Коррекционное занятие по теме Звуки-слоги-слова-рассказ
Вводная часть.
Весёлая музыка «Цветик –семицветик»
Заходят дети.
Музыка стихает.
Логопед: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Здравствуйте гости!
Гости: Здравствуйте!
Логопед: Здравствуйте!
Поклонившись мы друг другу сказали!
Хотя были почти не знакомы!
Что особенного мы друг другу сказали?
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире!
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире!
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь!
Почему?
Дети: Мы улыбнулись, пожелали здоровья, к нам пришли гости!
Логопед: Давайте составим коктейль хорошего настроения!
1 ребёнок: Призовём любовь сначала,
Чтобы всё наполняла,
Чтоб любовью всё дышало,
Ведь любовь всему начало! (бросают кусочки бумаги. Которые берут с подноса)
Логопед: (пробует) – Он же кислый! Ребята покажите, какой кислый коктейль!
Дети показывают.
Добавим ещё…
2 ребёнок: Возьмём мы выдумку, терпенье,
Доброту возьмём сейчас.
Возьмём порывы вдохновенья,
Чтоб лучик творчества не гас!
Логопед: (пробует) – Он же горячий! Ребята покажите, какой горячий коктейль!
Логопед: А что хотят нам пожелать наши гости?
Говорят пожелания.
Логопед: (пробует) – Сладкий! Ребята покажите, какой сладкий коктейль!
Логопед: От доброты, любви в комнате стало теплей и уютней. Мы закрываем глаза и кажется, что тепло мягкой волной разлилось по телу! Ребята, посмотрите у нас в группе , наверно, от запаха коктейля, распустился волшебный цветок!
У меня сегодня ,дети, вдруг волшебным стал мой дом!
Нежный цветик-семицветик расцвёл в садике моём!
Выбираем лепесток, отрываем лепесток!
Хором вместе повторяем несколько волшебных строк!
Песня
Дети поют и показывают движения под припев песни.
2)Основная часть.
Речевой блок.
Логопед: Маша отрывает лепесток красного цвета – лети-лети лепесток!
Лепесток нам указал на красный замок. Кто живёт в нём?
Дети садятся/ На стульчиках карточки.
Перчаточная кукла ёжик
Мы в гостях у ежонка. Он скучает и плачет.
Ёж: А-А-А
Логопед: Ахает, бедняга!
Ёж: Ы-Ы-Ы
Логопед: Ыхает!
Ёж: О-О-О
Логопед: Охает.
Ёж: Э-Э-Э
Логопед: Эхает.
Ёж: У-У-У
Логопед: Ухает! Ёжик, у тебя красивые глазки. Чьи они?
Дети: Ежиные.
Логопед: А чей носик?
Дети Ежиный.
Логопед: Плачет! Успокоим его нашими волшебными карточками. Какую карточку надо поднять, догадайтесь сами!
Ёжик плачет, дети поднимают нужную красные карточку.
Логопед: Почему мы поднимали красные карточки?
Дети: Потому что ёж произносил гласные звуки.
Логопед: Гласные звуки – это те звуки…
Дети: Которые мы можем тянуть, петь. Нам ничего не мешает. Воздух выходит свободно без преград.
Логопед: Это стихотворение тоже для тебя колюченький!
Ребёнок: Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Логопед: Гласные звуки успокоят ёжика( звуки селят в замок)
Алёша срывает синий лепесток – лети, лети лепесток!
Лети, лети лепесток!
Он нас привёл к синему замку.
Ребята, кто это? ( перчаточная кукла медвежонок)
Дети: Маленький медвежонок.
Логопед: Миша, здравствуй!
Миша: М-М-М.
Логопед: Миша, что случилось?
Миша: Р-Р-Р.
Логопед: Миша, ты не здоров?
Миша: Ш-Ш-Ш.
Логопед: Просто ворчун! Ребята, давайте вспомним звуки, которые произнёс Мишка?
Дети: М, Р, Ш. ( карточки в замке)
Логопед: Как мы называем эти звуки?
Дети: Согласные, потому что эти звуки мы не можем пропеть. Нам мешают зубки, язык, губки.
Логопед: Каким цветом мы обозначаем согласные твёрдые звуки?
Дети: Синим
Логопед: Это стихотворение Мишутке, чтобы улучшить его настроение!
Ребёнок: А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Согласные звуки будут веселить Мишутку!
Вывод: Ребята ЧТО мы с вами делали? (мы повторили звуки, вспомнил, что они бывают гласные и согласные). ЗАЧЕМ нам это надо? (мы должны уметь правильно произносить и различать гласные и согласные звуки)
Схема: Звуки
Логопед: Цветок зовёт нас в дорогу.
Рита отрывает жёлтый лепесток – лети – лети лепесток!. Лепесток нас привёл в сказку.
Сценка
Гулял по лесу звук М. Скучно стало. Одиноко. Отправился звук М в путь. Видит – звук У летит. Замычал М – м-мм-м. Но У его отлично понял – уу-уу-у! Встал справа, взял за руку. Произошло чудо: на поляне появилось стадо коров, потому что раздалось дружное МУ! Звук У встал слева и все прохожие стали снимать шляпы, потому что получилось УМ!
Вывод: Дети, ЧТО мы с вами сделали? (мы соединили гласные и согласные звуки — получились слоги). ЗАЧЕМ нам это делать, где это пригодится? (мы должны научиться читать)
Схема: Слоги
Наш цветик зовёт к себе отдохнуть! (включить музыку) Даша отрывай лепесток фиолетового цвета – лети-лети лепесток!
3)Минутка отдыха. Пальчиковая гимнастика.
Маша отрывает оранжевый лепесток – лети-лети лепесток!
Логопед: Мы в стране игр. Поиграем.
(дети садятся)
Логопед: Без слога, пусть простого
Не родится наше слово!
Игра «Закончи слово»
Ма-(ма, -шина),
Ру-(ка, пор)
Кош-(ка)
Коррекционный блок.
Раздаётся мяукание.
(загадка)
Логопед: Дети, кто к нам пришёл в гости? Отгадайте загадку.
У мышиной норы
Лежат крючья остры
И повисли горя
Два зелёных огня!
Логопед Кто это?
Дети: Кошка. Крючья – это когти, фонари – глаза!
Логопед: Что-то я сомневаюсь. Кричала громко! Посмотрим!
(Игра)
Игра «Собери картинку».
Логопед: А может к нам в гости пришли две кошки. (Игра) Сравним их!
Игра «Что общего?»
Дети: Это кошки, домашние животные. У них одинаковые части тела.
Логопед: Что разное?
Дети находят различия.
Логопед: Да к нам пришла в гости кошка (семантические поля) Какая она? (ответы) Что она любит делать?(ответы). Какое животное кошка – понятно! Давайте разберём слово «кошка» — ПОДХОДЯТ К СТОЛУ
Выполним звуковой анализ слова КОШКА. Один ребёнок подробно анализирует, другие помогают(слоги, звуки, количество, 1-й звук, последний, придумывание слов на звук к)
Схема: слова.
Вывод: ЧТО делали? (составляли из слогов слова). ЗАЧЕМ мы это делали? (больше слов – красивее речь). ЗАЧЕМ мы учимся анализу слов? (мы «записываем» звуковой состав слова, чтобы читать и писать без ошибок).
Логопед :Кошка любит гулять сама по себе, а вот слово «кошка» дружит с другими словами. Что получается, когда слова начинают дружить с другими словами?
Дети: получаются предложения.
Логопед: Цветик – семицветик зовёт в путь!
Даша-отрывает фиолетовый лепесток..-лети-лети лепесток!
Логопед: Составим предложения по схемам. Все предложения являются частями маленького рассказа. Посмотрите на картинку.
Дети составляют предложения
- Кошка лакает молоко.(садится – даю 2 карточки РАССКАЗА)
Кошка залезла на стол(садится – даю 1 карточку РАССКАЗА)
Кошка уронила бидон. .(садится – даю 2 карточки РАССКАЗА)
Молоко разлилось. .(садится – даю 2 карточки РАССКАЗА)
ПОВТОРЯЮ. ПУЛУЧИЛСЯ РАССКАЗ?(КАРТОЧКА НЕТ)
Логопед: Расставьте предложения правильно (РЕБЁНОК РАССТАВЛЯЕТ И ГОВОРИТ)
Получается – рассказ
На следующем занятии мы дополним наш рассказ – он станет более полным и красивым!
Вывод: ЧТО мы делали? (составляли предложения, а из предложений рассказ). ЗАЧЕМ нам надо это уметь делать? ( так люди общаются, рассказывают друг другу о чём-то)
Схема: предложения –рассказ.
Ребята, вы –молодцы. Давайте пройдём ещё раз нашу чудесную лестницу.
Повтор лестницы
Я думаю, что наш домик знаний, который мы строили с вами по кирпичикам поможет вам в школе.
4)Итог занятия
Музыка
Логопед:
Остался на цветке последний лепесток – зелёный-лети-лети лепесток! Он самый волшебный. Наш цветочек дарит вам маленькие сюрпризы.
Маше за то, что она…
Рите за то, что она….
Даша – умница……
Алёша, просто молодец…..
Спасибо за занятие.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Осмысление общей структуры языка: от звука к слогу, слову, предложению, рассказу.
2. Профилактика нарушений письменной речи
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Осознанное овладение детьми системой звуков русского языка. Закрепление знания детей по теме: гласные – согласные звуки.
2. Обучение по слоговому принципу. Формирование слогового синтеза.
3. Развитие слухового восприятия:
формирование фонематического анализа-синтеза,
формирование фонематических представлений.
4. Развитие лексико-грамматической подсистемы речевого умения:
- расширять объём словаря, развивать умение точного, согласно значению, использования слов;
- образование притяжательных прилагательных;
- формировать синтаксическую структуру предложений.
- развитие связной речи.
- развитие ВПФ:
развивать умение соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемого объекта при складывании разрезной картинки,
развивать умение различать цвета,
формирование образов предметов и делать связанные с ними умозаключения, представлять эти заключения в словесной форме,
развивать умение проводить сравнение – устанавливать сходство и различие между объектами.
формирование умения запоминать материал, используя приёмы создания смысловых опор.
5. Развитие общей и мелкой моторики.
Воспитательные задачи:
Развивать личностные компоненты познавательной деятельности:
познавательную активность,
самостоятельность,
произвольность деятельности (удержание инструкции, подчинение системе требований.
Оборудование, действующие лица:
- Цветик – семицветик, составляющие общей схемы, фужер для коктейля, кусочки бумаги, поднос, перчаточные куклы – ёжик и медведь, красный и синий замки, символы звуков, мнемотаблицы, игры «Разрезная картинка», «Подумай и сравни», фишки для анализа, схемы предложений, сюрпризы, запись песни «Цветик – семицветик».
- учитель-дефектолог, подготовительная подгруппа детей коррекционной группы№4 ДОУ №5.