Консультирует логопед

Спрашивайте – отвечаем!

Вопрос: Какие причины могут привести к нарушению нормального

становления речи у ребенка?

Ответ: Их множество. Это могут быть:

различные неблагоприятные воздействия в период

внутриутробного развития;



родовые травмы;

тяжело протекающие детские болезни;

понижение слуха различной степени и пр.

Вопрос: В каком возрасте следует обратиться с ребенком за консультацией

и помощью к логопеду?

Ответ: Чем раньше – тем лучше. Рано начатые логопедические занятия

Позволят быстрее преодолеть отставание в речевом развитии, т.к.

Легче активизируются компенсаторные возможности детей.

Вопрос: Какими особенностями отличаются дети, страдающие

недоразвитием речи?

Ответ: Для большинства из них характерно:

недостаточно развитое внимание;

отвлекаемость;

неумение сосредоточиться.

Значительная часть детей отличается моторной неловкостью,

затруднением переключения с одного движения на другое.

Как правило, эти дети плохо рисуют и лепят, испытывают трудности

в обиходных навыках (шнурование ботинок, застегивание и

расстегивание пуговиц).

Вопрос: Чем, помимо нарушения звукопроизношения, характеризуется

речь ребенка с недоразвитием речи?

Ответ: Речевые возможности таких детей ограничены:

словарь значительно беднее;

понимание речи во многом ситуативно;

незнание многих слов;

отсутствие или недостаточность фразовой речи;

наличие аграмматизмов;

нарушения звуконаполняемости и слоговой структуры.

Опыт практической работы показывает, чем раньше начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее результаты.

Чтобы ваш ребенок говорил правильно.

Логопед рекомендует:

Говорите с малышом медленно, короткими фразами;

пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык» сами и не разрешайте делать это другим взрослым.

Уделяйте ребенку побольше времени,

будьте чаще с ребенком, используйте вашу повседневную деятельность для общения, называйте свои действия, предметы обихода и пр.



Поощряйте любые попытки малыша заговорить:

Ваш малыш начнет разговаривать только тогда, когда Вы захотите его слушать.

Не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно.

Каждый день читайте малышу, ни в коем случае не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок просит Вас почитать; не раздражайтесь, если придется много раз читать одну и ту же книжку, которую особенно полюбил Ваш малыш: радуйтесь, что он уже книголюб и имеет свои пристрастия.



Поощряйте любопытство, стремление задать вопросы, для этого отвечайте

на каждый детский вопрос.

Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми.

Родителям необходимо знать:

Артикуляционный аппарат является основой для звукопроизношения.

Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объём которой

зависят от положений подвижных органов:

губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба, «маленького язычка».

Правильное положение и движение органов речи, необходимых

для произношения звуков называется АРТИКУЛЯЦИЕЙ.

Артикуляционная гимнастика, которой на первых порах обучения

необходимо уделять особое внимание, способствует развитию

артикуляционного аппарата, что в большинстве случаев компенсирует

недостатки произношения.

Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно, перед зеркалом,

легко, непринужденно, в форме игры.

Продолжительность артикуляционных упражнений не более 7-10 минут.

Артикуляционная гимнастика.

Что это и для чего она нужна?

Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы – чтобы они стали ловкими сильными, подвижными.

А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?

Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для

всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Решению этой проблемы помогут занятия артикуляционной гимнастикой.

Проводить такую гимнастику лучше всего в виде веселой и занимательной

сказки.

Детям 2х -4х лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить»

правильное звукопроизношение.

Дети 5-6 лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что его язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться

с первого раза даже у Вас.

Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем».

Работа над развитием речи включает:

Выработку правильного звукопроизношения.

Пополнение словарного запаса.

Усвоение грамматического строя.

Обучение рассказыванию.

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка.