Логопедическое занятие для детей дошкольного возраста по обучению звуко-буквенному анализу.

Тема занятия : «Путешествие по звуковой стране».

Цель: формирование фонематической системы языка.

Воспитательные задачи:

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Воспитывать умение заботиться (стремление помочь, отзывчивость).

Формирование мотивации к проявлению детьми коллективизма, любви к людям и пр.

Обучающие задачи:

Научить выражать различные эмоциональные состояния людей.

Коррекционные задачи:

Неречевые:

Развитие слухового и зрительного внимания детей.

Развитие воображения.

Развитие общей и ручной моторики.

Речевые:

Активизация словаря детей.

Совершенствование лексико-грамматического строя речи (функций словообразования и словоизменения).

Развитие функций фонематического анализа и синтеза.

Развитие фонематических представлений.

Повторение гласных звуков.

Знакомство с понятием: «слог».

Формирование умения определять количество слогов и их последовательность.

Подбор правильных слов квазиомонимов.

Развитие связной речи детей.

Оборудование:

Предметные картинки по лексической теме : «Транспорт».

Карточки с буквами.

Картонные «чемоданчики-конверты» с номерами 1, 2, 3 ( по количеству слогов в ловах).

6 предметных картинок для дидактической игры : «Собираем чемодан в путешествие».

Пальчиковый театр ( животные жарких стран).

Предметные картинки и карточки с отдельными слогами к каждой из них.

Оргмомент.

Л: «Здравствуйте, ребята». (Дети здороваются)

Л: Ребята, мы сегодня отправимся с вами в Звуковую страну! Это далеко и пешком туда не дойти. Давайте подумаем, на чем же мы может туда добраться.

( На доске висят предметные картинки по лексической теме « Транспорт»: 1. Автобус 2. Трамвай 3. Поезд 4. Машина 5. Вертолет 6. Самолет )- Дети по очереди их называют.

Л: «Как все это называется одним словом?» (Д: «Транспорт»)

Выделение фонемы в слове.

Л: «Молодцы! Водителями сегодня будете вы сами! Для этого вам нужно найти транспорт, название которого начинается на тот же звук что и ваше имя. Как вы думаете, кто из вас будет управлять автобусом? Какой первый звук в этом названии ( Д: « Первый звук [А], поэтому им управлять будет Аня»).

( Далее дети самостоятельно подбирают «свой» транспорт).

Л: « Вот мы и определились, на чем отправимся в путешествие. Вы молодцы, только будьте внимательны: после каждой остановки наш транспорт будет меняться на следующий! Перед началом путешествия нам нужно собрать чемоданы с вещами, которые могут нам пригодиться. Едем домой их собирать. На чем мы поедем сначала?»

Д: «Едем на автобусе, а водитель Аня». (Имитация езды на автобусе: «рулим», «едем», подпрыгивания на месте, мягкие покачивания из стороны в сторону).

Слоговой анализ. Дидактическая игра « Собираем чемоданчик в путешествие».

(Перед детьми выкладываются пронумерованные «чемоданчики-конверты» (1,2,3)).

Л: Ребята, давайте собирать вещи в дорогу. Каждый предмет должен лежать на своем месте. Сколько в названии предмета будет слогов, в чемоданчик с таким номером мы его и поместим.

Давайте вспомним, как можно определить, сколько в слове гласных звуков?»

Д: « Слово можно «отхлопать».

Л: «Молодцы! Сколько раз хлопнули — столько в нем гласных звуков. А сколько гласных — столько и слогов».

( На стол (в перевернутом виде) выкладываются картинки по количеству детей. Каждый ребенок, переворачивая по одной картинке, отхлопывает название и кладет ее в нужный «чемоданчик»).

Л: «Вот мы и собрали наши чемоданчики. Отправляемся в путь!»

( «Едем с Таней на «трамвае» — имитация раскачивания, с Пашей на « поезде» — «Чух-чух-чух» — круговые движения руками, согнутыми в локтях).

Активизация слухового внимания (работа со словами квазиомонимами).

Л: « А вот и первая остановка. Остановка похожих слов. Ой, ребята, кто это нас здесь встречает?»

( Пальчиковая игрушка « панды»)

Д: « Панда!»

«Панда»: Ой, ребята! Как я рад вас всех видеть! Я долго придумывал стишки и наконец-то придумал. Но, оказалось, что я перепутал в них некоторые слова! Помогите мне пожалуйста исправить мои ошибки. Поможете?»

Д: « Да, поможем».

«Панда»:

- Вода бежит в прохладной печке… (д: «в речке»)

- Паленья полыхают в речке… (д: «в печке»)

- Все уселись мы на песенку…(д: «на лесенку»)

- И поем мы дружно лесенку… (д: « песенку»)

- На пляже тепленький лесок… (д: «песок»)

- В дали березовый песок… (д: «лесок»)

- Далеко идти мне пень… (д: « лень»)

-Лучше сяду я на лень… ( д: «пень»)

« Панда»: « Фу-х! Большое спасибо!!!

Л: «Ну, панда, хотел ты нас запутать, но детки молодцы, все ошибки твои исправили! Отдыхай, а мы поедем дальше». ( Миша на «машине»).

Пантомима: « Прогулка в лес».

Л: « А вот и новая остановка. Ой, а где это мы? Это лес! Давайте прогуляемся».

( Имитация прогулки). Л+Д:

Заблудились мы в лесу. (грустно)

Закричали все: «АУ!» (громко)

Никто не отзывается, (печально)

Лишь эхо откликается

Наше эхо возвращается к нам тихо : «Ау! Ау!»

ЭХО! ЭХО!

Вот потеха!

Это эхо каждый раз (весело)

Передразнивает нас!





Л : « А вот и наша тропинка. На чем поедем дальше?»

Д: «На вертолете» («летим» с Викой).

Совершенствование фонематического анализа и фонематических представлений.

Л: « Вылетели из леса. Приземляемся. Смотрите, а здесь живут гласные. ( Помещаются карточки с буквами на доску). Давайте их назовем. И вспомним в домике, какого цвета они живут».

Д: ( по очереди) « А, О, У, И, Ы, Э. Это гласные звуки, их можно петь, и обозначаются они красным цветом».

Л: « Посмотрите, кто это к нам прибежал?» (Пальчиковая игрушка тигра) (Дети: «Тигр»)

« Тигр»: « Ребята, я очень хочу подружиться с гласными. Помогите мне, пожалуйста».

Л: « Ребята, давайте поможем ему. Для этого нам необходимо выделить и назвать гласные звуки в начале каждого из слов, которые нам будет называть «тигр».

( Дети (на слух) определяют первый гласный в предложенных словах в начале, а затем в середине слов).

Л: « Молодцы, а теперь сами придумайте слова, которые будут начинаться на гласный звук».

(Дети придумывают слова). Прощаемся с тигром.

Л: « Молодцы. Полетели дальше». ( На «самолете» с Севой).

Работа со слогом.

Л: « А вот наша последняя остановка. Нас встречает жираф». (Пальчиковая игрушка). « Он что-то потерял».

( На доску помещается предметная картинка и первый слог к каждой из них).

Картинка (маки) слог – МА.

Л: « Дети назовите картинку».

Д: «Маки».





Л: «Прочитайте первую часть слова»

Д: «МА»

Л: « Чего не хватает?»

Д: « КИ» ( логопед помещает вторую часть на доску и дети читают слово целиком).

Л: « Часть слова (согл + гл) называется слогом. Повторите, как называется часть слова?»

Д: «Слог»

( Дети выделяют в остальных картинках слоги, называют те, которых не хватает и называют 1 и 2 слог в каждом слове).

Л: « Скажите, а если в слове слоги поменять местами, что получится?»

Д: « КИ-МА»

Л: « Получилось правильное слово?»

Д: « Нет»

Л: « Можно ли переставлять слоги в словах ?»

Д: « Нельзя».

Л: « Молодцы. Путешествие было очень интересным, но пора нам возвращаться домой. Давайте вспомним, на чем мы сюда добирались»

( Имитация движений «езды» на автобусе, трамвае, поезде, машине, вертолете, самолете).

Подведение итогов.

Л: « Вот мы и вернулись обратно в наш детский сад. Давайте вспомним: где мы были, кого встречали, какие задания выполняли».

(Дети по очереди отвечают).

Л: « Вы все большие молодцы!».