Коррекционно-логопедическая работа воспитателя

и учителя-логопеда по устранению общего недоразвития речи

в условиях детского сада

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением различных специалистов: учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов физическому воспитанию, при необходимости, врачей.

Воспитатель совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения, объясняя воспитателям цели, задачи программы, методы ее реализации, сообщая сроки и продолжительность этапов коррекционной работы, намечая результаты, которых следует достигнуть к концу того или иного периода обучения.

При определении содержания работы учитель-логопед может познакомить воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного года систематически информировать их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.

Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом в определенный период обучения. Возможен и такой вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют учебный материал логопедических занятий, развивая у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки.

Работа учителя-логопеда по преодолению нарушений фонематического слуха у детей находит продолжение на занятиях воспитателя и вне их. Учитель-логопед подбирает речевой материал, определяет коррекционные цели и приемы их реализации. Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять фонематические навыки.

Используя данные изучения речи детей, воспитатель определяет конечные цели и задачи коррекционно-речевого о воздействия применительно к каждому ребенку и фиксирует их в индивидуальных программах (форма их составления свободная). Свое воплощение они получают при календарном планировании педагогического процесса и отражаются в его структуре. Так, воспитатель заранее продумывает, какие коррекционно-речевые задачи могут быть решены:

- в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий;

- в совместной деятельности взрослого с детьми;

- в свободной самостоятельной деятельности детей.

На занятиях необходимо стремиться к максимальной индивидуализации взаимодействия с ребятами, имеющими недостатки в речевом развитии; к тому, чтобы они постоянно находились в фокусе внимания и получали задания, соотносимые с их особенностями и потребностями развития.

Занятия познавательного цикла (ознакомление с живой и неживой природой, чтение литературных произведений и др.) обеспечивают широкие возможности для речевого развития детей (например, активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкции, развития навыков связной речи, совершенствования слухового внимания и фонематического восприятия, закрепления правильного звукопроизношения). Кроме того, в ходе естественной речевой коммуникации дети осваивают разные речевые модели: от простых (ответы одним словом, словосочетанием) до более сложных (использование сложноподчиненных и сложносочиненных предложений). Педагог так варьирует методическую инструментовку занятий, чтобы они наиболее полно соответствовали индивидуальным коррекционно-речевым программам детей.

Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование и аппликация) создают условия для развития навыков общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения и т.д. обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Но порой воспитатели не осознают педагогической значимости сложившейся ситуации и в дисциплинарных целях запрещают детям общаться. Задача профессионала, напротив, заключается в поддержке и всяческом поощрении речевой активности дошкольников, направлении ее в нужное русло и использовании для решения коррекционно-развивающих задач.

Еще большим потенциалом в плане речевой коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий и преобладающая по продолжительности (до 5/6 всего времени пребывания в ДОУ) деятельность детей под руководством педагога или самостоятельная. Здесь могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия педагога с воспитанниками: специальные дидактические и развивающие игры; занимательные упражнения; беседы; совместные практические действия; наблюдения; экскурсии; методически продуманные поручения и трудовые задания и др.

При этом во внимание обязательно принимаются возраст дошкольников, их речевые и познавательные возможности. Тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданиям учителя-логопеда — пример совместной работы логопеда и воспитателя.

Ежедневно в конце рабочего дня учитель-логопед вписывает в тетрадь для вечерних занятий задания для коррекционной работы с детьми. Количество детей, занимающихся вечером с воспитателем, не превышает шести.

В тетради записываются дата проведения занятий, задания учителя-логопеда и анализ работы, проведенной воспитателем. В последней записи учитель-логопед указывает, насколько успешно был усвоен материал детьми, какие трудности встретились при выполнении заданий. Все виды заданий, предлагаемых ребенку на вечерних занятиях, должны быть знакомы детям.

В вечерние занятия воспитателя включаются упражнения: — по отработке артикуляционных упражнений; — для автоматизации поставленных звуков; — на повторение скороговорок, поговорок, стихотворений, текстов, ранее отработанных учителем-логопедом; — для развития фонематического слуха; — по формированию лексико-грамматической стороны речи.

Учитель-логопед не должен включать в вечерние занятия воспитателя упражнения по постановке звуков.

Примерный образец заданий для вечерних занятий может быть следующим:

28 сентября.

1. Ваня Р., Даша К. — вырабатывать направленную воздушную струю (упражнения «Забей мяч в ворота», «Прокати карандаш»).

2. Наташа Б., Артем И. — автоматизировать звук С в чистоговорке:

Са-са-са — вот летит оса; су-су-су — отгоню осу; сы-сы-сы — вот и нет осы.

3. Для всей группы — провести игру «Поймай звук А в словах».

Дети с ОНР кроме фонематических нарушений испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, а также пальцевой и артикуляционной моторики. Поэтому основными задачами в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов.

Данный материал был найден в интернет ресурсе mail.ru