыми стали слуховое восприятие, фонематический слух. На пятом году жизни у детей резко возрастает интерес к звучащим словам. Они уже не только вслушиваются в слова, но и пытаются установить, из каких звуков они состоят, легко подбирают слова, близкие по звучанию.

При специальном обучении ребенок может узнавать знакомый звук в слове, вычленять его из слова, подбирать слова на хорошо известные ему звуки.

В этом возрасте дети могут управлять своим голосовым аппаратом: произносить слова громко и тихо, быстро и медленно. С детьми среднего дошкольного возраста нужно продолжать работу по развитию слухового восприятия, совершенствованию фонематического слуха. Продолжать учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова, похожие по звучанию (ложка – кошка – мошка и т.д.), вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук, узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов, или подбирать игрушки и предметы, в названиях которых есть этот звук и т.д. Т.е. я обращать внимание детей на то, что слова состоят из звуков, что один и тот же звук может находиться («жить») в разных словах. Одновременно необходимо вести работу и по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание уделять правильному произношению в словах группы свистящих: С, Сь, З, Зь, Ц; шипящих: Ш, Ж, Ч, Щ; сонорных звуков: Л, Ль, Р, Рь. Закрепление правильного произношения звуков нужно осуществлять путем многократного повторения слов, насыщенных этим звуком, с выделением их голосом: ш-ш-шапка, кош-ш-ка. Наглядность – игрушки, предметы, в названиях которых эти звуки находятся в различных позиционных условиях: в начале слова, в середине или в конце. Умение правильно произносить звуки – важнейшее условие хорошей дикции. Используя различные игры и упражнения, сначала слово произносит сам педагог в слегка замедленном темпе, дети повторяют, затем скорость произнесения слова увеличивается; весьма эффективно и произнесение слов шепотом – для этого требуется более четкая артикуляция звуков.

Развивая у детей слуховое восприятие, фонематический слух, упражняя их в правильном произношении звуков, мы подготавливаем детей к обучению звуковому анализу слов (старшая, подготовительная группы).

Игры и упражнения на развитие слухового внимания

Цель игр и упражнений – развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить сложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

Игры: «Угадай, чей голос», «Будь внимательным», «Найди ошибку», «Назови и отгадай», «Где что лежит», «Что в мешочке?», «Наши имена», «Кому что подарим?», «Подбери игрушки», «У кого кто?», «Отбери предметы», «Зачем нужно?», «Будьте внимательными», «Что взял Петрушка?», «Найди игрушку», «Каких животных мы знаем?», «Кто это?», «Доскажи словечко», «Подбери нужное слово».

Упражнения на различение близких по звучанию слов

Цель: развивать у детей слуховое восприятие, учить их различать и подбирать близкие по звучанию слова.

Игровые упражнения: «Подбери похожие слова», «Угадай, где кружки, а где кружки».

Упражнения на развитие голосового аппарата и слухового восприятия

Цель: учить детей определять на слух скорость произнесения звукосочетаний, а также произносить их в разном темпе.

Упражнения: «Топ-топ-топ», «Угадай, какой поезд», «Котенок», «Интересные слова», «Что делает?», «Кто есть кто?».

Средний дошкольный возраст имеет важнейшее значение для ознакомления детей со словом – его смысловой стороной (слово имеет смысл, обозначает какой-то предмет, явление, действие, качество) и звуковой стороной (оно звучит, состоит из звуков, звуки произносятся друг за другом, последовательно).

В процессе ознакомления четырехлетнего ребенка со смысловой стороной слова важное значение имеет организация его чувственного опыта и самостоятельной мыслительной деятельности. Ребенок сам действует с предметами, рассматривает их, рассказывает о них. Связывая слово с представлениями об определенном предмете, он учится сопоставлять, сравнивать качества, свойства с уже известными, видеть, чувствовать и передавать словесно все виденное. Поэтому важное значение придается организации различных наблюдений, служащих средством обогащения и уточнения словарного запаса детей.

Итак: игра является важным направлением коррекционной работы. Речевые игры и упражнения могут проводиться в детском саду и семье, с одним ребенком или группой детей. Каждая игра или игровой материал направлены на решение основных речевых задач: воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку.