Коррекционно-развивающие возможности детскогорисования

Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Оно является средством умственного, графо-моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование). Рисунок, являющийся продуктом изобразительной деятельности ребенка, в коррекционной работе, с одной стороны, позволяет выявить основные характерные проблемы, с которыми сталкивается ребенок в процессе изобразительной деятельности, а с другой — найти пути их решения.

Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, особенно на начальной стадии рисования, является недостаточное развитие моторики, и прежде всего мелкой моторики. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно мышления и речи. Предлагаю коррекционные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики кисти:

«Счеты»

Пересчитать большим пальцем четыре других на той же руке. Движение выполняется сначала поочередно правой и левой рукой, затем обеими вместе. Направление движения: от мизинца к указательному, и наоборот. Количество повторений от 5 до 10 в каждом направлении.

«Ножницы»

а) Все пальцы плотно сжаты. Не разжимая 3-й и 4-й пальцы, плавно отвести от них 2-йи 5-й и привести обратно. Движение выполняется сначала поочередно правой и левойрукой, затем обеими вместе. Направление движения: от мизинца к указательному, инаоборот. Количество повторений от 5 до 10;

б) Все пальцы плотно сжаты. Не разжимая 2-3-й и 4-5-й пальцы, плавно отвести их другот друга и привести обратно. Движение выполняется сначала поочередно правой илевой рукой, затем обеими вместе. Количество повторений от 5 до 10.

в) Взять карандаш с поверхности стола 1-м и 2-м, 1-м и 3-м, 1-м и 4-м, 1-м и 5-м пальцами. Движение выполняется сначала поочередно правой и левой рукой, затем обеими вместе. Количество повторений от 5 до 10.

Перекатывание карандаша

а) Положить карандаш на левую ладонь с плотно сжатыми пальцами. Кисть правой руки положить сверху и плавно перекатывать карандаш от основания ладони к кончикам пальцев — туда и обратно. Количество повторений от 5 до 10.

б) Все, то же самое, только сверху левая кисть.

• Проведение линий различной конфигурации в разных направлениях.

•Обвести сплошной линией изображения простейших геометрических фигур,показанных пунктирной линией.

•Как можно быстрее и аккуратнее закрасить те же геометрические фигурыразными цветными карандашами.

Для детского рисования характерна тенденция к закреплению графических образов, превращающихся при определенных условиях в застывшие шаблоны. Эти шаблоны представляют собой прочные образования, отвечающие элементарным требованиям изображения. Распространенными шаблонами являются изображения «головоногов», домиков, цветков, деревьев и т. п. Усваивая шаблон, ребенок начинает переносить его из задания в задание. Только поставив перед рисующим специальные задачи, возможно, постепенно подготовить ребенка к изменению, а затем и отходу от шаблона. Вот некоторые из коррекционных заданий:

«Сказочные домики»

а) Раздать детям по 3-5 картинок с изображением домов различной конфигурации:

б) Составить и прочитать детям простой рассказ (из 3-4 предложений) о каждом из домиков с четким выделением его индивидуальных черт;

в) Предложить детям выбрать и по памяти нарисовать два наиболее запомнившихся.

• «Лес»

а) Сводить детей в лес или парк и показать ель, дуб, березу, выделяя их признаки.

б) и в) те же, что и в предыдущем задании.

Каждое, из предложенных заданий, желательно повторять с определенной периодичностью (2-3 раза в месяц).

• «Цветы»

а) Принести несколько разных цветков.

Для совершенствования воображения необходимо развивать наблюдательность детей, правильно сочетая непосредственное восприятие и наблюдение с его словесным сопровождением. Следует учить детей планировать ход выполнения рисунка при создании ими воображаемого графического образа. В качестве упражнений, способствующих формированию такого навыка, можно предложить следующие:

1.Дорисовать до предмета: Предложить детям контуры различных изображений дорисовать до предмета (круг- до солнышка, мяча, цветка…; треугольник- ёлочка, воздушный змей,и т.д.)

2.Создать рисунок (картинку):

Прочитать детям рассказ о фантастических, несуществующих животных, выделяя наиболее запоминающиеся характеристики каждого из них. После этого попросить ребят нарисовать то, что им больше понравилось.

3. Словесное рисование. Детям читают небольшой текст, затем просят выбрать эпизод, который можно было бы нарисовать. «Представь, какой ты бы сделал рисунок, и расскажи, что и как ты бы нарисовал». В этом задании развивается фантазия детей, пополняется словарь, становится богаче эмоциональная сфера. Упражнения в словесном рисовании помогают детям, затем воспроизвести те или иные эпизоды в рисунке, сделать его более полным и точным.

Рисование оказывает положительное влияние и на развитие эмоционально-волевой сферы. Под воздействием занятий происходят существенные изменения в поведении детей. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными и аккуратными. А именно в этом возрасте им так часто не хватает этих качеств. Обогащаются и становятся более дифференцированными эмоции детей. Они начинают понимать различные эмоциональные состояния, выраженные мимикой, жестом, интонацией, и пытаются передать это в рисунке, пользуясь изобразительными средствами.

В качестве простейших упражнений можно рекомендовать:

1. «Веселый забор». Детям предлагают графическое изображение забора из 5-7 досок и просят раскрасить его в радостные цвета.

Нарисовать березку, которая плачет (опущенные веточки), и веселую (веточки подняты).

Нарисовать любимую игрушку

Создать коллективный рисунок, который выполняется всеми поочередно на одном большом листе.

Мы привели лишь некоторые примеры заданий, выполнение которых способствует формированию у детей необходимых качеств деятельности и личности. Важно, чтобы занятия рисованием целенаправленно включались в общую систему работы с детьми в детском саду и дома. Желаю творческих успехов.