План –конспект

занятия-исследования

на кружке «Юный эколог».

тема: «Льдинка и снежинка –природные явления».

МБДОУ-детский сад «Ласточка»

воспитатель: Бузина С.Н.

План – конспект

занятия исследования на кружке «Юный эколог»

1.Группа: старшая

2.Направление: экспериментально-исследовательская деятельность.

3.Раздел программы: природный мир

Тема: «Льдинка и снежинка : природные явления».

4.Этап обучения: завершающий

5.Цель: закрепление и систематизации ранее приобретенных знаний и исследовательских умений об объектах неживой природы – снеге и льде.

Задачи:

образовательные: уточнять, углублять и закреплять знания детей о свойствах снега и льда путем практического исследования; расширять представления о значение снега и льда в природе и для человека;

развивающие: развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения, анализа, обобщения, установления элементарных причинно – следственных связей; совершенствовать художественно-ручные умения через вырезывание из бумаги; развивать память, внимание, воображение; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, доказательную речь; способствовать развитию умения договариваться в парах;

воспитательные: воспитывать активность, самостоятельность, аккуратность в работе, повышать самооценку детей.

6.Тип занятия: закрепление ранее приобретенных знаний и умений

7.Используемые методы, приемы, технологии обучения:

Методы обучения: наглядные (демонстрация презентации), словесные (беседа), практические (опыты), проблемные (проблемные ситуации)

Приемы обучения: вопросы, пояснения, рассказ ребенка, проблемные ситуации, действия моторного характера, сюрпризный момент.

Технологии обучения:

Технология проблемного обучения (проблемные ситуации)

Технология развивающего обучения (практические методы: опыты)

Технология диалогового обучения (словесные: беседа, вопросы)

Компьютерная технология обучения (презентацияDVD)

Технология здоровьесбережения

8.Используемые формы организации познавательной деятельности детей: групповая, в парах

9.Оборудование и материал:

для воспитателя: аудиозапись голоса зимы; телевизор DVD; снежинки; детский сундучок для снега и льда; елочка.

для детей: комочки снега и пластинки льда; стаканчики по два на каждый стол, листы белой и цветной бумаги; листы бумаги с картинкой по 1 на стол; поднос; ножницы по количеству детей; снежинки по количеству детей и для педагога; салфетки бумажные по количеству детей; одноразовые тарелочки для каждого ребенка; фартуки по количеству детей; опорные карточки. персонаж профессор «Снежный».

Предполагаемый результат:

- систематизируются знания детей о свойствах снега и льда путем практического исследования; расширятся представления о значение снега и льда в природе и для человека;

- повысится познавательный интерес детей к объектам неживой природы на основе сравнения, анализа, обобщения, установления элементарных причинно – следственных связей; проявятся художественно-ручные умения через вырезывание снежинки из бумаги; усовершенствуются навыки диалогической и монологической, доказательной речи; дети овладеют конструктивными способами взаимодействия в парах;

- проявится эмпатия, активность, самостоятельность, аккуратность в работе, повысится самооценка детей.

11 Список используемой литературы:

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом», М., ТЦ «Сфера», 2005 г.

Николаева С.Н.»Общение с природой начинается с детства», Пермь, 1992 г.

Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», М., Просвещение, 2001 г.

Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М., 1995 г.

Подготовительная работа:

Беседа о зиме;

Наблюдения за явлениями неживой природы;

Опыты и эксперименты со снегом и льдом (измерение глубины снега, замораживание окрашенной воды и др.);

Серия познавательных рассказов воспитателя на тему «Снег и лед»;

Чтение познавательной литературы по теме;

Разгадывание загадок о зиме, снеге, зимних явлениях.

Издавна людей интересовали явления природы :

-Почему идет дождь?

-Почему светит солнце?

-Почему день сменяет ночь?

Откуда берется снег?

- А вам ребята хочется найти ответы на эти вопросы?

-Давайте посмотрим в окно и назовем наиболее яркие признаки зимы. (С приходом зимы понизилась температура воздуха, снег лежит на деревьях, на крышах домов ,на полях ,вода в водоемах замерзла , лед сковал реки, озера, пруды. Лед и снег самые яркие признаки зимы).

Давайте с вами проведем свое исследование и узнаем какими же свойствами обладают снег и лед?

-Ребята ,давайте подойдем поближе к экрану, так чтобы было удобно.

Разукрасила зима, на уборе бахрома,

Из прозрачных льдинок, звездочек –снежинок. (слайд1)

Вся в алмазах ,жемчугах, в разноцветных огоньках,

льет вокруг сиянье , шепчет нам посланье:

аудизапись: «Жили-были высоко в небе две сестрички – капельки; жили- не тужили не тужили, пока не грянул страшный мороз. Одна капелька съежилась и превратилась в льдинку. Вторая капелька расчесывала косу, да так и застыла превратившись в красивую снежинку. И заважничала , не захотела признавать в льдинке родную сестричку. Она говорила: «Я вся из серебра и солнца — красавица, а ты из мутной воды-замарашка!».(слайды 2,3,4).

_Какая грустная история. Почему снежинка не стала играть с льдинкой? (Снежинка увидела , что она не такая, как она; снежинка ничего не знает о льдинке, поэтому не хочет с ней дружить) .

Ребята, а как можно им помочь? (надо их помирить.)

А что значит помирить? (рассказать о них , что у них разное и одинаковое , и тогда им захочется снова играть друг с другом).

Что нужно сделать , чтобы увидеть сходство и различие снежинки и льдинки? (провести опыты)

Значит какую мы ставим проблему: похожи ли снег и лед ? Какие свойства это доказывают?

Ну ,а чтобы решить эту проблему мы пройдем через эти волшебные ворота и превратимся в исследователей.

Физминутка: В волшебные ворота ,давайте все войдем,

и в мир такой чудесный мы сразу попадем.

Вот мы и попали в нашу маленькую лабораторию, где сможем проводить опыты, а будет помогать мне профессор «Снежный».

(-Здравствуйте профессор «Снежный».

- Зачем вы пожаловали ко мне в лабораторию?

-Мы хотим узнать похожи ли снег и лед?- Хорошо я вам помогу.)

Давайте-ка вспомним правила работы в лаборатории.(работаем дружно, помогаем друг другу, -соблюдаем порядок на столах ; -тот , кто готов поднимает руку.)

Отгадайте-ка загадки:

- во дворе горой , а в избе водой, (слайд5)

-Прозрачен как стекло ,а не вставишь в окно.(слайд 6)

Ребята ,какие свойства снега и льда вы уже знаете?( белый ,рыхлый, непрозрачный снег ; прозрачный ,бесцветный ,хрупкий лед)

-Какое свойство снега и льда мы видим на экране? (слайд 7)

(Снег белый ,а лед бесцветный)

-Докажите это свойство при помощи опыта, Не забывайте правила работы в лаборатории.

ОПЫТ(возьмем лист белой бумаги ,поднесем к нему снег- цвет одинаковый; У меня белый снег, я его приложил к цветной бумаге синей , красной он не оказался ни синим , ни красным, значит снег белый. Возьмем кусочек льда и листы цветной бумаги будем помещать за лед, меняем бумагу, меняется цвет льда).

Вывод: снег белый ,лед бесцветный.

-Какое следующее свойство снега и льда мы видим на экране? (снег не прозрачный А лед прозрачный ).

-Докажите это при помощи опыта.(У меня в руках снег ,он не прозрачный за комочек снега я помещаю рисунок и ничего не видно. У меня в руках лед, если за кусок льда поместить рисунок то его хорошо видно. Значит лед прозрачный).

Какой можно сделать вывод ?( снег не прозрачный , лед прозрачный).

Этими свойствами снежинка и льдинка отличаются друг от друга, что же у них нет ничего общего и они никогда не смогут подружиться?

-

А для этого мы сейчас вырежем красивые снежинки из бумаги.

Физминутка(упражнение для профилактики утомляемости глаз с элементами дыхательной гимнастики): Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руку, вытягивают руку перед собой, фокусируют взгляд на снежинке)

К глазкам близко приближали,

(двигают руку со снежинкой к лицу, следят глазами)

Вдаль снежинку убирали

(вновь вытягивают руку со снежинкой )

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели.

(Отводят руку вправо, следя глазами за снежинкой)

Снежинки влево все летят,

Глазки влево все глядят.

(Отводят руку влево, следя глазами за снежинкой)

Ветер вверх их поднимал

И на землю опускал.

(Поднимают руки вверх и опускают вниз, следя глазами за снежинкой)

Завертел их, закружил

и на землю опустил.

(поворачивают по кругу перед глазами снежинку в вытянутой руке, следят взглядом)

А теперь подуем на снежинку. Опускаем.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

- Предлагаю украсить снежинками нашу елочку.

Ребята ,мы с вами нашли столько отличий между снежинкой и льдинкой. Значит, у них нет ничего общего и никогда они не смогут подружиться?

А сейчас давайте вспомним, что мы хотели узнать из чего состоят снег и лед? Что мы для этого сделали? (набрали стакан снега и льда, и занесли в теплое место).

Сейчас мы увидим , что произошло со снегом и льдом?.

(Мы видим в стаканах воду. вывод: снег и лед под действием тепла превратились в воду. Значит они состоят из воды).

Теперь мы можем сказать , что это общее свойство снежинки и льдинки.

Профессор «Снежный» подготовил для вас ребята опыт:

если положить снег и лед в емкость с водой, что мы увидим?(снег и лед не тонут , а остались на поверхности воды.

вывод: снег и лед легкие).

Так значит могут дружить снежинка с льдинкой. Что общего между ними?

игра:

«Снег и лед -это хорошо или плохо?»

Давайте посмотрим на экран (мы видим маленькие ростки травы это озимые сорта пшеницы, они не замерзли. Значит снег сохраняет тепло.(слайд8)

-Где образуется лед?( на поверхности водоемов.)

Что делают рыбаки на реке зимой? (ловят рыбу)

-А почему все живое не замерзает подо льдом? ( Лед тоже сохраняет тепло) (слайд 9).

Снег и лед зимние развлечения для ребят.(слайд 10)

вывод: лед и снег сохраняют тепло, снег и лед имеют большое значение в жизни людей..

Аудизапись: голос Зимы. «Ребята, я рада , что в моем царстве наступил мир, дружба. Теперь снежинка и льдинка не спорят друг с другом. Как вам это удалось? (мы провели опыты и доказали , что снежинка и льдинка не только разные ,но и похожи друг на друга: состоят из воды , не тонут в воде, легче воды , сохраняют тепло, снег и лед имеют большое значение для человека).

-Мы завершаем работу в нашей лаборатории , снимаем фартуки.

-Ребята , а вам интересно чем закончилась сказка о льдинке и снежинке? Тогда слушайте: «Прилетел ветер, увидел что льдинка горько плачет, пожалел ее. Дунул теплым ветром. Растаяла льдинка, превратилась в маленькую капельку, и снежинка растаяла, тоже став капелькой. Посмотрела снежинка на бывшую льдинку и узнала свою сестричку. Обе капельки влились в ручеек и о чем-то весело и долго –долго говорили. И их говорок вы скоро услышите, ведь к нам идет весна.

(Релаксация.) Ручей»

Фонограмма: журчание воды, шум леса.

Вы находитесь у небольшого ручейка в лесу. Прислушайтесь к тихому журчанию и плеску воды в ручье. Вода в ручье чистая, прозрачная и прохладная. Ручеек журчит тихо-тихо, как ваше дыхание. Прислушайтесь к своему дыханию, медленно вдохните, выдохните. Вам спокойно и тепло. Вокруг тихо, только слышно журчание воды и шелест ветра. Вода из ручейка обдает вас своими ласковыми брызгами. Ваши ручки становятся теплыми от волшебных брызг, все тело становится легким-легким от прикоснувшейся воды. Вы наполняетесь журчанием ласкового ручейка… (пауза — поглаживание детей). Ручеек погладил… (имя) и… (имя) погладил. Журчание успокаивает вас. Вам легко и спокойно. Но пришла пора расставаться.

Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь ласковому ручейку.