Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 144» г. Перми

Литературная игра

«Пушкину посвящается»

Конспект занятия воспитатель высшей категории

подготовительной логопедической группы

Выполнила: Ковшова Ирина Владимировна.

Пермь 2010

Программное содержание:

- знакомить детей с творчеством А. С. Пушкина;

- прививать любовь к поэзии;

- учить пересказывать литературный текст от третьего лица;

- развивать память детей, заучивая стихи, отрывки;

- учить выразительно, читать, пересказывать сказки, используя слова и выражения из текста.

Словарь. Грамматика.

- закрепить умение подбирать определения и сравнения;

- согласовать существительные и прилагательные в роде, числе;

- учить понимать смысл непонятных слов и выражений, используемых А. С. Пушкиным.

Звуковая культура речи:

- закреплять навыки регулирования темпа речи и силы голоса;

- упражнять в правильном произношении звуков, в запоминании считалок, физминуток.

Предварительная работа:

- чтение художественной литературы, (стихи, сказки А. С. Пушкина);

-рассматривание иллюстраций к сказкам;

- рисование по сказкам Пушкина (участие в выставке «дети — Пушкину»);

-посещение библиотеки;

-участие в беседах, викторинах.

Ход занятия: Дети стоят в круге. Игра с мячом «мы знаем писателей и поэтов…»

Воспитатель: Сегодня наше занятие посвящается великому русскому поэту.

Всех героев его сказок

Все мы знаем без подсказок:

Царь Салтан и Черномор,

Поп, Балда и Царь Гвидон,

И Людмила, и Руслан.

Кто эти сказки написал.

Воспитатель: Совершенно верно, это А. С. Пушкин (показывается портрет).

Совсем скоро мы будем отмечать 211-летие со дня рождения Пушкина. Кто мне подскажет, когда родился поэт? (6 июня). Все мы любим его стихи, его сказки.

Дети садятся на стулья

Воспитатель: Кто может рассказать о Пушкине?

(ответы детей)

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве, в дворянской семье. Еще мальчиком начал сочинять стихи, много читал. Очень любил слушать рассказы бабушки своей о старине и сказки няни Арины Родионовны.

Ребенок: (читает отрывок из стихотворения)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя.

То, по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит.

То, как спутник запоздалый

К нам в окошко застучит.

Воспитатель: Как называется это стихотворение?

Зимний вечер»)

Много стихов написал А. С. Пушкин, а что поэт еще создал? (ответы детей). Совершенно верно, сказки. Ими зачитываются миллионы взрослых и детей вот уже много – много лет. А какие сказки знаете вы, ребята? (ответы детей).

- «Сказка о Царе Салтане: о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

- «Сказка о рыбаке и рыбке»;

- «Сказка о попе и работнике его Балде»;

- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

- «Сказка о золотом петушке».

Воспитатель: Молодцы ребята! Много сказок вы знаете! Внимание! По – моему к нам спешат гости!

Звучит фонограмма.

Слышатся шаги, в комнату входит, охая и прихрамывая,

Старуха, в руках у нее корыто.

Воспитатель: Бабушка, кто вы, откуда? И что это за корыто? Старуха оглядывает зал, детей, потирает голову, как будто хочет что-то вспомнить.

Старуха: Ничего не помню! Хотя постойте, кое – что начинаю вспоминать. Вроде жила я в какой- то книжке со стариком – недотепой к самого синего моря ровно 30 лет и 3 года. Старик ловил неводом рыбу. А я день- деньской пряла пряжу. Только вдруг я куда – то полетела и вот – оказалась здесь среди вас.

Но кто я такая, не знаю. Может быть вы, ребятки, мне поможете?

Дети приглашают старуху отдохнуть. Называют сказку, из которой она пришла, — «Сказка о рыбаке и рыбке».

Читают отрывок из сказки.

Старуха: Все в моей голове перепуталось. Ох – ох – ох! Ребятки, давайте еще раз, ничего не могу понять …

— Это сколько же лет мы прожили со стариком у самого синего моря? (30 лет и 3 года). Молодцы, внимательные!

— Сколько раз мой старик виделся с рыбкой? (6 раз).

— А что было в неводе, который старик вытянул в первый раз? (Тина).

— Сколько просьб старика выполнила золотая рыбка? (4 просьбы).

— Что старик просил для старухи? (Корыто, избу, превратить в дворянку, в царицу, в владычицу морскую).

Как называется старинный женский наряд, в котором старуха встретила старика, когда стала дворянкой? (Дорогая соболья телогрейка).

Как называется предмет домашнего обихода, с которым в конце – концов осталось жадная старуха? (Корыто).

Старуха: Ну и молодцы! Теперь я все вспомнила! Но настала пора возвращается в сказку. Но перед этим я предлагаю сыграть в одну интересную игру – «Море волнуется …»

Игра «Море волнуется …» — физпауза

Старуха уходит

Звучит фонограмма,

В зале появляется Царица

Царица: (глядясь в зеркальце)

Свет мой, зеркальце! Скажи!

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Зеркало не отвечает. Царица дышит на него, трет, встряхивает. И сердито говорит:

Ах ты, глупое стекло!

И молчишь ты мне назло!

Увидев детей, Царица повелительным тоном приказывает:

Подать мне трон!!!

Воспитатель: Не стоит так сердиться, проходите, пожалуйста! Кто вы?

Царица: Кто, кто? Все в этом мире перевернулось, вспомнить ничего не могу. Может, ребята мне подскажут? Знаю, что из сказки, а какой?

Ребята называют название сказки –

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Царица: Да – да, припоминаю! А отрывочек какой – нибудь помните?

Ребеночек читает отрывок из сказки.

Царица: Вот молодец! Возьми – ка за это, дружок, от меня в подарок яблочко наливное (достает большое яблоко). Гляди какое!

Так свежо и так душисто,

Так румяно, золотисто!

Будто медом налилось.

Видны семечки насквозь!

Воспитатель: Подожди! Подожди, Царевна угощает детей!

Царевна: Это еще почему?

Воспитатель: Ребята, ответьте нашей гостье, вы знаете:

- Как хотела злая мачеха погубить молодую царевну?

- С кем любила разговаривать мачеха? (Зеркало)

- Как звали жениха молодой Царевны (Елисей)

- Помните кличку собак, Где нужно искать молодую Царевну? (Ветер)

- К кому обращался до этого Елисей? (К солнцу, месяцу)

В этот момент звучит русская народная мелодия.

Злая Царевна исчезает.

В зал величаво «вплывает» Царевна – Лебедь.

Исполняет русский народный танец.

Воспитатель: Царевна – Лебедь! (кланяется)

Милости просим к нам!

Царевна – Лебедь: разве вы меня узнали?

Воспитатель и дети: Узнали, конечно! Ты – Царица – Лебедь из «Сказки о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне — Лебеде».

Дети читают отрывки из сказки.

Царевна – Лебедь: Как приятно, что вы меня узнали!

- Вы даже можете мне ответить, как назвался остров, мимо которого проплывали корабельщики, направляясь в царство славного Салтана? (Остров Буян).

- И в кого я, Царевна – Лебедь, превращала князя Гвидона? (в шмеля, в муху, в комара).

- А кого шмель в сказке ужалил прямо в нос? (Сватью Бабариху).

- Кем приходили князю Гвидону ткачиха и повариха? (Тетками).

- Кто жил и под каким деревом распевал: «Во саду ли в огороде …» (под елью белочка).

- Что грызла белка? Какие были ядра орехов? (золотые орешки, ядра – чистый изумруд).

- Сколько богатырей выходило из вод морских возле острова, где правил князь Гвидон?

Правильно!

В чешуе, как жар горя,

33 богатыря.

Все красавцы удалые,

Великаны молодые!

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор!

(Дети досказывают фразы, Царевна – Лебедь уходит).

Внезапно в комнату влетает чертенок

Чертенок: Вы что тут сидите? А, ну, вставайте, со мной порезвитесь! (проводится физминутка).

Физминутка.

Черти весело скакали,

Громко, весело кричали.

Побежали, увидали –

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками – топали,

Ручками – хлопали.

Влево, вправо наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет!

Всем, друзья, физкульт привет!

Чертенок: Ого! Сколько детей! Как тут шумно! А что я слышу? Моря шум? (усаживает детей) И как я здесь оказался? И откуда я? Кто я? Из какой сказки?

Ответы ребят.

Зачитываются отрывки из сказок.

Воспитатель:

- Какой работник нужен был попу? (Повар, конюх и плотник)

- Какую плату попросил Балда за работу? (В год три щелчка по лбу)

- Каким было первое задание чертенка? (Кто скорее обежит вокруг моря)

- А второе задание? (Кто дальше всех бросит палку)

- Какое испытание придумал Балда? (Поднять кобылу и пронести ее пол версты)

- Что случилось с попом после трех щелчков по лбу?

(1 – подпрыгнул до потолка;

2 – лишился языка;

3 – вышибло ум у старика)

Чертенок: Как вы мне помогли! Теперь я снова могу вернутся в сказку! Прощайте! (убегает)

Звучит фонограмма.

Появляется Петушок.

Петушок: Ку – ка – реку!!! Царствуй, лежа на боку!

Воспитатель: Ребята! Мы ведь с вами недавно читали эту сказку. Как она называется? («Петушок»)

А вы помните, что сказал мудрец Дадону о золотом петушке?

Послушайте!

Посади ты, эту птицу –

Молвил он царю, — на спицу;

Петушок мой Золотой

Будет верный сторож твой.

Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно,

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной,

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенется,

И в то место обернется!

Петушок: А, что вы, ребята, еще из моей сказки знаете?

Ребята зачитывают отрывки.

Воспитатель: Мы должны и Петушку помочь вернутся в свою сказку. Кто знает:

- Как звали Царя в сказке «О Золотом Петушке» (Дадон)

- Кто подарил Царю Дадону Петушка? (Звездочет)

- Что кричал Петушок, сидя на спице? (Ку – ка – реку!!! Царствуй. Лежа на боку!)

- Какую награду получил звездочет? (Шаманскую царицу)

- Что случилось с царицей после смерти царя (Пропала. Будто вовсе не бывало)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст