Государственное образовательное учреждение ГОУ №174

Северное окружное управление МДО

Консультация для родителей на тему:

«Кризис 3-х лет».

Выполнила:

Воспитатель

Гришина Е.В.

Москва 2008г.

Кризис 3-х лет и возраст строптивости.

Кризисы развития- это относительно короткие ( от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется,

поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в

детстве( 1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет) , но и во взрослом возрасте, так как

личность человека развивается непрерывно.

Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психичес-

ком развитии ребенка. К трем годам родители начинают замечать серьезные

изменения в своем ребенке , он становится упрямым, капризным, вздорным.

Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают,

что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «я», это его попытка самостоятельно удалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину»,

научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы.

На подходе к кризису присутствуют четкие признаки:

- острый интерес к своему изображению в зеркале;

- ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он

выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам, мальчики начинают

проявлять озабоченность своей успешностью, например в конструировании.

Кризис трех лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в

ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для

взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием

кризиса трех лет.

1.Негативизм-реакция не на содержание предложения взрослых, а на то,

что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки сво-

ему желанию.

2.Упрямство- ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а пото

му, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.

По сути, он требует, чтобы окружающие считались с ним , как с личностью.

3.Строптивость- она безлична, направлена против норм воспитания, образа

жизни, который сложился до трех лет.

4.Своеволие-стремится все делать сам. Это тенденция к самостоятельности, подавить ее, значит породить у ребенка сомнения в соб

ственных силах и возможностях.

5.Протест-бунт- ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в

постоянном конфликте с ними.

6.Симптом обесценивания- проявляется в том, что ребенок начинает ру-

гаться , дразнить и обзывать родителей.

7.Деспотизм- ребенок заставляет родителей делать все , что он требует.

Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над ними и

другими. По сути это- стремление вернуться к тому блаженному состоянию

младенчества, когда каждое его желание исполнялось.

Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не

отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в само

утверждении в новом возрастном качестве говорит о том , что в его пси-

хике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего раз

вития его личности и адаптивных способностей.

И, наоборот, внешняя бескризисность ,создающая иллюзию благополучия,

может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка

не произошло соответствующих возрастных изменений.

Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы

непонимания, возникающие в это время у родителей.

Можно ли грамотно, смягчить проявления кризиса?

Как помочь ребенку выйти из него, не закрепив в душе негативные качества:

ведь упрямство- это крайняя степень проявления воли, а воля- необходимое

для ребенка качество; капризность- демонстрация собственной значимости

для других, ощущение своего «я»; эгоизм- в здоровом виде – чувство собственного достоинства; агрессивность-крайняя форма чувства самозащиты; замкнутость- неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств.

Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств.

Главная задача родителей и педагогов- не допустить закрепления их

крайних проявлений.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности?

*Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

Как правило , фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы

упрямства в более старшем возрасте- тоже вещь вполне нормальная.

*Пик упрямства приходится на 2.5-3 года жизни.

*Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

*Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

*В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у

детей по 5 раз в день. У некоторых- до 19 раз!

*Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться

и капризничать, то вероятнее всего речь идет о « фиксированном «

упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования

ребенком своими родителями.

*Еще не понятно, кто упрямее,- родители, весь день твердящие:

«Ты должен…, ты обязан…, тебе необходимо…», или ребенок,

упорно протестующий против « обязан», против « должен», хотя бы

в силу того, что это « должен» он просто еще не может выполнить.

Он не созрел для многих наших требований, он только маленький

росточек.

Что могут сделать родители?

- Не придавайте большого значения упрямству и капризности.

Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

-Не пытайтесь в это время что-либо внушать ребенку- это

бесполезно.

Ругать не имеет смысла ,шлепки еще сильнее взбудоражат.

-Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы

сказали « нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только

одно- взять его за руку и увести.

-Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: « Посмотрите, какая плохая девочка».

Ребенку только этого и нужно.

-Постарайтесь схитрить:» Ох, какая у меня интересная игрушка

( книжка, штучка и т.д.)

« А что это там за окном ворона делает?» — подобные отвлекающие моменты заинтригуют капризулю, он

успокоится.

Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, здесь вам

помогут фантазия, юмор, и бесконечное терпение. Не позволяйте гневу овладеть вами .Гнев лишает человека

разума. Преодолейте его один раз, и в следующий раз вам

уже будет легче сдержать его.

Кто знает, какими мы будем в старости (проходя свои

очередные кризисы?). Захочет ли наш, тогда уже взрослый,

ребенок понять и помочь нам в наших немощах?