Государственное Бюджетное Образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 1010

Наблюдения на прогулке

« Таяние снега»

подготовила

воспитатель средней группы

Мотина Ирина Александровна

Москва 2013

Наблюдение за таянием снега.

Цель: учить устанавливать взаимосвязи в природе; формировать понятие, что , когда тает снег, он превращается в воду. Вода собирается в ложбинках, и образуются лужи. Там, где солнышко не попадает, в тени- снег тает медленно; формировать представления о первых весенних представлениях в природе. Показать свойства снега весной. Начинает таять. На крышах появляются сосульки. На сугробах образуется жесткая ледяная корка – снег на солнце тает, а когда солнце скроется, водичка замерзает и образуется ледяная корка. Снег уже не пушистый, как зимой.

Ход занятия:

Снег теперь уже не тот —

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Стало небо выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Обратить внимание детей на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка — наст. Происходит это потому, что солнце светит ярко, снег сверху подтаивает, а ночью еще морозно. Подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.

Исследовательская деятельность

Рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи.

Сравнить наст, образованный в тени, с настом, образованным на солнце.

Обратить внимание, что снега становится все меньше и меньше, а луж все больше. Предложить детям набрать снег на лопаты и бросить его на солнечную сторону на асфальт. Понаблюдать как снег быстро тает и образуется вода.

К нам весна шагает быстрыми шагамиИ сугробы тают под её ногамиЧерные проталины на полях видныВидно очень теплые ноги у весны.

Почему тает снег? Цель опыта: установить зависимость изменений в природе от сезона. Что нужно для опыта: емкости для снега. Взрослый вносит в помещение колобки из снега, разносит их в местах с разной температурой (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике и т. д.). Через некоторое время предлагает детям принести колобки, выясняет, что произошло с ними и почему некоторых совсем не стало (в тепле снег превратился в воду).

Где снег не тает? Цель опыта: Выявить зависимость изменений в природе от сезона. Что нужно для опыта: Емкости с водой, снегом, льдом. Ранней весной взрослый вместе с детьми наполняет снегом одинаковые по размеру емкости и расставляет их по всему участку. Через определенное время емкости рассматривают и выясняют: почему в некоторых из них снег почти не растаял (они стояли в тени), где и почему быстрее наступит весна — на полянке или в лесу (на полянке; в лесу больше тени от деревьев, снег лежит дольше).

Где будут первые проталинки? Цель опыта: Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Что нужно для опыта: Емкости для каждого ребенка, окрашенные в светлые и темные тона. Ранней весной взрослый вместе с детьми наполняет снегом одинаковые по размеру, но окрашенные в темные и светлые тона емкости, ставит их на солнце и наблюдает за изменениями. Дети сравнивают результаты (в темных емкостях снег тает быстрее). В яркий солнечный день взрослый предлагает детям потрогать кору березы и рябины и сравнить ощущения (кора рябины горячая, березы — прохладная). Выясняют, возле какого дерева раньше появятся проталины (вокруг деревьев с темными стволами).

Подвижная игра

Волк и коза.

Цель: закреплять умение двигаться по кругу по сигналу воспитателя, догонять убегающего.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цели: закреплять умение метать мяч правой и левой рукой;

формировать ловкость, выносливость;

улучшать координацию движений.

Список использованной литературы:

Дыбина О.В. «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

Николаева С.Н. «Место игры в экологическом воспитании дошкольников».

Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений».