ГБОУ ВПО

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВОХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Исакова Анжела Романовна

студентка дневного отделения

группа 9201

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория социальной работы»

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ВЫНУЖДЕННЫМИ МИГРАНТАМИ

Научный руководитель:

КАЗАНЬ2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВЫНУЖДЕННЫМИ МИГРАНТАМИ

Мигранты как социальная общность

Миграция как социальное явление

2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВЫНУЖДЕННЫМИ МИГРАНТАМИ

Направления социальной работы с мигрантами

Принципы социальной работы с мигрантами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

СИНИЙ ТЕКСТ – ошибки ВАШИ, ВАМ исправить

Красный текст, то, что уже исправлено мной.

Желтым выделяю главное и выводы.НУнннЯ внимание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВЫНУЖДЕННЫМИ МИГРАНТАМИ

1.1. Мигранты как социальная общность

Мигранты — социальная общность, имеющая свою внутреннюю структуру, свою систему ценностей, потребностей и интересов. Однако, эта общность внутренне неоднородна, что находит выражение даже в неоднозначности понятий, которые используются для её обозначения: «мигранты», «беженцы», «вынужденные переселенцы», «перемещённые лица» и другие. Это обстоятельство создаёт дополнительные трудности и для решения проблем мигрантов на всех уровнях социальной организации. Дело в том, что содержание и основные аспекты технологии социальной работы с мигрантами во многом определяются тем, к какой категории этих лиц они принадлежат.

Рассматривая внутреннюю структуру такой социальной общности, как мигранты, необходимо анализировать её по направлениям перемещения и по причинам перемещения.

По первому основанию можно выделить такие категории мигрантов как эмигранты (выезжающие из страны) и иммигранты (въезжающие в страну). В этих случаях возникающие проблемы, в основном, носят менее острый характер, так как человек, сознательно принимая решение о въезде или выезде из страны, рассчитывает на определённую поддержку (наличие приглашения на работу или на учёбу, наличие родственников или друзей, у которых можно найти пристанище и т.п.). Безусловно, проблемы возникают и здесь, но, одновременно, имеется и определённая основа для их скорейшего решения.

По второму основанию выделяются беженцы и вынужденные переселенцы. Это наиболее тяжёлые категории мигрантов. Именно эти люди нуждаются в социальной поддержке и помощи со стороны государства и общества, в которое они попадают. Для того, чтобы такая помощь была организована как можно более эффективно, необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Согласно Конвенции ООН о статусе беженцев, беженцы – это мигранты, которые были вынуждены покинуть свою страну из-за обоснованных опасений, что их будут преследовать по каким-либо причинам (расовым, религиозным, политическим, за принадлежность к какой-либо группе или организации).

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «О беженцах» в Российской Федерации, беженцем признается лицо не являющееся гражданином Российской Федерации, т.е. им может быть как зарубежный гражданин (иностранец), так и лицо, не имеющее определенного гражданства (апатрид). Эти категории мигрантов нуждаются в том, чтобы необходимые им социальная поддержка и помощь были оказаны как можно быстрее.

Поэтому, социальная работа с мигрантами – это, чаще всего, деятельность, направленная на оказание людям срочной или экстренной социальной помощи.

Основное отличие между понятиями беженец и вынужденный переселенец заключается в принадлежности к гражданству Российской Федерации. Однако в определенных случаях закон допускает признание вынужденными переселенцами и не граждан Российской Федерации. Так, вынужденным переселенцем может быть признан иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающее на законных основаниях на территории России и в силу указанных выше обстоятельств вынужденное сменить место жительства в пределах Российской Федерации (п.3 ст.1 Закона РФ О вынужденных переселенцах).

Итак, мигранты включают в себя классификацию лиц, вынужденных покинуть место жительства. К ним относятся: эмигранты, иммигранты, перемещённые лица, беженцы и вынужденные переселенцы. Все покидают место жительства по различным причинам, поэтому и имеют такое количество классификаций.

Эти категории мигрантов нуждаются в том, чтобы необходимые им социальная поддержка и помощь были оказаны как можно быстрее. Поэтому, социальная работа с мигрантами — это, чаще всего, деятельность, направленная на оказание людям срочной или экстренной социальной помощи.

1.1. Мигранты как социальная общность — это название вашего параграфа, значит должны быть какие-то общие характеристики, где статистика??? И не может быть параграф объемом 2 стр.!

В конце каждого параграфа вывод!

Необходимо наполнить работу нормативно-правовыми документами и статистикой по данной теме

1.2. Миграция как социальное явление

В динамике общественного развития особое место принадлежит миграционным процессам. Миграция — это перемещение, переселение людей, связанное с изменением местожительства на срок не менее 6 месяцев. Такое переселение может осуществляться в пределах одной страны (внутренняя миграция) или из одной страны в другую (международная миграция) В основе миграционных процессов лежат причины экономического, социального, религиозного и другого порядка. Миграционные процессы могут носить естественный и вынужденный характер.

Ежегодно из страны департируются 1 миллион нелегальных мигрантов. 197 человек из 54 стран поставлено на учет мигрантов в Республике Татарстан. 16 тысяч человек получили разрешение на работу в Республике Татарстан. 12 тысяч имеют разрешение на проживание (до 3 лет). 6,5 тысяч человек имеют вид на жительство (в течение 5 лет), после этого им можно подавать на гражданство. Миграция становится всеобщей проблемой. Последствия миграционных процессов неоднозначны. С одной стороны, это необходимое условие для перераспределения трудовых ресурсов и нормального функционирования хозяйственного комплекса, а с другой стороны, особенно вынужденная миграция порождает острые социальные проблемы, связанные с трудоустройством, жильем, медицинским обслуживанием, образованием молодежи и др. Вот почему миграционные процессы и их социальные последствия находятся в центре внимания не только специальных миграционных служб, но и социальной работы в целом.

В настоящее время в России сбор информации о миграции ведется несколькими государственными службами: Федеральной службой государственной статистики, Федеральной миграционной службой при МВД РФ, т.е. фактически существует несколько источников информации о миграции населения. Причем источники информации о миграции отличаются периодичностью сбора данных, объемом и полнотой собираемых данных, а также видами миграции, которые отражаются в данных источниках информации.

Данные текущего учета миграции до последнего времени охватывали только постоянную миграцию, т.е. учитывали людей, прибывших (выбывших) на постоянное место жительства – учебу; в длительную командировку (более 1,5 месяцев); на работу независимо от характера и продолжительности; все члены семьи, прибывшие (выбывшие) с данными лицами; проходящие срочную службу и заключенные. Критериями определения мигранта была цель прибытия, а в некоторых случаях – срок предполагаемого пребывания. Подобная практика учета была тесно увязана с советской системой прописки, когда нельзя было получить работу или снять жилье без прописки.

По мере становления рыночной экономики, в том числе рынка жилья, в России назревала необходимость в изменении системы регистрации. Первым шагом на пути изменений стало переименование прописки в регистрацию по месту жительства и введение в практику в 1996 г. второй формы регистрации – по месту пребывания для мигрантов, пребывающих на определенные сроки в другой регион или город, но имеющих постоянное место жительство (регистрацию по месту жительства) в другом регионе или городе. В настоящее время критерием идентификации миграции является отношение человека к месту постоянного жительства. ФОРМАТ Я ПРОСИЛА ИСПРАВИТЬ ПО МЕТОДИЧКЕ!!!

Чтобы урегулировать вопросы иммиграции, необходимо создать систему контроля, которая обеспечит проведение миграционной политики, отвечающей интересам государства, а также защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства в решении вопросов, касающихся выезда из страны и въезда в страну, выбора местожительства.

ВЫВОД??? А как вы его сделаете, если содержание 0?

2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВЫНУЖДЕННЫМИ МИГРАНТАМИ

2.1. Направления социальной работы с мигрантами

Социальная работа как вид профессиональной деятельности состоит в оказании многоплановой помощи нуждающимся людям. Она осуществляется на основе изменяющегося, совершенствующегося законодательства. Социальная работа в этом значении осуществляется во всех сферах общества, там, где возникает необходимость в социальной поддержке человека.

Нужно отметить, что сфера миграции не является исключением.

Управление миграцией является разновидностью социального управления. Здесь следует выделить два основных значения. Во-первых, организационно-структурное, т.е. управление организуется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через организационные структуры: Федеральная миграционная служба РФ, комитеты, территориальные службы, центры временного размещения и др. Во-вторых, функциональное значение. В нем определяются общие и конкретные функции управления миграцией.

Для социальных работников объектом приложения их профессиональных знаний становится работа в подразделениях Федеральных Миграционных Служб (МВД) РФ, которые сотрудничают со службами социальной защиты, социального обслуживания и здравоохранения, социально-эпидемиологическими службами.

Можно выделить, что формирование новых миграционных структур управления миграцией происходило непросто. Появление любых новых институтов – социальных, экономических, политических – в переломные периоды всегда было сопряжено с огромными трудностями.

Научные разработки в этой области нашли отражение в федеральной программе «Миграция», принятой 18 мая 1992 г. (с дополнениями в 1994 г.). В приоритеты программы входило: содействие социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов в РФ путем создания благоприятных условий их приема и размещения; оказание необходимой им помощи. формат

Таким образом, социально-экономические и правовые условия изменили направления деятельности административных органов власти, в частности МВД, по отношению к мигрантам. В них видели в основном группы населения, склонные к криминальной деятельности на новом месте поселения. Этим в определенной мере объясняется неэффективность регулирования миграции на региональном уровне. Возраставшие проблемы иммиграции вызвали в начале 2000-х озабоченность российских властных структур, что выразилось в принятии двух базовых законов в области гражданства и миграции. Несмотря на признание важности иммиграционных процессов для экономического и социально-демографического развития России, миграционная политика начала 2000-х гг. имела ограничительный уклон и ставила во главу угла обеспечение безопасности государства. Сведение миграционной политики только лишь к учету беженцев и вынужденных переселенцев, оказанию им минимальной помощи, предусмотренной законом, а также пресечение нелегальной миграции были явно недостаточными и неадекватными мерами со стороны государственных органов.

Также, необходимо признать, что процесс регулирования миграционных потоков проходит и проходит он медленно и трудно. Это обусловлено тем, что, «начиная с дореволюционной политики России и заканчивая сегодняшним днем, в государстве отсутствует четкая, скоординированная программа действий в области миграционной политики, учитывающей демографические, национальные, социокультурные, экономические интересы. Эффективное государственное управление миграционными процессами возможно только, если в процессе выработки целей миграционной политики участвуют как государство, так и граждане».

В работе с мигрантами приходится рассматривать их взаимоотношения с другими людьми, складывающиеся на новом месте, а также атмосферу в регионе и обществе, располагающую или не располагающую к взаимодействию с местным населением. Социальный работник учитывает при этом весь комплекс ценностей и механизмов социальной интеграции на старом месте, причин переселения, а также особенности ценностей и механизмов реинтеграции на новом месте.

Сочетаются индивидуальная, семейная, групповая, общественная социальная работа и социальное административное планирование. Помимо индивидуальной и групповой работы с мигрантами чрезвычайно важно сотрудничать с органами власти, со средствами массовой информации в формировании своеобразной идеологии. Это идеология единства соотечественников, абсолютной ценности каждого человека, связей переселенцев с Россией как с исторической родиной, идеология терпимости и единой судьбы. В этом плане важны специальная пропаганда прав человека, разъяснение прав вынужденных переселенцев. В индивидуальной работе применим весь арсенал методов специалиста социальной сферы: психологических, психотерапевтических, психоаналитических, педагогических, социометрических, возрастной психологии, медико-социальных, консультативно-правовых, информационных, материальных, финансовых, трудовых. В групповой работе продуктивны методики «группы самостоятельного опыта», «группы взаимопомощи», групповая психотерапия, поддержка соседских общностей (в местах компактного проживания переселенцев), общностей земляческого характера для представительства интересов переселенцев.

Социальная работа с мигрантами осуществляется по следующим основным направлениям.

Трудовая и профессиональная адаптация. Реализация этого направления деятельности предполагает использование трудового и профессионального потенциала мигрантов на новом месте жительства и в новых условиях. Эта деятельность может и должна включать в себя такие элементы как трудоустройство мигрантов с учётом имеющейся у них квалификации и потребностей рынка труда в месте их нового пребывания, создание новых рабочих мест, которые могут быть предложены мигрантам, развитие системы самозанятости и организация системы профессиональной подготовки и переподготовки мигрантов.

Решение проблем материальной компенсации понесённого мигрантами ущерба. Это направление деятельности предполагает работу по предоставлению мигрантам какого-либо жилья, оказание необходимой медицинской помощи, установление размеров понесённого ими ущерба, назначение и выплату установленных законом пособий и создание первичных условий для последующей социально-психологической и социально-трудовой адаптации и реабилитации.

Формирование и последующее развитие гармоничной системы взаимоотношений мигрантов с местным населением. Как показывает опыт нашей страны и многих стран мира, это одно из самых сложных и болезненных направлений работы по социальной поддержке мигрантов. Резкий наплыв мигрантов в регион создаёт для живущих в нём людей серьёзные проблемы, связанные с напряжением, которое испытывает инфраструктура, с обострением конкуренции на рынке труда, с возникновением социокультурных конфликтов и т.п.

Формирование и развитие системы правовой защиты мигрантов, пресечение и недопущение всех форм их дискриминации. При этом, собственно правовые пути и способы решения этой задачи должны дополняться другими: образовательными, просветительскими, информационными, социокультурными и т.п.

Психологическая адаптация и реабилитация мигрантов. В этом случае речь идёт о профессиональной деятельности таких специалистов как психологи и психотерапевты, психиатры и психологи-консультанты. Эта работа должна быть направлена на преодоление негативных психических и психологических последствий причин, побудивших человека оставить прежнее место жительства, создание условий и возможностей для последующей, активной и полноценной жизни.

Создание условий, необходимых для успешной интеграции мигрантов в новое для них общество. Это направление деятельности предполагает принятие мер для достижения реального социального равенства мигрантов и местного населения, создание системы межкультурных коммуникаций, оказание необходимой помощи для включения мигрантов в новую социальную и культурную среду: образовательные услуги, развитие системы социальной защиты, поддержка языка и культуры мигрантов и т.п.

Реализуя на практике эти и другие возможные направления деятельности по социальной защите и социальной поддержке мигрантов, социальные работники и сотрудники миграционных служб должны учитывать их демографические, этнические, социокультурные и т.п. характеристики.

Таким образом, социально-экономические и правовые условия изменили направления деятельности административных органов власти, в частности МВД, по отношению к мигрантам. В них видели в основном группы населения, склонные к криминальной деятельности на новом месте поселения. Этим в определенной мере объясняется неэффективность регулирования миграции на региональном уровне. Возраставшие проблемы иммиграции вызвали в начале 2000-х озабоченность российских властных структур, что выразилось в принятии двух базовых законов в области гражданства и миграции. Несмотря на признание важности иммиграционных процессов для экономического и социально-демографического развития России, миграционная политика начала 2000-х гг. имела ограничительный уклон и ставила во главу угла обеспечение безопасности государства. Сведение миграционной политики только лишь к учету беженцев и вынужденных переселенцев, оказанию им минимальной помощи, предусмотренной законом, а также пресечение нелегальной миграции были явно недостаточными и неадекватными мерами со стороны государственных органов.

Также, необходимо признать, что процесс регулирования миграционных потоков проходит и проходит он медленно и трудно. Это обусловлено тем, что, «начиная с дореволюционной политики России и заканчивая сегодняшним днем, в государстве отсутствует четкая, скоординированная программа действий в области миграционной политики, учитывающей демографические, национальные, социокультурные, экономические интересы. Эффективное государственное управление миграционными процессами возможно только, если в процессе выработки целей миграционной политики участвуют как государство, так и граждане».

Принципы социальной работы с мигрантами

ФОРМАТ НЕ СОБЛЮДЕН НИГДЕ!!!

Одной из характерных особенностей современного общества и современного мира является значительное повышение степени «открытости» как социальных, так и территориальных структур. Это явление влечёт за собой большой спектр возможных последствий, одно из которых — различные по своим масштабам, интенсивности, направлениям и темпам миграционные потоки. Сегодня миграция стала одной из важнейших черт общественной жизни и одним из оснований для возникновения, существования и обострения многих социальных и личностных проблем.

Организуя и осуществляя социальную работу с беженцами и вынужденными переселенцами необходимо учитывать ряд обстоятельств, которые во многом определяют потребности этих категорий людей.

Мигранты в той или иной степени попадают в ситуацию маргинализации в силу утраты ими «территориальных корней». При этом, разрушается привычная для человека природная и социальная среда жизнедеятельности, нарушаются его важнейшие естественно-антропологические права, такие как право на этническую идентификацию, на определённый уровень жизни, жильё, семью и т.п. Реализация этих и им подобных прав в значительной степени связана с возможностью постоянного или длительного проживания в определённом месте.

Международный опыт показывает, что успешное решение социальных проблем мигрантов без ущерба для страны или региона, которые их принимают, возможно при соблюдении основополагающих принципов.

Необходимо исходить из предположения, что большинство мигрантов останется в стране или регионе пребывания навсегда либо надолго и, следовательно, может внести существенный вклад в их последующее развитие.

Основными субъектами деятельности по решению большинства социальных проблем мигрантов (реабилитация, адаптация и интеграция) являются органы государственной власти на различных уровнях её организации.

Необходимо поощрять в мигрантах стремление развить в себе чувство принадлежности к новым обществу, культуре и государству.

Важнейшим и необходимым условием эффективной социальной поддержки мигрантов является достижение и сохранение реального равенства между мигрантами и местным населением.

Необходимо учитывать, что интеграция мигрантов в новое общество, гармонизация системы социальных связей и отношений между ними и местным населением — это процесс, рассчитанный на длительное время.

Соблюдение этих принципов позволит решать социальные проблемы мигрантов своевременно и эффективно, используя тот потенциал и те возможности, которые имеются в распоряжении общества и государства.

Во-первых, любые действия международного сообщества и отдельных стран должны соответствовать принципам и нормам, сформулированным в Уставе ООН и других международных документах, в частности, учитывать суверенное право каждого государства на самостоятельное или в сотрудничестве с другими государствами определение способов решения его внутренних проблем. Вопросы миграционной политики, в том числе в отношении незаконных мигрантов, по существу, входят во внутреннюю компетенцию государств. Роль международного права в таком случае сводится только к закреплению обязанности государств принять согласованные меры в сфере регулирования и контроля миграционных потоков.Во-вторых, принимаемые меры должны основываться на принципе сочетания защиты прав и законных интересов населения государств-реципиентов и государств транзита, с одной стороны, и прав лиц, вовлеченных в незаконные миграционные потоки, — с другой.Наконец, является общепризнанным, что решение проблем, представляющих всеобщий интерес, должно осуществляться на основе возможно более представительного участия государств в выработке соответствующих международно-правовых норм. Поэтому регулирование и контроль незаконной миграции в современных условиях невозможны без эффективного сотрудничества широкого круга государств.

Рекорд по лаконичности!!

НЕ раскрыт до конца не один параграф.

Литература

1.                 Андриченко, Л.В. Комментарий законодательства о вынужденных переселенцах и о беженцах/ Л.В. Андриченко, Е.В. Белоусова; Москва: Юридическая литература, 2003.

2. Багринцева И. Основные направления социальной помощи вынужденным мигрантам 2004г.2.                 Барсукова, С.Ю. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в зеркале идеологий / С.Ю. Барсукова // Полис 2002, № 5.3.                  Беляева, Л.А. Социальная работа с различными категориями людей / Л.А. Беляева;  Томск: Учебное пособие, 2003.4.                 Витковская, Г.С. Российские диаспоры в Центральной Азии: миграционный потенциал / Г.С. Витковская // Социс 2004, № 2.5.                 Воробьева, О.Г. Научное обеспечение управления миграцией / О.Г. Воробьева, О.В. Скоробогатько // Миграция 2006, № 2.6.                 Горбунов, Н.П. Миграция: плюсы и минусы / Н.П. Горбунов // Человек и труд 2002, № 11. 7.                 Григорьев, С.И. Теория и методология социальной работы/ С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова; Москва, 1994.8.                 Зайончковская, Ж.А. Миграция населения как индикатор социальной ситуации в постсоветском пространстве / Ж.А.  Зайончковская //Проблемы прогнозирования 2004, №3. 9.                  Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 №4530-1 (ред. от 07.08.2000, с изм. от 24.12.2002). 10.            Ионцев, В.А. Международная миграция населения. Россия и современный мир / В.А. Ионцев // Социс 2005, № 3.11.            Костаков, В.Г.  Миграция: беда или благо? / В.Г. Костаков // Экономист 2005, № 2. 12.            Костин, Р.А. Современные миграционные процессы и их тенденции в современном обществе / Р.А. Костин, А.Ю. Лухнов // Регион: Политика. Экономика. Социология 2003, № 3. 13.            Кузнецов, Л.П. Основы технологии социальной работы: учебное пособие/ Л.П. Кузнецов; Владивосток, 2002.14.            Микульский, К.И. Организация социальных служб /К.И. Микульский //Российский журнал социальной работы 2001, №2.15.            Моисеенко, В.М. Миграция населения как объект комплексного исследования / В.М. Моисеенко // Народонаселение 2003., №3.16.            Молодикова, И.Н.  Миграционные потоки в Россию и их влияние на территориальное распределение населения / И.Н. Молодикова, Н.Н. Ноздрина // Проблемы прогнозирования 2003, №6.17.            Назарова, Е.А. Особенности современных процессов миграции/ Е.А. Назарова //Социологические исследования 2005, №7.18.            Павленко, П.Д. Основы социальной работы / Под ред. П.Д. Павленко; Москва: Владос, 1997. 19.            Попов, А.Н. Программно-целевое управление миграционными процессами: сущность и рациональность/ А.Н.Попов, Н.Н. Суворова, Е.А.Попова; Москва: ФМС, 2005.20.            Регент, Т.Т. Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации /Т.Т.Регент// Проблемы прогнозирования 2005, № 1.

 21. Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России // Социол. исслед. 2001. № 5.

22.            Зайнышева, И.Г. Теория и методика социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева; Москва: Владос, 1994.23.            Указ Президента РФ «О федеральной миграционной программе» от 09.08.1994 №1668 (ред. от 13.06.1996)24.            ФЗ «О беженцах» от 19.02.1993 №4528-1 (ред. от 30.06.2003). 25.            Филиппова, Е.И. Роль культурных различий в процессе культурных адаптации русских переселенцев / Е.И.Филиппова; Москва: Озон, 1997

26. Социальная работа. Собрание статей. Тематические учебно-методические материалы. Миграция: определение, типология, причины. http://soc-work.ru/article/115

Библиографический список

26. Солдатова Г., Шайгерова Л. Кризис идентичности у вынужденных мигрантов из Афганистана // Мигранты из дальнего зарубежья. М., 2000. С. 17-22.

27. Солдатова Г.У., Черкасов П.А., Шайгерова Л.А. Проблемы адаптации вынужденных мигрантов в России // Психологи о мигрантах и миграции в России. Информационно-аналитический бюллетень № 1. М., 2000. С. 9-25.

28. Шайгерова Л.А. Кризис идентичности в ситуации вынужденной миграции // Психологи о мигрантах и миграции в России. Информационно-аналитический бюллетень № 2. М., 2001. С. 75—85.

29. Денисенко М.Б., Ионцев В.А., Хорев Б.С. Миграциология. М., 1989.

30. Хорев Б.С., Чапек В.Н. Проблемы изучения миграции населения. М., 1989.

31. Красинец Е.С. Международная миграция населения в России в условиях перехода к рынку. М., 1997.

32. Беженцы / Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. М., 1993.

33. Е.И.Холостова. Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.

34. Ионцев В.А. Вынужденная миграция в России. / Население и кризисы. Вып. 2. / под ред. Б.С. Хорева. М., 1996.

35. Положение беженцев в странах мира. Найти решение. УВКБ ООН. М., 1996.

36. Положение беженцев в мире. Перемещенные лица – гуманитарная проблема. УВКБ ООН, 1997-1998.

37. Хани З. Тенденции Международной миграции в последней трети XX века / Миграционная ситуация в странах СНГ. М., 1999.

12. Федеральные Законы:

1). О беженцах: ФЗ от 19.02.93 № 4528 – ФЗ с изм. от 22.08.04 № 95-ФЗ.

2). О вынужденных переселенцах: ФЗ от 19.02. 1993 г. № 4530-1 с изм. от 22.08.04 № 122-ФЗ.

3). О гражданстве Российской Федерации: ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ с изм. от 02.11.04 № 127-ФЗ.

4). О создании Межведомственной комиссии по упорядочению въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: Приказ МИД России, МВД России, Минздравсоцразвития России, ФСБ России, Службы внешней разведки РФ от 30.03.2005 № 3769/227/244/183/20.

5. О.В.Тимуца. Теория социальной работы. Учебное пособие часть 3., Кзн 2007.