«Маленькие помощники»

(хозяйственно-бытовой труд с использованием мнемотаблиц)

Цель: расширить представление детей о хозяйственно-бытовом труде.

Задачи:

учить детей готовить и убирать рабочее место для стирки;

обучить простейшим трудовым умениям и навыкам ручной стирки: намыливать, полоскать, отжимать, развешивать кукольную одежду;

развивать умение детей действовать самостоятельно при помощи мнемотаблиц;

формировать бережное отношение к вещам и аккуратность;

Материалы и оборудование: 4 стола, 3 таза, 2 ведерка детских, мыло с мыльницей, губка, 2 куклы в одежде, сушилка, полотенце, тряпочки, фартуки клеенчатые, магнитная доска, мнемотаблицы, эмблемы.

Участники: 5 детей 4 – 5 лет, воспитатель.

Предварительная работа: беседа с детьми о «маминых помощниках» (стиральной машине), беседа о том, как заботится о своем внешнем виде, чтение стихотворения «Мойдодыр», целевое наблюдение «Мы в прачечной». Беседа с детьми о процессе организации труда по мнемотаблицам.

Ход занятия

Организационный момент

-Добрый день, ребята! Садитесь удобнее и слушайте внимательно!

Воспитатель вносит игрушку – Чистюлька.

Чистюлька: Здравствуйте, ребята! Я – Чистюля. Всем ребятам помогаю, чистоту я навожу, убираюсь, постираю и порядок наведу. Сегодня в гости к вам пришла, и письмо я принесла.

Воспитатель достает из кармана у Чистюли письмо и читает его детям:

«Жили-были две подружки Маша да Катюшка!

В гости Ирочка пришла: чай случайно, разлила,

Что же делать? Как же быть?

Как им праздник не отменить,

Ведь у Маши день рожденье,

Как поднять всем настроенье?»

Чистюля: Ребята, давайте пригласим кукол к нам.

Помощник воспитателя приносит кукол и садит их на стол.

- Маша и Катюша, садитесь сюда. Ай – ай, как же вы замарались, какими грязными стали. Так нельзя себя было вести.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, можно ли куклам помочь? Как? (ответы детей) Правильно, мы можем постирать грязную одежду и искупать их.

— Ребята, платье, юбка, кофта, трусики – как одним словом это называется? (одежда).

- Ребята, скажите, а в чем стирают одежду? (в стиральной машине, в тазу)

- Дорогая наша, Чистюля! Ты садись пока, будешь нашим детям помогать и советы раздавать.

Основная часть:

Воспитатель:

Быстро мы беду исправим,

Всю одежду постираем! Но стирать ребята, это не простая работа. Что сначала нужно сделать перед стиркой?

Воспитатель выкладывает картинку фартука (надеть фартук).

- Как вы думаете, зачем мы их надеваем? (правильно, чтобы не испачкать и не намочить одежду). У каждого из вас, на стульчике весит фартук. Дети, с эмблемой уточки будут мыть кукол, а с эмблемой вишенки стирать и полоскать одежду. (Дети надевают фартуки).

Воспитатель: Сегодня нашими помощниками будут карточки.

- Ангелина, иди, расставь картинки в той последовательности, как мы будем готовиться к стирке (ребенок раскладывает картинки, дети и воспитатель следят за последовательностью).Молодец, иди садись!

- Наташа, иди, расставь, картинки в той последовательности, как мы будем стирать нашу одежду.

- Сначала мы платья намочим в воде (ребенок выставляет соответствующую мнемотаблицу)

- Затем будем намыливать мылом и стирать руками (соответствующее изображение, показ)

- Чтобы смыть мыло, нужно снова опустить платье в воду и пополоскать (выставить соответствующую мнемотаблицу)

- Затем выжать двумя руками (показ воспитателя)

- Что мы будем делать потом? Полоскать (выставляет мнемотаблицу с изображением таза с чистой водой)

- Покажите, как нужно отжать платье, чтобы вода не капала? (показ педагога)

- Что нам нужно сделать, чтобы платье стало сухим? (соответствующая мнемотаблица)- повесить сушиться.

- Ребята, а если мы во время стирки набрызгаем или прольем воду, что нам тогда делать? Что нам пригодится, чтобы вытереть пол? (тряпка)

Воспитатель: Ребята, куклы у нас тоже испачкались, их нужно помыть. Как это сделать, нам укажут наши помощники – картинки.

Юля, иди, расставь карточки, в той последовательности, как мы будем мыть наших кукол.

- Что нам нужно сделать с куклами? (раздеть и помыть их)

- А где и чем вы будете их мыть? (картинки таза с мылом и губкой)

- Затем нам надо кукол посадить на полотенце, чтобы они высохли (изображение полотенца)

Воспитатель берет в руки Чистюлю и от ее имени подсказывает детям, что нужно сделать.

Чистюля: Еще раз вам напоминаю: дети с эмблемой уточки моют кукол, а с эмблемой вишенки стирают одежду. А теперь, ребята, приступаем к работе, а если вы что-то забудете, то вам всегда придут на помощь карточки-помощники.

Дети готовят рабочее место: столы, тазы, воду, мыло, полотенце, и т.д.

Чистюля: расскажи, Ангелина, что нужно делать? (намочить одежду, взять мыло, намылить, положить мыло обратно, начать стирать)

Чистюля: стирать, ребята, нужно аккуратно, чтобы вода не выливалась.

Чистюля следит за правильностью стирки, отжима одежды. Поочередно подходит к группе детей, которые купают кукол, помогает, активизирует детей с помощью вопросов: чем ты моешь куклу, для чего тебе нужно мыло?

Чистюля: постирали мы платья, но их нужно еще прополоскать, чтобы не осталось мыла. Выжимаем, встряхиваем и вешаем одежду сушиться.

А теперь давайте уберем за собой рабочие места.

Заключительная часть

Воспитатель:

— Молодцы вы ребята, стирали, полоскали и, наверное, устали. Посмотрите, какие куклы у нас стали чистые и красивые! И, конечно, же спасибо нашей Чистюле, за то, что к нам пришла и помогла, советы раздала.

Чистюля: Ребята, вы были такие молодцы! Так хорошо трудились! Я вами довольна! Я к вам обязательно еще приду. Досвидания!