КОНСПЕКТ

логопедического занятия в старшей группе:

ЛОГОСКАЗКА «Пёс Савелий и кошка Алиса»

Составила: учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад № 11»

г. Курчатов Курской обл.

Алтухова Елена Витальевна

2013г.

Цели:

Формирование положительной мотивационной направленности к логопедическому занятию;

— уточнить артикуляцию звука [c];

— закрепить правильное произношение звука [ с ], в слогах, словах,

предложениях;

-закреплять умение чётко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

- закреплять умения строить полные предложения;

-развивать речевое дыхание;

-развивать фонематический слух;

-развивать связную речь;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать координацию речи с движением;

-воспитывать нравственные качества (доброту, дружбу)

Оборудование:

Ширма с прикреплённым мостом, лягушкой, мельницей; фигурки на палочках — собака, кошка, змея, оса; слоговые цветы, д/и « Ритмическое путешествие»; схема составления рассказа по картинкам, д/и «Волшебный мешочек», мелкие игрушки, домик дедушки, магнитофон.

Ход занятия

Организационный момент.

Л: Здравствуйте, ребята!

Посмотрите, как много гостей сегодня у нас в группе. Давайте поздороваемся, скажем всем: «Доброе утро!»

Садитесь на стульчики.

Введение в игровую ситуацию:

Сегодня у нас необычное занятие. Я предлагаю вам отправиться в путешествие — в сказку!

Хотите побывать в сказке?

Д: Да!

Л: Замечательно, тогда слушайте! (Звучит тихая, спокойная музыка)

Л: В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них

В сказке может всё случиться,

Сказка в двери к нам стучиться,

Скажем гостье: «Заходи!»

Не далеко, не близко, не высоко, не низко. В одной маленькой избушке жили-были Пёс Савелий (появляется) и кошка Алиса (появляется).

Жили они дружно и весело. Вместе играли, вместе работали. И всё-то у них было хорошо. Но вот однажды …

Алиса: Плачет

Савелий: Что случилось Алиса? Почему ты плачешь?

Алиса: Я такая большая, а кращиво говорить ещё не умею.

Штыдно мне!

Савелий: Да… Не получается у тебя этот звук. Что же делать? Придумал! Алиса, пойдём к моему дедушке в гости. Он всё знает, всё умеет и обязательно научит тебя правильно говорить звук -с-.

Алиса: Мяу – мяу. Шкорее пойдём.

Л: Отправились Алиса и Савелий в соседнюю деревню к дедушке… (музыка)

Л: Идут они, идут и видят … Что это, дети?

Д: Мельница.

Дыхательная гимнастика:

Л: Мельница укажет нам дорогу к дедушкиному дому. Куда крылья вращаются. Туда и идти надо.

Посмотрите, ведь не работает мельница.

Что нужно сделать, чтобы закрутились крылья мельницы?

Алиса: Наверное, надо подуть на неё!

Савелий: Да, давай подуем! ( Дуют вместе)

Савелий: Ничего не получается. Ребята без вашей помощи никак не обойтись. Подуем вместе!

Л: Дети, поможем Алисе и Савелию? (Да.)

Чтобы мельница заработала надо дуть правильно. Встаньте к ней ближе, сделайте глубокий вдох носом и долгий выдох ртом. Помните, щёки при этом не надувать. Вдох, выдох!(3 раза)

(дети по очереди подходят к мельнице, дуют.)

Савелий: Закрутились, завертелись крылья мельницы. Спасибо, ребята!

Заработала мельница, показала дорогу к дедушкиному дому. Идём, Алиса, дальше!

( Звучит музыка)

Л: Посмотрите, ребята, на пути — река, через реку мост перекинут. Чтобы пройти по мосту, надо спеть песенку воды.

Л: Маша, расскажи нам пожалуйста стихотворение. Всем станет понятно, о какой песне идёт речь.

В речке плещется вода

Слышишь, как поёт она?

Эту песенку водички

Капли звонкие сестрички,

Выполняют в тишине: с-с-с.

Савелий: Как же быть, ребята? Ведь Алиса не умеет петь такую песню!?

И дедушкиного дома ещё не видно. Кто же научит бедную Алису?

Алиса: Плачет. Всё! Никогда не научусь! Вшегда буду говорить так шмешно!

Л: Не расстраивайтесь Алиса и Савелий. Ребята помогут вам. Они совсем недавно тоже не умели правильно произносить -с-, но уже научились и с радостью помогут Алисе. Правда, ребята? (Да.)

Характеристика звука [ с ]:

Давайте вспомним, когда мы произносим -с-:

Что делают губы? ( Улыбаются)

Где находится язык? ( Внизу за зубами)

Где проходит воздух? ( Посередине языка)

Л: Алиса, слушай меня и делай как я говорю. Ребята, вы тоже выполняйте вместе с Алисой.

Язык широкий, как можно ниже;

Кончик к нижним зубкам ближе

Посередине языка бежит воздуха струя;

Улыбнись и посвисти,

Звук с-с-с- произнеси.

Алиса и дети: с-с-с-.

Алиса: с-с-с- . Какой звук красивый! Спасибо, ребята!

Автоматизация изолированного звука [c]:

Л: А теперь, друзья, посмотрите, как наши ребята играют с этим звуком.

Игра « Речка».

Вот и лягушка ждёт, чтобы вы её покатали по речке.

Итак, поставьте лягушку в то место, где начинается река и передвигая её до конца, петь с-с-с-. Играем по очереди.

Л: Не забывайте, надо сделать глубокий вдох и на выдохе произносить с-с-с-.

Алиса: Как с вами интересно, ребята! Ведь мы с вами можем перейти через мост и отправиться в путь дальше. Мне очень хочется показать дедушке, как я красиво говорю с-с-с-.

Л: Отправились они дальше.

( Звучит музыка «Полёт осы»)

Савелий: Что это такое? Ребята, это же оса! Не хочет нас пропускать. Того гляди укусит!

Л: Оса приготовила для наших сказочных героев несколько заданий. Поможем им? (Да).

Автоматизация [c] в слогах:

Она любит летать по цветам и при этом поёт разные песни. Я раздам вам цветы, и вы узнаете, какую песню предлагает каждому спеть Оса.

Читаем слоги, написанные на вашем цветочке. ( СА, СЫ, СО, СУ, АСА, ЫСЫ, УСУ, АС…)

Итак, играем в игру «Ритмическое путешествие» — произносим ваши слоги.

Если цветы расположены рядом, то слоги надо произносить подряд.

Если на расстоянии — надо выдержать паузу. Сейчас, по очереди «полетаем по цветам», напевая каждый свою песенку.

Новое задание.

Автоматизация [c] в словах, предложениях:

Придумайте как можно больше слов, начинающихся со слога, который написан у вас на цветке.

Не улетает Оса, ждёт, когда же вы допустите ошибки.

На моём большом цветке написано предложение, я прочитаю, а вы произнесите его правильно.

У осы не усы, не усищи, а усики.

(Оса улетает)

Алиса: Мяу! Молодцы! Правильно выполнили задания и Оса улетела!

Можно идти дальше.

Савелий: Ой, ой, злая Змея! Спасите! Шипит, за мной гонится!

Л: Не пропустит Змея Алису и Савелия, если не выполнят её задания.

Поможем ей? ( Да).

Посмотрите: «Волшебный мешочек»

Нужно взять 1 предмет, не вынимая его из мешочка, угадать его на ощупь и назвать.

Дети выставляют на стол мелкие игрушки. (Автобус, самолёт, стол, весы, глобус, лиса.)

А теперь определим место звука [c] в словах.

Л: Молодцы, ребята! Уползла Змея и наши герои могут отправляться дальше к дому дедушки. ( Звучит музыка).

Л: Мне кажется, Алиса и Савелий заблудились и не могут найти дорогу. Если вы сейчас придумаете рассказ по картинкам – случится чудо! Они сразу найдут дедушкин дом!

Составление рассказа по картинкам

Посмотрите на картинки. Правила вы знаете:

Надо составить одно предложение по двум картинкам каждого ряда.

Чтобы получилось интереснее, назовём кошку — Алиса, собаку — Савелий.

А теперь повторим все предложения по порядку, получится рассказ.

Д: Алиса любит сосиски.

Сосиски лежат в сумке.

Сумку охраняет Савелий.

Алиса и Савелий подружились и съели сосиски.

Л: Как хорошо! Теперь Алиса и Савелий найдут дедушкин дом.

(звучит музыка, разворачивается ширма)

Друзья, посмотрите, а вот и дедушкин дом!

Савелий: Спасибо вам, ребята за помощь.

Дедушка будет очень рад, когда узнает, что вы научили Алису красиво говорить и помогли нам найти его дом!

Алиса: Только настоящая дружба способна преодолеть все трудности. Спасибо вам, друзья за помощь!

Мы приготовили для вас угощение — вкусные абрикосы.

Л: Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

- Понравилась ли вам сказка?

- Вспомните, какой звук не умела произносить Алиса?

- Какие препятствия встретились им на пути?

- Вы хотите ещё побывать в сказке? (Да!)

- Тогда очень скоро вас ждет новая сказка!

- До свидания!