Малые жанры устного народного творчества в режиме дня дошкольника.

Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор.

Г. С. Виноградов

Важной задачей нашего общества в настоящее время является духовное и нравственное возрождение, которое возможно осуществить, усваивая культурно-исторический опыт народа. Создавался и закреплялся он в произведениях искусства и устного народного творчества. Особую педагогическую ценность имеет детский фольклор, который отражает традиционную русскую народную культуру. Произведения устного народного творчества помогают формировать любовь к семье, к родной земле и красоте ее природы, то есть пробуждают в ребенке начало чувств патриотизма. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, дает прекрасные образцы русской речи. Через устное народное творчество ребенок приобщается к культуре своего народа, получая о ней первые представления, устанавливает связь между прошлым и современностью. В.А.Сухомлинский считал песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, яркой индивидуальности. Произведения устного народного творчества обладают огромными воспитательными возможностями. Успешность реализации этих возможностей во многом зависит от продуманности педагогических условий введения произведений фольклора в жизнь детей.

В начале своей работы я ставила следующие задачи:

· Подобрать доступные произведения устного народного творчества с учетом возрастных особенностей детей.

· Систематично использовать данные произведения на практике, начиная с младших групп.

· Применять фольклор в различных видах деятельности: игровой, бытовой, трудовой.

· Обновить и пополнить дидактический материал, предметы быта, народные игрушки.

· Проводить итоговые фольклорные праздники совместно с родителями.

Хочу подчеркнуть, что особую важность детский фольклор имеет в работе с детьми младших групп. Основными задачами являются:

· Донести до детей смысловое содержание сказок, потешек, приговорок, колыбельных.

· Научить понимать игровое взаимодействие со взрослым, вызвать интерес.

· Поддерживать внимание детей с помощью эмоциональности.

· Использовать принцип наглядности дидактического материала.

· Поддерживать желание читать наизусть небольшие потешки, прибаутки, колыбельные.

Для заучивания с детьми стараюсь подобрать доступный для понимания материал о мире предметов, игрушек, вещей. Интонация, с которой произносятся потешки, приговорки, помогают установить тесный контакт с ребенком. Детям очень нравится, когда их имя вставляют в потешку, не изменяя содержания, они просят ее повторения, это доставляет большое удовольствие, смех и забаву. Удачно подобранные малые формы фольклора помогают в адаптационный период в работе с детьми, а также в режимных моментах: во время кормления, засыпания, умывания и одевания детей. Принцип поэтапности и цикличности в методике фольклорных занятий помогают осуществить живое общение, учитывая особенности возрастного восприятия и индивидуального реагирования.

Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором – принцип познавательной выразительности, и достигнуть его можно с помощью эмоциональности. Этим и поддерживается внимание детей во время хороводных игр.

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приучается к самобытности слова. Песни-пестушки развлекают детей, создают радостное настроение. С их помощью развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетание, наигрыш. Особая ритмическая организация заключается в колыбельных. Они учат понимать красоту родного языка, закладывая основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому, способствуют освоению грамматического строя речи.

Смешные и остроумные прибаутки и пестушки легко запоминаются, вносят радость в детский быт, веселят и развивают детей. Приговорки про насекомых, явления природы используются в основном на прогулках. Много времени уделяется русским народным сказкам, которые, являясь произведениями народного творчества, несут в себе особый духовный заряд. В них заключено богатое содержание, много сравнений, эпитетов, синонимов и антонимов: например красна девица, ясный сокол. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами.

Таким образом, малые формы фольклора формируют у детей первоначальные навыки художественно-речевой деятельности, вызывают интерес к нему.

Произведения устного народного творчества для детей старшей и подготовительной групп отбираются более тщательно, их диапазон более широк и глубок по содержанию, так как они обладают огромными воспитательными возможностями. Задачи:

· Продолжать знакомить детей с различными формами фольклора: загадками, пословицами, поговорками, небылицами, докучными сказками.

· Формировать интерес к произведениям устного народного творчества.

· Создавать благоприятные условия для усвоения детьми доступного языка фольклорных произведений.

· Через устное народное творчество воспитывать у детей любовь к семье, к родному городу, Родине.

Для осуществления поставленных задач в своей работе я органично включаю различные формы фольклора во все виды детской деятельности. В педагогическом процессе использую такие жанры устного народного творчества, как народные загадки, докучные сказки, заклички, скороговорки.

ПРИЕМ ДЕТЕЙ

Продуманное и хорошо организованное проведение утреннего приема детей имеет большое значение в режиме дня. Приветливая встреча их воспитателем влияет на настроение, работоспособность, дисциплинированность. Если дети знают, что их ждут, что им будут рады, они с большим желанием идут в детский сад.

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою:

- С добрым утром!

- С ясным днем! –

Вот как славно мы поем!

- С добрым утром! – я пою

Маме, папе, бабушке,

И дождю, и воробью,

И траве-муравушке.

- С добрым утром! – я кричу,

Чтоб погромче вышло,

Чтоб по всей стране, хочу,

Людям было слышно.

ГИМНАСТИКА

Приглашение на гимнастику

А сейчас все по порядку

Встали дружно на зарядку.

Рано солнышко встает,

На зарядку всех зовет.

А наши-то ребятки

На утренней зарядке

Все делают как нужно,

Шагают в ногу дружно!

Дети маршируют стоя на месте или идут по комнате и под маршировку произносят текст игры:

Раз, два, раз, два,

Замелькали пятки.

Как чудесно босиком

Бегать на зарядке.

Раз, два, раз, два,

Бегать на зарядке.

Игровые комплексы для общеразвивающих упражнений

Для разнообразия форм проведения гимнастики, с учетом возраста детей, рекомендовано использовать стихотворные тексты в сопровождении с выполнением физических упражнений.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

И бегаем кругом!

Вверх-вниз,

Вверх-вниз,

В стороны — накрест,

В стороны — вниз!

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимаем и на бочок!

Тексты, игры, соответствующие тексту движения, выполняются одновременно всей группой.

Раз-два, раз-два,

Замелькали пятки.

Как чудесно босиком

Бегать на зарядке.

Раз-два, раз-два,

Бегать на зарядке.

Ножки вместе,

Ножки врозь,

Ножки прямо,

Ножки вкось.

Ручки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

На полянке перед домом

Скачет зайка выше всех:

Будет скоро чемпионом,

Ждет его большой успех.

Речевки для заключительной части гимнастики

Если спортом заниматься,

Бегать, прыгать, отжиматься,

Не лениться никогда –

Будешь сильным ты всегда!

Всем зарядку делать надо,

Много пользы от нее.

А здоровье – вот награда

За усердие твое.

- Здоровье в порядке?

- Спасибо зарядке!

УМЫВАНИЕ

Проводится организация умывания постепенно, небольшими группами детей. Детям можно напомнить правила поведения — они должны закатать рукава, намыливание рук и прочие процедуры должны проводиться над раковиной, дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту в умывальной комнате. Нужно следить за тем, чтобы дети пользовались только своим полотенцем и аккуратно вешали его на свое место после процедуры умывания.

Теплая водичка

Моет Тане личико,

Сашеньке ладошки,

Пальчики Антошке.

Водичка-водичка

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки розовели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Тили-тили-тили-тили,

Мы по воду не ходили,

Приходил Егорка,

Приносил ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли,

Бело-набело отмыли,

Лишь головка одна

Все черным-черна!

- С какой горы ты бежишь сюда,

Водичка моя прохладная?

- С той высокой горы, — отвечала вода, -

Где снежная шапка громадная.

- Ответь мне скорей: побежишь ты куда,

Водичка моя прохладная?

- На луг побегу, — отвечала вода, -

Туда, где цветы нарядные.

От водички, от водицы

Все улыбками искрится.

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы.

Катя умывается,

Солнцу улыбается.

О КУЛЬТУРЕ ЕДЫ

Воспитатель должен отразить следующее: как накрыты столы к завтраку (дать оценку детям-дежурным). В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Стоит отметить заботу няни и поваров о детях. Подготовить детей к еде, создав у них хорошее настроение. В процессе еды воспитатель должен постоянно контролировать осанку детей, стараться, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Воспитывать культурно-гигиенические навыки приёма пищи.

Поведение за столом

За столом тихо сидят,

На еду не глядят, а едят.

- Рая, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько,

Не жалейте мыла!

Я уж стол накрыла.

Всем поставила приборы,

Всем салфетки раздала,

Прекращайте разговоры –

Я вам супу налила.

Хлеб в солонку не макайте

И друг дружку не толкайте.

Пообедали? Ну вот!

Что должны сказать?

- Спасибо!

Прием пищи

Завтрак

Утром завтрак у людей

И у птиц, и у людей.

Молоко из крынки пьют

Ваня и Егорка,

Зайцы овощи грызут,

А мышата корку.

У котенка в чашке

Было много кашки.

Две тетери прилетели,

Две тетери кашку съели.

И кричат они котенку:

- Ротозей ты, ротозей!

Если дали тебе кашку

Надо съесть ее скорей!

Кашка масленая,

Ложка крашеная!

Мы Аленку никогда

Не упрашиваем.

Никогда,

Никогда,

Право слово,

Никогда!

Бегемот с утра хлопочет,

Накормить детишек хочет.

Поварешкою стучит, -

- Кушать подано! – кричит.

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли!

Не ворчите вы, кастрюли!

Не ворчите, не шипите,

Кашу сладкую варите,

Кашу сладкую варите,

Наших деток накормите.

Обед

Наш повар очень вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты!

Суп сегодня очень вкусный



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст